Файл: Учебное пособие для студентов вузовСост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М Аспект Пресс, 2003. 475 с. Isbn 5756702369.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 467
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
альных структур, другие — на изменении личности. Первые принима-ют две формы. Социополитические движения (или, как их называет Чарлз Тилли, «национальные социальные движения») пытаются до-биться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классо-вых и стратификационных структурах. «Социокультурные движения» стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков).
Движения, нацеленные на изменения личности, также принима-ют две формы. Первая — мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление рели-гиозного духа (религиозные движения в средние века, исламские фун-даменталистские движения, евангелическое движение, объявленное папой Иоанном Павлом II) и призывают к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту.
Движения, направленные на изменение структуры, предполага-ют, что достижение этой цели повлияет и на личность. И наоборот, движения второго типа предполагают, что люди, изменившиеся к луч-шему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки. И все же одни движения ключевым считают изменение струк-тур, а другие — людей.
Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: 186
преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движе-ния спасения, преследующие цель-полностью изменить членов обще-ства; альтернативные, предполагающие их частичное изменение.
4. Социальные движения различаются «вектором» изменений. Как я уже упоминал, у большинства движений «вектор» позитивен. Но может сложиться и противоположная ситуация, когда люди объеди-няются не для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое, а для того, чтобы воспрепятствовать развитию тех или иных социальных тенденций. В таких случаях мы говорим об отрицательном «векторе». К данной категории принадлежат многочисленные движения, высту-пающие против современности, например, те, что защищают мест-ные культуры, борются с глобализацией, пытаются возродить этни-ческие или национальные особенности, укрепить фундаменталистс-
кие религиозные предписания. Сюда же можно отнести экологические движения, поскольку они протестуют против явлений (загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов), вызванных индустриали-зацией. Существуют движения, цель которых — приостановить дей-ствие конкретных законов или решений правительства, например, движение в США против введенных методов расового объединения в школах, движение «самозащиты» польских крестьян против высоких налогов. Еще одна, особая категория — альтернативные движения. Иногда имеют место симметричные пары: левые и правые, антисеми-ты и сионисты, атеисты и фундаменталисты, демократы-реформато-ры и сторонники жесткой линии.
5. Социальные движения отличаются по лежащей в их основе стра-тегии, или «логике», их действия. Одни следуют «инструментальной» логике, стремясь достичь политической власти и ее средствами уси-лить предполагаемые изменения в законах, институтах и организа-ции общества. Их первичная цель — политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства. Приме-ры недавнего времени партия «зеленых» в Германии и победоносная «Солидарность» в Польше.
Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь авто-номии, добиться равных прав, культурной или политической эман-сипации для своих членов или более широких общностей. Таковы дви-жения за гражданские права, этнические, феминистские, за права гомосексуалистов. <...>
6. Различные типы движений действуют в разные исторические эпохи. Для современной истории наиболее характерны два типа. Дви-жения, характерные главным образом для раннего периода современ-ной эпохи (так называемые «старые социальные движения»), были ориентированы на экономические интересы, причем их члены рекру-тировались из отдельных социальных классов жестким, централизо-
187
ванным образом. Примеры — тред-юнионы, рабочие и фермерские движения. Со временем они постепенно устаревают.
В последние десятилетия наиболее развитые капиталистические общества, вступившие в стадию постмодернизма, становятся свиде-телями возникновения другого типа, называемого «новыми социальны-ми движениями». В их числе экологическое и феминистское движе-ния, движение за мир. Им свойственны три черты.
Во-первых, они сосредоточиваются на новых темах, новых инте-ресах, новых участках социальных конфликтов. Свою реакцию на втор-жение политики, экономики, технологии и бюрократии во все сферы человеческого существования они выражают в обеспокоенности по поводу качества жизни, расширения жизненного пространства, по-беды «гражданского общества». <...>
Во-вторых, члены таких движений не являются представителями какого-то одного определенного класса. Можно говорить лишь о пре-обладании людей образованных, а также тех, кто относится к средне-му классу, что объясняется, скорее всего, более высоким уровнем сознательности представителей этих слоев и тем, что у них больше свободного времени, денег и энергии.
