Файл: Учебнометодическое пособие для студентов дефектологического факультета университета. Курск, кгу. 2011. 45 с. Печатается по рекомендации учебнометодического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слуховых ощущений. К физическим параметрам звука относится частота звука, чему соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки широкого диапазона от 16—20 Гц до 16.000—20.000 Гц (по данным разных авторов). Этот разброс характеризует большие различия в слухо­вой чувствительности у людей (в зависимости от возраста и др.).

Известно, что существует зона максимальной чувствительности к определенным частотам, которая охватывает от 1000 до 3000 Гц. Это именно тот диапазон, в котором в основном происходит речевое общение людей.

Вторым физическим параметром является интенсивность звука. которая соответствует физиологическому параметру — громкости звуков Третий параметр—длительность. Он одинаково обозна­чается и в физических и в физиологических единицах. Важным параметром звуковых раздражений является также звуковой спектр. Обычно звуки не являются одиночными, т. е. состоящими из одного-единственного компонента, как правило, это набор раз­личных компонентов — тонов или обертонов (т. е. тонов, которые находятся в кратном отношении к основному тону). Весь звуковой спектр стимула определяет такой физиологический параметр, как тембр звука.

Звуковой анализатор способен не только анализировать зву­ки по частоте, интенсивности, длительности и тембру, т.е. выпол­нять непосредственно функцию анализа различных физических качеств звукового стимула, но он еще участвует и в ориентировке в пространстве. Мы знаем, что ориентировка в пространстве чрезвычайно сложная функция, в которой принимают участие различные анализаторные системы. Важнейшей системой, обеспе­чивающей пространственную ориентировку, является зрительная. Однако все другие анализаторы также вносят свой вклад в эту функцию

Вклад звукового анализатора в эту функцию очень сущест­вен, что особенно четко проявляется у слепых людей, которые хоро­шо ориентируются в пространстве преимущественно с помощью звуковых раздражений. С помощью слуховой системы определяется направление звука; это означает, что звуковое пространство характеризуется таки­ми же пространственными координатами, как и зрительное: верх-низ, левая-правая сторона; по звуку человек способен опре­делить и угол отклонения звука от средней линии, и, конечно, сте­пень удаленности источника звука от слушателя. Эти две характе­ристики — направление и степень удаленности звука — дают человеку сведения о пространственных характеристиках источни­ка звука.


Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет еще одну очень существенную характеристику, а именно: на базе слуховой системы формируется человеческая речь. Поэто­му внутри слуховой системы выделяют две самостоятельные под­системы, которые обозначают как неречевой слух, или способность ориентироваться в неречевых звуках (т. е. в музыкальных тонах и шумах), и речевой слух, или способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка).

Остановимся подробнее на неречевом слухе. Слуховая система характеризуется большим количеством звеньев. Слуховой путь насчи­тывает не менее 6 нейронов, т. е. значительно большее количество переключений, чем другие анализаторные системы. Важно отметить также, что слуховая афферентация от одного рецептора (в отличие от зрительной и кожно-кинестетической) поступает не только в противоположное, но и в ипсилатеральное полушарие. Далее почти на всех уровнях слуховой системы (начи­ная с продолговатого мозга) происходит частичный перекрест слуховых путей, что обеспечивает интегративный характер слухо­вой афферентации. Наконец, слуховая афферентация как и афферентация другой модальности — участвует в различных безусловных рефлексах (рефлексах равновесия и др.).

Периферическую часть слуховой системы составляет кортиев орган, находящийся в улитке, откуда берет начало VIII пара нервов. Кортиев орган представляет собой лабиринт, расположенный внутри улитки, который содержит наружные и внутренние слухо­вые клетки, свободно плавающие в эндолимфе; при звуковых колебаниях они приходят в движение, что и приводит к возникно­вению нервного импульса. В зависимости от того, какова частота колебания, возбуждаются слуховые клетки, расположенные в разных местах кортиевого органа, что и создает ощущение раз­личной высоты звука.

Это раздельное представительство звуков в кортиевом органе имеется не только на периферическом уровне, но и на всех других уровнях слуховой системы, включая и кору больших полушарий. Первичное 41-е поле височной коры принципиально организовано так же, как и зрительное 17-е поле, или тактильное 3-е поле: в раз­ных участках 41-го поля представлены различные участки звуко­вой тон-шкалы.

