Файл: Учебное пособие для студентов вузовСост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М Аспект Пресс, 2003. 475 с. Isbn 5756702369.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 633
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
похож на традиционного клиента, нуждающегося в приня-тии со стороны психотерапевта и озабоченного взаимоотношениями с окружающими. Политик — это человек, победивший на выборах и переигравший своих конкурентов в закулисной борьбе, человек, при-нявший на себя огромную ответственность. Он осознает свою силу, считает себя не таким, как все остальные, у него часто присутствует ощущение своей миссии. Его отношения с людьми, особенно с со-трудниками, в значительной степени инструментальны. Конфликты и барьеры в отношениях с близкими, так же, как и глубинные личнос-тные проблемы, если и осознаются, то находятся на периферии созна-ния и не рассматриваются как ведущие.
За этим комплексом чувств и особенностями жизненного пути мо-гут, конечно, стоять слабость и патология — политики вовсе не облада-ют монополией на психическое здоровье и личностную зрелость. Но ведь успешная коррекция возможна только тогда, когда между психо-логом и его клиентом существует согласие относительно целей и мето-дов их взаимодействия, т.е. клиент сам должен выступить заказчиком личностно-ориентированной работы. Политик источником такого зака-за быть не может, он не связывает свои трудности ни со своей личнос-тью (в конце концов, он такой, каков он есть, уже добился успеха и поэтому не видит никаких оснований меняться), ни со своими комму-никативными навыками. Иногда он может обратиться за советом по поводу быстрой и эффективной релаксации, но эту работу специалис-ты по аутотренингу делают, в общем, лучше психологов.
453
Итак, даже в случае, когда личностные и коммуникативные про-блемы политика достаточно очевидны, психологу не следует предлагать. свою помощь в их разрешении — это предложение не только будет отвергнуто, но и заставит сомневаться в возможности дальнейшего со-трудничества. Особенно неадекватны любые попытки психологической интерпретации поведения заказчика — политика осуществляется в на-стоящем, идея поиска корней и внутренних, скрытых пружин собствен-ного поведения бесконечно далека от практического политика.
Необходимо также помнить, что применение традиционных пси-хологических методов требует и времени, и сил. Ни того, ни другого нет и не может быть у наших политиков. Можно спросить о том, адек-ватно ли организован их рабочий день, делом ли они занимаются и не
лучше ли было бы для страны, чтобы хотя бы некоторые из них рабо-тали поменьше, но нельзя игнорировать тот факт, что большинство из них функционируют на пределе возможностей и любой психотера-пии предпочтут возможность нормально выспаться.
Традиционный заказ на личностную коррекцию или комму-никативный тренинг может поступить от человека или группы, кото-рые только борются за место в структуре власти, готовясь к выборам или находясь в оппозиции. У этих людей обычно больше времени и они чаще склонны объяснять неудачи своих предыдущих попыток такими поддающимися, как им кажется, изменению факторами, как коммуникативные навыки или уровень «сыгранности» команды. Прав-да, такие представления и, соответственно, такие заказы и у нас, и за рубежом более характерны для тех политиков, которые не имеют шансов на успех. Серьезная оппозиция и реальные претенденты на власть, в общем, разделяют менталитет действующих политиков. Надо сказать, что и эффективность такого рода работы не слишком велика. Показателем этого служит, например, тот фактор, что лишь очень небольшая часть активно действующих западных политиков считают целесообразным организацию психологического тренинга в рамках той подготовки, которую политические партии и группировки дают своим молодым активистам.
Как это часто бывает, негативная часть — чего не надо делать — прописывается куда яснее, чем позитивная — чем все-таки следует заниматься. <...>
Участие в разработке и принятии решений
<...> Задача психолога, участвующего в принятии решений, двоя-ка. Он должен, во-первых, корректировать рассматривающиеся про-екты с точки зрения их психологической грамотности — следить за тем, чтобы в них не было заложено нереалистических ожиданий, оши-бочных представлений о причинно-следственных связях в человечес-ком поведении, чтобы они не провоцировали людей на деструктив-
454
ные действия или не способствовали появлению депрессивных реак-ций и т.д. Второй, не менее важной задачей психолога является пси-хологизация самого процесса принятия решений. Как человек иной,
чем все остальные, профессиональной ориентации, он должен спо-собствовать тому, чтобы политики осознавали тот факт, что в любом их действии заложены определенные требования к поведению и чув-ствам граждан, и чтобы этот психологический компонент постоянно присутствовал в их сознании наравне с экономическими и иными «надчеловеческими» соображениями.