В-третьих, новые социальные движения обычно децентрализова-ны и не принимают формы жесткой, иерархической организации.
7. В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом на-блюдается ряд явлений. Во-первых, наряду с движениями возникают «контрдвижения». Они объединяются в «свободно связанном конф-ликте», взаимно стимулируя и усиливая качество. Точнее говоря, «дви-жения любой степени видимости и плотности создают условия для возникновения контрдвижений. Ратуя за те или иные изменения, вы-ступая против утвердившихся, господствующих интересов, предлагая одни символы и усиливая значение других, они вызывают недоволь-ство и создают условия для организационного оформления контрдви-жения, для выработки его целей и формулирования спорных вопро-сов». «Тактика контрдвижения является реакцией на структуру и так-тику движения».
Кроме того, Маккарти и Залд вводят понятие «индустрия социальных движений» (ИСД), содержание которого составляют движения, имеющие сходные или идентичные цели и защищающие общие интересы. Например, движение рабочего класса включает стихийные выступления (типа луддитов), тред-юнионы, социалистические орга-низации и т.д.
Наконец, картина деятельности социальных движений меняется от одного общества к другому. Гарнер и Залд определяют целостность, в пределах которой они действуют, как «сектор социального движе-ния» (ССД). «Это структура антагонистических, конкурирующих и
188
кооперирующихся движений; она, в свою очередь, является частью более широкой структуры, включающей в себя партии, государствен-но-административный аппарат, средства информации, группы давле-ния, церкви и т.д.».
Уникальный характер ССД обусловливает особую специфику и задает общий тон деятельности каждого составляющего его движе-ния, а также определяет уровень активности в данном обществе. Об-щество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал и стремится изменить себя к выгоде всех его членов, должно не толь-ко допускать, но и поощрять социальные движения, что приведет к возникновению богатого и разнообразного ССД. Это — «активное об-щество». Общество, которое подавляет, блокирует или уничтожает социальные движения, уничтожает собственный механизм самоулуч-шения и самотрансценденции, т.е. выхода за свои собственные преде-лы (термин Гидденса. — Ред.). Если ССД узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», а его члены — невежественными, безразличными и бессильными людьми, тогда единственной истори-ческой перспективой являются застой и упадок.
Внутренняя динамика социальных движений
Социальные движения возникают в определенный момент, раз-виваются, проходят различные фазы, угасают и исчезают. По словам классика в этой области Герберта Блумера, «движение должно сфор-мироваться и «сделать карьеру» в том мире, который почти всегда противостоит, сопротивляется или по меньшей мере просто безраз-личен к нему». Сначала рассмотрим внутреннюю динамику социальных движений, а затем обратимся к внешней динамике, т.е. к влиянию социальных движений на более широкое социальное целое, в рамках которого они действуют. Это две стороны процесса, который можно назвать «двойным морфогенезом» социальных движений.
Во внутренней динамике движения мы предлагаем различать че-тыре главные стадии: возникновение, мобилизацию, совершенство-вание структуры и завершение.
1. Все социальные движения возникают в определенных истори-ческих условиях, в пределах исторически заданной структуры. Эта последняя создает запас ресурсов и возможностей, служит сокровищ-ницей идей, на основе которых движение формулирует собственные кредо, идеологию, цели, выявляет своих врагов и сторонников, обо-сновывает свое видение будущего. Движение осмысляет существую-щие взгляды, производит их отбор, меняет акценты, соединяет во взаимосвязанную систему и, естественно, добавляет к этой основе нечто новое. Кажущаяся новизна никогда не бывает абсолютной. Так, революционные движения не изобретают свои лозунги, боевые при-зывы, представления о лучшем мире, а заимствуют их. Скажем, неко-
189
торые свои мысли Маркс позднее развил в целостную теорию рево-люционного прошлого. <...> Что касается прежней нормативной струк-туры, то она часто служит как бы негативной основой движения, тем, что противопоставляется или отрицается. Правила, ценности, институты, роли установленного нормативного порядка критикуют-ся, высмеиваются, им бросают вызов. Одни движения концентрируют свое внимание на нормах, квалифицируя их как недостаточные, не-адекватные или несоответствующие средства для достижения новых целей. Другие сосредоточиваются на ценностях, которые также рас-сматриваются как неправильные. По мнению Смелзера, когда у дви-
Движения, нацеленные на изменения личности, также принима-ют две формы. Первая — мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление рели-гиозного духа (религиозные движения в средние века, исламские фун-даменталистские движения, евангелическое движение, объявленное папой Иоанном Павлом II) и призывают к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту.
