Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание 5. Пройдите тест «Сколько лет вы проживете?»

Сколько лет вы проживете зависит от многих обстоятельств, не последнюю роль играют и ваши привычки.

Инструкция. Отвечайте на все вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и серьезно подумайте, может быть, вам необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. И неважно, 20 лет вам или 50, чем раньше вы откажетесь от вредных привычек, тем лучше.

Итак, возьмем число 72 – примерную среднюю продолжительность жизни. Из него нужно вычесть или прибавить к нему набранные в результате ваших ответов баллы.

Вопросы.

  1. Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. Женщинам нужно добавить 4 к 72 – они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины. Следовательно, у мужчин принимается средняя продолжительность жизни 69, у женщин – 76 лет.

  2. Если вы живете в городе с населением более 1 миллиона человек, то вычтите 2 года.

  3. Если на работе вы заняты умственным трудом, минус 3 года.

  4. Если вы живете в пункте с населением менее 10 тысяч человек, то добавьте 2 года.

  5. Если вы занимаетесь спортом 5 раз в неделю, хотя бы по полчаса, то прибавьте 4 года; если два-три раза – прибавьте 2 года.

  6. Если вы женаты (замужем), собираетесь вступить в брак, добавьте 5 лет, если нет, то вычтите по 1 году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).

  7. Если вы постоянно спите больше 10 часов, вычтите 4 года, если по 7-8 часов, ничего не вычитайте.

  8. Если вы плохо спите, вычтите 3 года. Большая усталость, как и слишком продолжительный сон – признак плохого кровообращения.

  9. Если вы нервный, вспыльчивый человек, вычтите 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавьте 3 года.

  10. Если вы счастливы, то добавьте 1 год, если несчастливы, вычтите 2 года.

  11. Если за рулем вы постоянно нарушаете правила, вычтите 1 год.

  12. Если вам постоянно не хватает денег и вы все время ищите, где бы подработать, вычтите 2 года.

  13. Если у вас среднее образование, добавьте 1 год, если высшее – 2 года.

  14. Если вы на пенсии, но продолжаете работать, прибавьте 3 года (полная бездеятельность, отсутствие общения сокращают жизнь).

  15. Если ваша бабушка (дедушка) дожили до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 лет, то 4 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта) вычтите 4 года.

  16. Если кто-то из ваших близких родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, вычтите 3 года.

  17. Если вы выкуриваете больше 3 пачек сигарет в день, вычтите 8 лет, если 1 пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.

  18. Если каждый день вы выпиваете хоть каплю спиртного, вычтите 1 год.

  19. Если ваш вес превышает норму для вашего возраста и роста на 20 кг, вычтите 8 лет, на 15-20 кг – 4 года, на 5-15 лет – 2 года.

  20. Если вы мужчина старше 40 лет и проходите каждый год профилактический осмотр, добавьте 2 года.

  21. Если вам 30-40 лет, добавьте 2 года; 40-50 лет – 3 года; больше 50 лет – 4 года.


Интерпретация. Число, которое получилось у вас в итоге, и есть тот возраст, до которого вы можете дожить. Но, конечно, вы его превысите, если будете лучше следить за собой и откажетесь от вредных привычек.

Задание 6. Протестируйте свои знания и укажите источник, где Вы почерпнули знания по данному вопросу (лекции, монографии, статьи, хрестоматии и т.д.).

1) Идея необходимости построения системы обучения в соответствии с душевными особенностями детей принадлежит

b) Я. А. Коменскому

2) Первая возрастная периодизация детства в России была предложена

d) В. Н. Татищевым

3) Первая книга о психическом развитии ребенка написанная немецким ученым Т. Тидеманом, называется

a) «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»

4) Первые психологические труды по психологии развития и возрастной психологии являлись результатом

b) наблюдений

5) В каком из психологических трудов по психологии развития и возрастной психологии впервые сделана попытка найти общее в развитии детей и определить возрастные ступени развития психических и психологических процессов

d) Б. Прейер «Душа ребенка»

6) Кому принадлежит открытие генезиса рефлекторной деятельности, роли речевых символов, материалистического понимания формирования психической деятельности у маленького ребенка

b) И. М. Сеченов

7) Кому принадлежат слова о ведущей роли обучения и воспитания в развитии личности ребенка: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить

c) К. Д. Ушинскому

8) Источниками психического развития являются

d) Биогенетические и социогенетические

9) Педология как наука возникла

d) В середине 19 века

10) Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», запретившее педологию вышло

a) 4 июля 1936 г.

11) Педологию критиковали за: 1)антипсихологизм; 2)приверженность к социогенетическим концепциям развития ребенка; 3)увлечение необоснованными тестами; 4)приверженность к биогенетическим концепциям развития ребенка; 5)механистическую совокупность психологических, физиологических, биологических концепций развития ребенка

b) верны 1,2,3,5

12. Какие из систем взглядов на личность ребенка зародились в период педологии


a) система воспитания личности и коллектива А. С. Макаренко и теория развития высших психических функций Л. С. Выготского

13. Генетический закон культурного развития гласит:

a) всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией;


ТЕМА 2. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Задание 1. Составить словарь терминов.

Используя рекомендуемые источники основной литературы, составьте словарь терминов по теме «Проблема возраста в психологии развития и возрастной психологии». В словаре должно быть не менее 30 слов.


  1. Аккомодация - (от лат. accommodatio - приспособление, приноровление) термин Ж. Пиаже. А. - процесс, противоположный ассимиляции; А. - всякая модификация схемы действия или структуры, которая происходит под влиянием новых свойств объекта.