Необходимым, но, разумеется, недостаточным условием ее успе-ха является компетентность психолога в рассматриваемых вопросах, будь то экономика или социальные проблемы. Ни у кого из полити-ков, особенно в нашей напряженной ситуации, не будет ни времени, ни желания бесконечно объяснять психологу очевидные, с их точки зрения, истины. Что касается собственно профессиональных приме-ров, то, если ситуация позволяет, могут быть проведены замеры воз-можных реакций людей в различных регионах или по разным соци-альным группам. Однако, поскольку политическая ситуация всегда сложнее любой модели, которую мы можем воспроизвести в экспери-менте, более надежным представляется экспертный анализ. Це-лесообразным является создание экспертной группы, состоящей из психологов, психотерапевтов, психологически ориентированных со-циологов. Члены группы должны регулярно следить за развитием со-бытий, получать соответствующую информацию и, вообще, быть лич-ностно вовлеченными в политическую ситуацию. Собираясь регуляр-но или по мере необходимости (первое предпочтительнее, так как способствует формированию у членов группы и чувства ответствен-ности, и навыков анализа политической ситуации), эти люди могут давать заключения о психологических последствиях тех или иных ак-ций, об их влиянии на общественную атмосферу, поведение людей, их отношение к лидерам и институтам и т. д. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, про-гнозировать возникновение конфликтов и т.д. Момент пролонгиро-ванности такой работы, участия в группе на постоянной основе пред-ставляется принципиальным. Опыт показывает, что спорадическое привлечение к экспертизе даже и весьма серьезных специалистов, но не владеющих ситуацией во всех деталях, себя не оправдывает.
Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки
и настроение граждан
Первая часть этой задачи требует тесного взаимодействия с социо-логами. При этом желательно не ограничиваться анализом данных оп-росов общественного мнения, а проводить серии интервью, направлен-ных на выяснение мотивации ответов и психологических механизмов,
455
обеспечивающих то или иное предпочтение. <...> В случае дефицита време-ни — стандартной, к сожалению, ситуации для работы в рамках полити-ческих структур — можно ограничиться телефонными опросами, кото-рые, при известных навыках интервьюеров, могут дать очень ценные результаты. Следует, кроме того, помнить, что политики обычно и сами достаточно тонко чувствуют настроения людей (или думают, что чув-ствуют), поэтому их запрос к профессионалам часто касается не того, что происходит в общественном мнении сегодня, а того, чего можно ожидать завтра. Так что самое важное — не констатация нынешнего положения, а прогноз, который невозможен без понимания психоло-гических механизмов, определяющих мнения и настроения людей. <...>
Задача воздействия особенно актуальна, как минимум, в двух ситуациях: когда власти приняли или готовятся принять непопулярное решение и когда есть основания считать, что общественное раздраже-ние достигло таких пределов, что может вылиться в беспорядки и на-сильственные действия. Политики здесь действуют своими методами. Они организуют кампании в средствах массовой информации, выступают перед избирателями, пытаются заручиться поддержкой лидеров мне-ний — все это с целью убедить людей в необходимости и желательности принятых мер. Психологи же должны определить подлинные причины недовольства (как и в межличностных конфликтах, поводы могут быть бесконечно далеки от причин), выяснить, какие аргументы будут наибо-лее эффективны, когда и в какой форме их следует использовать и т.д.