Движения, направленные на изменение структуры, предполага-ют, что достижение этой цели повлияет и на личность. И наоборот, движения второго типа предполагают, что люди, изменившиеся к луч-шему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки. И все же одни движения ключевым считают изменение струк-тур, а другие — людей.
Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: 186
преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движе-ния спасения, преследующие цель-полностью изменить членов обще-ства; альтернативные, предполагающие их частичное изменение.
4. Социальные движения различаются «вектором» изменений. Как я уже упоминал, у большинства движений «вектор» позитивен. Но может сложиться и противоположная ситуация, когда люди объеди-няются не для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое, а для того, чтобы воспрепятствовать развитию тех или иных социальных тенденций. В таких случаях мы говорим об отрицательном «векторе». К данной категории принадлежат многочисленные движения, высту-пающие против современности, например, те, что защищают мест-ные культуры, борются с глобализацией, пытаются возродить этни-ческие или национальные особенности, укрепить фундаменталистс-
кие религиозные предписания. Сюда же можно отнести экологические движения, поскольку они протестуют против явлений (загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов), вызванных индустриали-зацией. Существуют движения, цель которых — приостановить дей-ствие конкретных законов или решений правительства, например, движение в США против введенных методов расового объединения в школах, движение «самозащиты» польских крестьян против высоких налогов. Еще одна, особая категория — альтернативные движения. Иногда имеют место симметричные пары: левые и правые, антисеми-ты и сионисты, атеисты и фундаменталисты, демократы-реформато-ры и сторонники жесткой линии.
5. Социальные движения отличаются по лежащей в их основе стра-тегии, или «логике», их действия. Одни следуют «инструментальной» логике, стремясь достичь политической власти и ее средствами уси-лить предполагаемые изменения в законах, институтах и организа-ции общества. Их первичная цель — политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства. Приме-ры недавнего времени партия «зеленых» в Германии и победоносная «Солидарность» в Польше.
Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь авто-номии, добиться равных прав, культурной или политической эман-сипации для своих членов или более широких общностей. Таковы дви-жения за гражданские права, этнические, феминистские, за права гомосексуалистов. <...>
6. Различные типы движений действуют в разные исторические эпохи. Для современной истории наиболее характерны два типа. Дви-жения, характерные главным образом для раннего периода современ-ной эпохи (так называемые «старые социальные движения»), были ориентированы на экономические интересы, причем их члены рекру-тировались из отдельных социальных классов жестким, централизо-
187
ванным образом. Примеры — тред-юнионы, рабочие и фермерские движения. Со временем они постепенно устаревают.
В последние десятилетия наиболее развитые капиталистические общества, вступившие в стадию постмодернизма, становятся свиде-телями возникновения другого типа, называемого «новыми социальны-ми движениями». В их числе экологическое и феминистское движе-ния, движение за мир. Им свойственны три черты.
Во-первых, они сосредоточиваются на новых темах, новых инте-ресах, новых участках социальных конфликтов. Свою реакцию на втор-жение политики, экономики, технологии и бюрократии во все сферы человеческого существования они выражают в обеспокоенности по поводу качества жизни, расширения жизненного пространства, по-беды «гражданского общества». <...>
Во-вторых, члены таких движений не являются представителями какого-то одного определенного класса. Можно говорить лишь о пре-обладании людей образованных, а также тех, кто относится к средне-му классу, что объясняется, скорее всего, более высоким уровнем сознательности представителей этих слоев и тем, что у них больше свободного времени, денег и энергии.
В-третьих, новые социальные движения обычно децентрализова-ны и не принимают формы жесткой, иерархической организации.