VIII пара нервов - очень короткий участок слуховой системы, который имеет в своем составе и вестибулярные и слуховые волокна.

Следующий уровень слуховой системы — продолговатый мозг (дорсальные и вентральные кохлеарные ядра, где находится вто­рой нейрон слухового пути). В продолговатом мозге происходит первый перекрест путей слуховой системы (переход большинства волокон, несущих слуховую афферентацию, из кохлеарных ядер в ядра верхней оливы и трапециевидного тела своего и противо­положного полушария, откуда в составе боковой петли слуховая афферентация попадает в средний мозг, где находятся следующие переключательные ядра слухового пути). Уровень продолговатого мозга, где находится несколько ядер, связанных со слуховой рецепцией, весьма существен для орга­низации разнообразных безусловных рефлексов, в которых прини­мают участие звуковые ощущения, а именно: рефлекторных дви­жений

глаз в ответ на звук, старт-рефлексов в ответ на опасный звук и ряда других безусловных моторных актов, связанных со звуком.

Следующее звено слуховой системы — мозжечок, представляющий собой своего рода «коллектор», собирающий самую различную афферентацию, прежде всего проприоцептивную. Однако в мозжечок поступает и зрительная и слуховая афферентация. Последняя также имеет большое значение для выполнения основ­ной функции мозжечка — регуляции равновесия. Таким образом, слуховая система наряду с вестибулярной участвует и в такой важной функции, как поддержание равно­весия.

Важным звеном слуховой системы является средний мозг (нижние бугры четверохолмия). Известно, что нижние и верхние бугры четверохолмия тесно взаимодействуют. Здесь на уровне среднего мозга происходит переработка слуховой информации, интеграция слуховой и зрительной афферентации. В области среднего мозга происходит частичный перекрест слуховых путей и часть слуховой информации поступает в противоположное полушарие. Именно этот уровень слуховой системы прежде всего участвует в биноуральном слухе, т.е. в способности с помощью слуха одновременно оценивать и удаленность, и пространственное расположение источника звука, что делается с помощью сопоставления ощуще­ний, поступающих от левого и правого уха.

Медиальное, или внутреннее, коленчатое тело (МКТ), как известно, входит в состав таламической системы, представляющей собой важнейший коллектор различного рода афферентации, в том числе и слуховой. В разных участках МКТ различным обра­зом представлены разные участки тон-шкалы.

Следующий уровень — слуховое сияние, или пути, которые идут из МКТ к 41-му первичному полю коры височной области мозга. Последняя инстанция слухового пути — 41-е поле коры височной области мозга. 41-е поле организовано по топическому прин­ципу, как и 17-е поле зрительной коры и 3-е поле теменной коры, а именно: в различных участках 41-го поля представлены разные по высоте звуки. Оно расположено в извилине Гешля, в глубине коры и не выходит на поверхность. Корковый уровень слуховой системы связан прежде всего с анализом коротких звуков (меньше 4-х мс), и поражение этого уровня проявляется в виде невозможности восприятия и различе­ния коротких звуков, причем этот симптом характерен для пора­жения как левой, так и правой височной области
.

Выше описаны относительно элементарные сенсорные слуховые функции.

Гностические слуховые функции связаны с ядерной зоной звукового анализатора (куда кроме 41-го поля входят 42-е и 22-е поля).
8. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ

Произвольные движения и действия (как совокуп­ность произвольных движений, объединенных единой целью) отно­сятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Они представляют собой сложную функциональную систему (или системы) иерархически организованную, включающую много уровней и подуровней, характеризующуюся сложным и многозвен­ным афферентным и эфферентным составом, условно-рефлектор­ную по своему происхождению, формирующуюся полностью при­жизненно, как и другие высшие психические функции. Произвольные движения участвуют в осуществлении многих других высших пси­хический функций: устной и письменной речи, письменного счета, рисования, лепки и др. Произвольные движения включены в разно­образные моторные акты человека, составляя лишь определенную часть (уровень) внутри огромного их многообразия. К произволь­ным движениям относятся движения поперечно-полосатой мускулатуры рук, лица, ног, всего туловища, т.е. обширнейший класса движений.