Наиболее ответственной и сложной является работа по про-гнозированию массовых агрессивных действий и по поиску путей их предотвращения. Акты насилия часто оказываются неожиданными для политиков. Никто из них, например, не предполагал, что перебои в снабжении сигаретами окажутся опаснее для социальной стабильнос-ти, чем нехватка хлеба и молока, что люди, выросшие в условиях
тотального дефицита и с рождения привыкшие к очередям, именно в этом случае начнут блокировать улицы и призывать к бунту. <...> Ив социальной сфере и в экономике образ ситуации не менее важен, чем сама ситуация. Разработка стратегии формирования более позитивно-го образа текущей экономической ситуации, собственного будущего, истории страны — все это может и должно входить в профессиональ-ную задачу психологов. В конце концов, существенная часть любой психотерапии — формирование у клиента на той же эмпирической базе более благополучной картины собственной жизни. <...>
За этим комплексом чувств и особенностями жизненного пути мо-гут, конечно, стоять слабость и патология — политики вовсе не облада-ют монополией на психическое здоровье и личностную зрелость. Но ведь успешная коррекция возможна только тогда, когда между психо-логом и его клиентом существует согласие относительно целей и мето-дов их взаимодействия, т.е. клиент сам должен выступить заказчиком личностно-ориентированной работы. Политик источником такого зака-за быть не может, он не связывает свои трудности ни со своей личнос-тью (в конце концов, он такой, каков он есть, уже добился успеха и поэтому не видит никаких оснований меняться), ни со своими комму-никативными навыками. Иногда он может обратиться за советом по поводу быстрой и эффективной релаксации, но эту работу специалис-ты по аутотренингу делают, в общем, лучше психологов.
453
Итак, даже в случае, когда личностные и коммуникативные про-блемы политика достаточно очевидны, психологу не следует предлагать. свою помощь в их разрешении — это предложение не только будет отвергнуто, но и заставит сомневаться в возможности дальнейшего со-трудничества. Особенно неадекватны любые попытки психологической интерпретации поведения заказчика — политика осуществляется в на-стоящем, идея поиска корней и внутренних, скрытых пружин собствен-ного поведения бесконечно далека от практического политика.
Необходимо также помнить, что применение традиционных пси-хологических методов требует и времени, и сил. Ни того, ни другого нет и не может быть у наших политиков. Можно спросить о том, адек-ватно ли организован их рабочий день, делом ли они занимаются и не
лучше ли было бы для страны, чтобы хотя бы некоторые из них рабо-тали поменьше, но нельзя игнорировать тот факт, что большинство из них функционируют на пределе возможностей и любой психотера-пии предпочтут возможность нормально выспаться.
Традиционный заказ на личностную коррекцию или комму-никативный тренинг может поступить от человека или группы, кото-рые только борются за место в структуре власти, готовясь к выборам или находясь в оппозиции. У этих людей обычно больше времени и они чаще склонны объяснять неудачи своих предыдущих попыток такими поддающимися, как им кажется, изменению факторами, как коммуникативные навыки или уровень «сыгранности» команды. Прав-да, такие представления и, соответственно, такие заказы и у нас, и за рубежом более характерны для тех политиков, которые не имеют шансов на успех. Серьезная оппозиция и реальные претенденты на власть, в общем, разделяют менталитет действующих политиков. Надо сказать, что и эффективность такого рода работы не слишком велика. Показателем этого служит, например, тот фактор, что лишь очень небольшая часть активно действующих западных политиков считают целесообразным организацию психологического тренинга в рамках той подготовки, которую политические партии и группировки дают своим молодым активистам.
Как это часто бывает, негативная часть — чего не надо делать — прописывается куда яснее, чем позитивная — чем все-таки следует заниматься. <...>
Участие в разработке и принятии решений
<...> Задача психолога, участвующего в принятии решений, двоя-ка. Он должен, во-первых, корректировать рассматривающиеся про-екты с точки зрения их психологической грамотности — следить за тем, чтобы в них не было заложено нереалистических ожиданий, оши-бочных представлений о причинно-следственных связях в человечес-ком поведении, чтобы они не провоцировали людей на деструктив-
454
ные действия или не способствовали появлению депрессивных реак-ций и т.д. Второй, не менее важной задачей психолога является пси-хологизация самого процесса принятия решений. Как человек иной,
чем все остальные, профессиональной ориентации, он должен спо-собствовать тому, чтобы политики осознавали тот факт, что в любом их действии заложены определенные требования к поведению и чув-ствам граждан, и чтобы этот психологический компонент постоянно присутствовал в их сознании наравне с экономическими и иными «надчеловеческими» соображениями.