7. В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом на-блюдается ряд явлений. Во-первых, наряду с движениями возникают «контрдвижения». Они объединяются в «свободно связанном конф-ликте», взаимно стимулируя и усиливая качество. Точнее говоря, «дви-жения любой степени видимости и плотности создают условия для возникновения контрдвижений. Ратуя за те или иные изменения, вы-ступая против утвердившихся, господствующих интересов, предлагая одни символы и усиливая значение других, они вызывают недоволь-ство и создают условия для организационного оформления контрдви-жения, для выработки его целей и формулирования спорных вопро-сов». «Тактика контрдвижения является реакцией на структуру и так-тику движения».
Кроме того, Маккарти и Залд вводят понятие «индустрия социальных движений» (ИСД), содержание которого составляют движения, имеющие сходные или идентичные цели и защищающие общие интересы. Например, движение рабочего класса включает стихийные выступления (типа луддитов), тред-юнионы, социалистические орга-низации и т.д.
Наконец, картина деятельности социальных движений меняется от одного общества к другому. Гарнер и Залд определяют целостность, в пределах которой они действуют, как «сектор социального движе-ния» (ССД). «Это структура антагонистических, конкурирующих и
188
кооперирующихся движений; она, в свою очередь, является частью более широкой структуры, включающей в себя партии, государствен-но-административный аппарат, средства информации, группы давле-ния, церкви и т.д.».
Уникальный характер ССД обусловливает особую специфику и задает общий тон деятельности каждого составляющего его движе-ния, а также определяет уровень активности в данном обществе. Об-щество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал и стремится изменить себя к выгоде всех его членов, должно не толь-ко допускать, но и поощрять социальные движения, что приведет к возникновению богатого и разнообразного ССД. Это — «активное об-щество». Общество, которое подавляет, блокирует или уничтожает социальные движения, уничтожает собственный механизм самоулуч-шения и самотрансценденции, т.е. выхода за свои собственные преде-лы (термин Гидденса. — Ред.). Если ССД узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», а его члены — невежественными, безразличными и бессильными людьми, тогда единственной истори-ческой перспективой являются застой и упадок.
Внутренняя динамика социальных движений
Социальные движения возникают в определенный момент, раз-виваются, проходят различные фазы, угасают и исчезают. По словам классика в этой области Герберта Блумера, «движение должно сфор-мироваться и «сделать карьеру» в том мире, который почти всегда противостоит, сопротивляется или по меньшей мере просто безраз-личен к нему». Сначала рассмотрим внутреннюю динамику социальных движений, а затем обратимся к внешней динамике, т.е. к влиянию социальных движений на более широкое социальное целое, в рамках которого они действуют. Это две стороны процесса, который можно назвать «двойным морфогенезом» социальных движений.
Во внутренней динамике движения мы предлагаем различать че-тыре главные стадии: возникновение, мобилизацию, совершенство-вание структуры и завершение.
1. Все социальные движения возникают в определенных истори-ческих условиях, в пределах исторически заданной структуры. Эта последняя создает запас ресурсов и возможностей, служит сокровищ-ницей идей, на основе которых движение формулирует собственные кредо, идеологию, цели, выявляет своих врагов и сторонников, обо-сновывает свое видение будущего. Движение осмысляет существую-щие взгляды, производит их отбор, меняет акценты, соединяет во взаимосвязанную систему и, естественно, добавляет к этой основе нечто новое. Кажущаяся новизна никогда не бывает абсолютной. Так, революционные движения не изобретают свои лозунги, боевые при-зывы, представления о лучшем мире, а заимствуют их. Скажем, неко-
189
торые свои мысли Маркс позднее развил в целостную теорию рево-люционного прошлого. <...> Что касается прежней нормативной струк-туры, то она часто служит как бы негативной основой движения, тем, что противопоставляется или отрицается. Правила, ценности, институты, роли установленного нормативного порядка критикуют-ся, высмеиваются, им бросают вызов. Одни движения концентрируют свое внимание на нормах, квалифицируя их как недостаточные, не-адекватные или несоответствующие средства для достижения новых целей. Другие сосредоточиваются на ценностях, которые также рас-сматриваются как неправильные. По мнению Смелзера, когда у дви-