Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. Дополните понятие.
Конфликт — это такое отношение между_____субъектами___ ___социального______ __взаимодействия__________, которое характеризуется их _______противоборством_____ на основе ____противоположно________ _____направленных______ мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Задание 3. Дополните понятия содержанием.
Таблица 1.2.2.
Основные структурные элементы конфликта
Стороны конфликта | Это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих |
Предмет конфликта | Это то, из-за чего возникает конфликт |
Образ конфликтной ситуации | Это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия |
Мотивы конфликта | Это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту |
Позиции конфликтующих процессе | Это то, о чем они заявляют в ходе конфликтного взаимодействия |
Задание 4. Исключите лишнее.
Виды внутреннего конфликта:
Мотивационный конфликт. Нравственный конфликт. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Ролевой конфликт. Адаптационный конфликт. Конфликт неадекватной самооценки.
Задание 5. Расставьте правильно на рисунке словосочетания по теме «Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта».
3
2
5
4
1
1 | Условия и факторы | 3 | Деятельность субъектов социального взаимодействия |
2 | Конфликт | 4 | Причины конфликта |
5 | Конфликтная ситуация | | |
Рис. 1.2.1. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
Задание 6. Исключите лишние понятия.
Формы проявления внутренних конфликтов:
Неврастения. Эйфория. Регрессия. Проекция. Номадизм. Рационализм.
Задание 7. Соотнесите правильно – характер конфликтной ситуации и ее проявление.
Таблица 1.2.3.
Классификация конфликтных ситуаций
| Характер конфликтной ситуации | | Проявления конфликтной ситуации |
1 | Недобросовестное исполнение обязанностей 5 | 1 | Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия. Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций. |
2 | Нарушения трудовой дисциплины. Брак в работе. 4 | 2 | Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений. Нарушение этики общения |
3 | Неадекватное представление о конкретных ситуациях 1 | 3 | Брак в работе. Неспособность принять адекватное решение |
4 | Индивидуально-психологические особенности личности 2 | 4 | Нарушения трудовой дисциплины. Брак в работе |
5 | Низкая профессиональная подготовка 3 | 5 | Ошибки в подборе и расстановке кадров. Ошибки в организации контроля. Просчеты в планировании. Нарушение этики общения |
Задание 8. Заполните рисунок.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Внутренние
Внешние
Рис. 1.2.2. Условия возникновения внутриличностного конфликта
Задание 9. Соотнесите правильно – тип конфликта, причина, модель разрешения.
Таблица 1.2.4.
Мотивационные конфликты по К. Левину
| Тип конфликта | | Причина | | Модель разрешения |
1 | Эквивалентный (приближение-приближение) 3 3 | 1 | Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | 1 | Примирение |
2 | Витальный (избегание-избегание) 1 2 | 2 | Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны | 2 | Компромисс |
3 | Амбивалентный (приближение-избегание 2 1 | 3 | Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | 3 | Компромисс |
Задание 10. Соотнесите правильно – способ разрешения конфликта и соответствующее ему содержание действий.
Таблица 1.2.5.
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
| Способ разрешения | | Содержание действий |
1 | Компромисс 4 | 1 | Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе |
2 | Уход 5 | 2 | Перевод психической энергии в другие сферы деятельности - занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. |
3 | Сублимация 2 | 3 | Подавление чувств, устремлений, желаний |
4 | Идеализация 6 | 4 | Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
5 | Вытеснение 3 | 5 | Уход от решения проблемы |
6 | Коррекция 1 | 6 | Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Задание 1. Составить словарь терминов
Используя один из источников основной литературы, составьте словарь терминов по теме «Психология общение». В словаре должно быть не менее 20 слов.
-
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. -
Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. -
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. -
Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
-
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
-
Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
-
Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.
-
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.