Необходимым, но, разумеется, недостаточным условием ее успе-ха является компетентность психолога в рассматриваемых вопросах, будь то экономика или социальные проблемы. Ни у кого из полити-ков, особенно в нашей напряженной ситуации, не будет ни времени, ни желания бесконечно объяснять психологу очевидные, с их точки зрения, истины. Что касается собственно профессиональных приме-ров, то, если ситуация позволяет, могут быть проведены замеры воз-можных реакций людей в различных регионах или по разным соци-альным группам. Однако, поскольку политическая ситуация всегда сложнее любой модели, которую мы можем воспроизвести в экспери-менте, более надежным представляется экспертный анализ. Це-лесообразным является создание экспертной группы, состоящей из психологов, психотерапевтов, психологически ориентированных со-циологов. Члены группы должны регулярно следить за развитием со-бытий, получать соответствующую информацию и, вообще, быть лич-ностно вовлеченными в политическую ситуацию. Собираясь регуляр-но или по мере необходимости (первое предпочтительнее, так как способствует формированию у членов группы и чувства ответствен-ности, и навыков анализа политической ситуации), эти люди могут давать заключения о психологических последствиях тех или иных ак-ций, об их влиянии на общественную атмосферу, поведение людей, их отношение к лидерам и институтам и т. д. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, про-гнозировать возникновение конфликтов и т.д. Момент пролонгиро-ванности такой работы, участия в группе на постоянной основе пред-ставляется принципиальным. Опыт показывает, что спорадическое привлечение к экспертизе даже и весьма серьезных специалистов, но не владеющих ситуацией во всех деталях, себя не оправдывает.
Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки
и настроение граждан
Первая часть этой задачи требует тесного взаимодействия с социо-логами. При этом желательно не ограничиваться анализом данных оп-росов общественного мнения, а проводить серии интервью, направлен-ных на выяснение мотивации ответов и психологических механизмов,
455
обеспечивающих то или иное предпочтение. <...> В случае дефицита време-ни — стандартной, к сожалению, ситуации для работы в рамках полити-ческих структур — можно ограничиться телефонными опросами, кото-рые, при известных навыках интервьюеров, могут дать очень ценные результаты. Следует, кроме того, помнить, что политики обычно и сами достаточно тонко чувствуют настроения людей (или думают, что чув-ствуют), поэтому их запрос к профессионалам часто касается не того, что происходит в общественном мнении сегодня, а того, чего можно ожидать завтра. Так что самое важное — не констатация нынешнего положения, а прогноз, который невозможен без понимания психоло-гических механизмов, определяющих мнения и настроения людей. <...>
Задача воздействия особенно актуальна, как минимум, в двух ситуациях: когда власти приняли или готовятся принять непопулярное решение и когда есть основания считать, что общественное раздраже-ние достигло таких пределов, что может вылиться в беспорядки и на-сильственные действия. Политики здесь действуют своими методами. Они организуют кампании в средствах массовой информации, выступают перед избирателями, пытаются заручиться поддержкой лидеров мне-ний — все это с целью убедить людей в необходимости и желательности принятых мер. Психологи же должны определить подлинные причины недовольства (как и в межличностных конфликтах, поводы могут быть бесконечно далеки от причин), выяснить, какие аргументы будут наибо-лее эффективны, когда и в какой форме их следует использовать и т.д.
Наиболее ответственной и сложной является работа по про-гнозированию массовых агрессивных действий и по поиску путей их предотвращения. Акты насилия часто оказываются неожиданными для политиков. Никто из них, например, не предполагал, что перебои в снабжении сигаретами окажутся опаснее для социальной стабильнос-ти, чем нехватка хлеба и молока, что люди, выросшие в условиях
тотального дефицита и с рождения привыкшие к очередям, именно в этом случае начнут блокировать улицы и призывать к бунту. <...> Ив социальной сфере и в экономике образ ситуации не менее важен, чем сама ситуация. Разработка стратегии формирования более позитивно-го образа текущей экономической ситуации, собственного будущего, истории страны — все это может и должно входить в профессиональ-ную задачу психологов. В конце концов, существенная часть любой психотерапии — формирование у клиента на той же эмпирической базе более благополучной картины собственной жизни. <...>