  2. Анимизм - термин Ж. Пиаже. А. - особенность детского мышления, приписывание неодушевленным предметам моральных чувств, переживаний, сознания.

  3. Антиципация - (от лат. anticipatio) предвосхищение. А. - представление предмета или результата действия и т.п. в сознании человека до того, как они будут реально восприняты или осуществлены.

  4. Артификализм - термин Ж. Пиаже. А. - особенность детского мышления; понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека.

  5. Ведущая деятельность - деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

  6. Возраст - единица измерения (годы, месяцы, дни и т.д.) длительности существования одушевленных и неодушевленных объектов внешнего мира. По отношению к развитию ребенка различают хронологический и психологический возраст.

  7. Высшие психические функции - термин Л.С. Выготского. ВПФ - прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредованные по строению и произвольные по способу осуществления сложные психические процессы. Закон развития ВПФ - "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая" (Л.С. Выготский).

  8. Генезис - (от греч. genesis - происхождение) происхождение, возникновение; в широком смысле момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

  9. Генетика - (от греч. genesis - происхождение) наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

  10. Гетеросексуальность - (от греч. heteros - другой, иной и лат. sexualis - половой) половое влечение к особям противоположного пола.

  11. Гештальтпсихология - (от нем. gestalt - форма, образ, структура) одна из основных школ научной психологии 1-й половины ХХ в; подчеркивала целостный, структурный характер психических явлений. Сложившись первоначально на основе исследования зрительного восприятия, распространила принцип структурности на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка.

  12. Госпитализм - дефицит общения с близкими взрослыми в первые годы жизни ребенка, ведущий к нарушениям в его психическом и физическом развитии.

  13. Дактильные слова - (от греч. daktylos - палец) слова, представленные с помощью пальцевой азбуки, для глухих и слепоглухих людей.

  14. Девиантное поведение - поведение, не соответствующее сложившимся в обществе нормам, правилам, ожиданиям.

  15. Депривация - отсутствие условий для удовлетворения потребностей организма. См. Сенсорная депривация.

  16. Детская психология - отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. Д.п. выделилась в самостоятельную отрасль знания в конце XIX в. На основе детской психологии в настоящее время возникают новые отрасли психологии - детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.

  17. Детство - этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.

  18. Идентичность - целостность личности. В теории Э. Эриксона, И. - чувство личной тождественности (Я - тот же самый, несмотря на те изменения, которые происходят в процессе роста и развития) и социальной принадлежности (Я - часть социальной группы) и идеал саморазвития.

  19. Импринтинг - (англ. imprinting - запечатление) в этологии - запечатление в критические периоды жизни значимых для поведения животного отличительных признаков объекта, вызывающее реакцию следования за этим объектом.

  20. Интериоризация - (от лат. interior - внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

  21. Инфантилизм - (от лат. infantilis - младенческий, детский) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

  22. Комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, включающая следующие компоненты: зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; голосовые реакции в форме гуканья и гуления; протягивание ручек и ножек к взрослому и др. К.о. - первая поведенческая реакция ребенка, проявление специфически человеческой потребности - потребности в другом человеке, критерий окончания кризиса новорожденности. В норме К.о. появляется к середине третьего месяца жизни ребенка.

  23. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

  24. Номотетический и идеографический методы - (от греч. nomothetike - законодательное искусство; idios - особенный, своеобразный и grapho - пишу) способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что И.м выявляет в предмете его индивидуальность, а Н.м. - его включенность в законосообразные связи и зависимости. И. м. является специфическим для наук о культуре. Он особенно важен для характеристики уникальных событий, цельных культур, образований, индивидуального развития и поведения людей.

  25. Онтогенез - (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) термин введен немецким биологом Э. Геккелем. В биологии О. - индивидуальное развитие организма от момента его зачатия до смерти. В психологии: а) период, который начинается после рождения и продолжается до конца жизни; б) период становления и формирования личности, включающий только периоды детского и юношеского развития.

  26. Оперантное обусловливание - термин введен Б. Скиннером. О.об. - форма научения, при которой спонтанное или инициированное экспериментатором движение животного получает подкрепление. Оперант является синонимом для термина "подкрепление". О.об. лежит в основе программированного обучения.

  27. Психоанализ - наука - глубинная психология. Основатель - З. Фрейд. П. - теория личности, ставящая в центр внимания бессознательные психические процессы и сексуальные влечения. П. - способ исследования психических процессов, недоступных другим методам. П. - метод лечения невротических расстройств, на основе психоаналитического исследования личности.

  28. Психологическая готовность к школьному обучению - единство психологических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Два вида П.г. ш. - специальная готовность (сенсомоторная, интеллектуальная) и общая личностная готовность (произвольность, положительное отношение к школе, сформированность общения со взрослым и сверстником).

  29. Психология - (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

  30. Психомоторное развитие - процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторного интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).




Задание 2. Составить синквейн на тему «Возраст».
Возраст

Зрелый, взрослый

Растет, увеличивается, совершенствуется

У каждого человека свой возраст

Годы

Задание 3. Разгадайте синквейны, составленные по теме «Проблема возраста в психологии развития и возрастной психологии».

1)Развитие

всестороннее, гармоничное

продвигает, формирует, образовывает

универсальное понятие

прогресс

2) Возраст

биологический, психологический

меняет, обеспечивает, влияет

определяет своеобразие психики

время года

3) Мотивация

непрерывное, целенаправленное

обогащает, развивает, ведет

условие развития личности

движущая сила
Задание 4. Заполните схему.

Стратегии исследования психического развития






Стратегия формирования психических процессов

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента

Стратегия наблюдения





Построение процесса с заданными свойствами, позволяющими оценить причину развития