Современная физиология накопила разнообразные сведения относительно большой сложности как афферентного, так и эффе­рентного механизмов произвольных движений. О большой слож­ности и многообразии афферентных аппаратов произвольных дви­жений писали И. М. Сеченов, И. П. Павлов и многие другие оте­чественные физиологи, показавшие, что произвольные движе­ния — это сложно афферентированные движения, включающие в свой афферентный аппарат самые различные виды афферентации, среди которых базальной является кинестетическая афферентация. На принципиальную роль афферентации в регуляции произ­вольных движений и действий указывали Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин, внесшие огромный вклад в развитие материалисти­ческого понимания генеза произвольного акта и тем самым — в теорию произвольных актов вообще. Н. А. Бернштейн показал принципиальную невозможность реализации произвольного двигательного акта с помощью одних только эфферентных импульсов. Концепция Н. А. Бернштейна о построении движений имела огром­ное значение для создания теории произвольного двигательною акта. Согласно данной концепции любое движение — слож­ная многоуровневая система, где каждый уровень или определен­ные анатомические структуры характеризуются «ведущей афферентацией» и собственным набором регулируемых движений. Выделенные Н. А. Бернштейном пять уровней регуляции движений (руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и корковый «символический») объединяют непроизвольные и произвольные движения в единую систему. Если первый и второй уровни ответственны за регуляцию непроиз­вольных движений (движения гладкой мускулатуры, тремор, тонус, синергии, автоматизмы и др.), то третий—пятый уровни связаны с регуляцией произвольных двигательных актов, в кото­рых участвуют как движения всего туловища (ходьба, бег, прыжки и др.), так и движения отдельных частей тела: рук (действия с предметами, письмо, рисование, различные мануальные навыки), лица (мимика), речевого аппарата (устная речь) и т.д.


Таким образом, произвольные движения — это целый набор различных двигательных актов, регулируемых различными уров­нями (структурами) нервной системы и управляемые разного рода афферентными импульсами (и различной «ведущей афферентацией»). Патология любого из перечисленных уровней ведет к нару­шениям движений данного уровня, а также тех двигательных актов, куда данные движения включаются как «фоновые». Тип афферентации, как и анатомические структуры, является крите­рием для выделения класса движений как внутри непроизвольных, так и внутри произвольных. Иными словами, афферентация является важнейшим фактором, определяющим движения.

На принципиальную важность афферентации в регуляции всех поведенческих актов животных (куда входят «так называемые произвольные движения», по терминологии И. П. Павлова) указывал П. К. Анохин, разработавший концепцию функциональ­ных систем. Конечный двигательный акт предопределяется и аффе­рентным синтезом («предпусковой афферентацией»), и афферентацией, поступающей от двигающегося органа и подкрепления («обратной афферентацией»), без которых полезный результат не может быть достигнут.

А.Р. Лурия, анализируя наблюдения над больными с локаль­ными поражениями головного мозга, уточнил конкретный состав тех корковых зон, которые участвуют в мозговой организации произвольных двигательных актов, включив в понятие «двигатель­ный организатор» не только моторные, но и сенсорные и ассоциа­тивные корковые поля. В статье «Двигательный анализатор» А. Р. Лурия писал о том, что помимо собственно двигательных, моторных зон коры больших полушарий, в корковое звено двига­тельного анализатора следует включать и многие другие зоны коры, а именно: постцентральную теменную кору, обеспечивающую анализ кожно-кинестетической афферентации, поступающей от органов движения, задние затылочные и теменно-затылочные отделы коры больших полушарий, которые обеспечивают движе­ние с помощью зрительной афферентации, а также обеспечивают пространственную организацию движений, височную кору (прежде всего левого полушария), обеспечивающую не только слухоречевую афферентацию речевой моторики, но и участвующую во всех оречевленных (внешней и внутренней речью) двигательных актах. Наконец, в корковое звено двигательного анализатора следует включать и передние отделы коры больших полушарий (премоторную и префронтальную кору), с помощью которых осуществляс

Смотрите также файлы