Файл: Учебнометодическое пособие для студентов дефектологического факультета университета. Курск, кгу. 2011. 45 с. Печатается по рекомендации учебнометодического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 70-е годы по инициативе А. Р. Лурия начало складываться еще одно новое направление — нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей. Как показывают клинические наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правиле не сопровождается характерными для взрослых нарушениям речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения «детских» нейропсихологических симптомов и синдромов, накопления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации. Систематическое нейропсихологическое исследование детей с локальными мозговыми поражениями в возрасте 5—15 лет, про веденное Э. Г. Симерницкой, обнаружило, что на разных ступеням онтогенеза поражение одного и того же участка мозга проявляется неодинаково. Выделены три возрастные группы (5—7, 7—12, 12—15 лет), каждая из которых характеризуется своими симптомами. Максимальные отличия от «взрослой» симптоматики обнаружили дети первой возрастной группы. Хотя поражения левого полушария у этих детей и ведут к речевым нарушениям последние носят неафазический (т. е. иной, чем у взрослых) характер. Поражения правого полушария у них существенно чаще, чем у взрослых, приводят к речевым дефектам (как правило, в виде вербально-мнестических нарушений). У детей поражение правого полушария часто привода к билатеральному ухудшению восприятия словесного материала чего никогда не наблюдается у взрослых, у которых билатеральный эффект связан с левополушарными поражениями мозга. Эти факты указывают на качественное различие процессов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в детском возрасте. Как вербальные, так и невербальные (зрительно-пространственные) функции в детском возрасте имеют иную мозговую организацию, чем у взрослых.

Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о которой в свое время писал Л. С. Выготский, а также проанализировать различное влияние очага поражения на психические функции в зависимости от возраста («вверх» — на еще не сформировавшиеся функции, «вниз»—на уже сложившиеся). «Детская нейропсихология» открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Можно думать, что со временем будет создана и
нейропсихо­логия старческого возраста.

Наконец, за последнее время все более начинает утверждаться нейропсихо­логичecкий подход в психодиагностике, т. е. применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение в норме вариантов межпо­лушарной асимметрии мозга («профилей латеральности») и сопо­ставления их с различными познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. В настоящее время установлены корреляции между типом межполушарной асиммет­рии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произ­вольной регуляции интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик.

Показана связь «профилей латеральности» с успешностью выполнения производственной деятельности, уровнем спор­тивных достижений. Все эти данные свидетельствуют о боль­шой значимости закономерностей парной работы больших полу­шарий для решения психодиагностических задач. Нейропсихологический подход к проблемам психодиагностики весьма перспекти­вен, и работу в этом направлении можно расценивать как самос­тоятельную линию развития нейропсихологии.

Подводя итоги анализу основных направлений современной нейропсихологии, можно сказать, что центральная теоретическая проблема нейропсихологии — проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека — остается главной для всех нейропсихологических направлений. Она изучается лишь разными методами и на разном «материале». В целом нейропсихология представляет собой качествен­но новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика». От про­стого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, отечественная нейропсихология перешла к их систематизации, т.е. к научному знанию. А. Р. Лурия, развивая идеи Л. С. Выготского, создал научно обоснованную систему знаний в области нейропсихологии, способствуя ее выделению в самостоятельную научную дисциплину. Именно в этом состоит главная заслуга А. Р. Лурия перед мировой психологической наукой.

Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач, нейропси­хология как новая научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии. Этот аспект составляет как бы второй «контур» проблем, постоянно разрабатываемых нейропсихологией. Как указывал А. Р. Лурия, нейро­психология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обна­жается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, сос­тав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности. Все эти вопросы имеют принципиальное значение для построения общепсихологической теории, в которой в настоящее время — в разных отраслях психологии — разра­батывается системный подход к анализу психических явлений. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций, структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром или плеяду функций), особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других. Изучение этого круга вопросов имеет большое значение для дальнейшего продвижения в исследовании проблемы генеза и строения высших психи­ческих функций человека — проблемы, которая была поставлена Л. С. Выготским и плодотворно разрабатывается многими веду­щими советскими психологами. Можно сказать, что в любую из общепсихологических проблем нейропсихология может внести (и вносит) весомый вклад, так как исследование нормальных закономерностей психики через патологию (как и через анализ процессов ее развития) является одним из генеральных путей изу­чения психических явлений.



Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихо­логии сформировался на базе общепсихологической теории и явля­ется своего рода «приложением» общепсихологических представ­лений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологиче­ском материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихоло­гию как один из плодотворных путей решения общепсихологиче­ских проблем. Союз нейропсихологии с общей психологией тесен и весьма плодотворен, что является залогом успешного развития нейропсихологии как отрасли психологической науки.

Нейропсихология дает ценную информацию для изучения такой важной философ­ской проблемы, как роль социального и биологического в психике человека. В настоящее время, как известно, подвергаются спра­ведливой критике и биологизаторские и социологизаторские кон­цепции генеза психики, так же, как и «теория двух факторов». Единственно правильное решение — положение о монизме, единст­ве биологического и социального в психике человека — нуждается в детальной конкретизации. Именно этот конкретный материал и предлагает нейропсихология, помогая решить вопрос о действи­тельном соотношении биологических и социальных детерминант в психических процессах человека и в развитии его сознания в целом.

Нейропсихология раскрывает содержание важнейшего положения отечественной психологии о том, что «высшие формы сознательной деятельности человека, конечно, осущест­вляются мозгом и опираются на законы высшей нервной деятель­ности. Однако они порождаются сложнейшими взаимоотноше­ниями человека с общественной средой и формируются в условиях общественной жизни, которая способствует возникновению новых функциональных систем, в соответствии с которыми работает мозг. Поэтому попытки вывести законы сознательной деятельности из самого мозга, взятого вне социальной среды, обречены на неу­дачу».

Таким образом, нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук. Она в большей степени, чем другие психоло­гические дисциплины, включена в разработку важнейшей пробле­мы всего естествознания «мозг и психика» и бесспорно является одной из успешно развивающихся наук о мозге. Она тесно смыкается как с медициной (неврологией, нейро­хирургией), так и с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие обще­психологические и философские проблемы, что сближает ее с обществен­ными дисциплинами (философией, социологией).


Нейропсихология — молодая наука. Несмотря на очень дли­тельную историю изучения мозга как субстрата психических про­цессов, которая восходит еще к донаучным представлениям древ­них авторов о мозге как вместилище души, и огромный фактиче­ский материал, накопленный клиницистами всего мира о различ­ных симптомах поражения мозга, нейропсихология как система научных знаний, сложилась лишь в 40-е — 50-е гг. нашего века. И в этом отношении решающую роль сыграла советская нейропсихологическая школа.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ.ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Предметом нейропсихологии является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга.

Нейропсихологические понятия сос­тавляют определенную систему знаний или теорию, с единых пози­ций объясняющую закономерности нарушения и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функ­ций, с другой - удовлетворительно предсказать новые факты и закономерности.

Общепсихологическую основу этой теории составляет положе­ние о системном строении высших психических функций и их сис­темной мозговой организации. Понятие «высшие психические функции» - центральное для нейропсихологии - было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л. С. Выготским, а затем подробно разработано А. Р. Лурия и дру­гими авторами.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностямпсихической деятельности. Как указывал А. Р. Лурия, высшие психические функции обладают тремя основными характе­ристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социаль­ных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления.

В основе представлений о высших психических функциях как социально детерминированных психических образованиях или сознательных формах психической деятельности лежат теоретико-методологические положения отечественной психологии об общест­венно-историческом происхождении психики человека и опреде­ляющей роли трудовой деятельности в формировании его соз­нания.

Социальные воздействия детерминируют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру. Высшие психические функции опосредованы различ­ными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктами длительного общественно-историческо­го развития. Среди «психологических орудий» ведущую роль игра­ет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Смотрите также файлы