ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский привлек внимание участников видеоконференции к тому, что в сегодня в стране формируется целостная система гражданских институтов, которая объединяет 60 работающих региональных общественных палат, 43 общественных совета при федеральных органах исполнительной власти, общественные наблюдательные комиссии, сформированные в 75 субъектах Федерации. Для получения оперативной информации о коррупционных проявлениях и эффективности принимаемых мер, по его словам, на сайте Общественной палаты в феврале была открыта «горячая линия» «Стоп коррупция», на которую поступило более полутора тысяч обращений граждан. Наибольшее число таких заявлений поступило из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Башкортостана и Краснодарского края, добавил он.
В компетенцию Общественного совета по противодействию коррупции входят разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, направленных на исключение условий для возникновения коррупции, проведение обязательной предварительной (до принятия и опубликования) экспертизы всех федеральных законопроектов, определенных групп подзаконных и нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации на предмет коррупциогенности, подготовка ежемесячных докладов
Президенту Российской Федерации и информационных сообщений для средств массовой информации о принимаемых мерах по совершенствованию и исполнению законодательства, направленного против коррупции, иные вопросы, относящиеся к компетенции Общественного совета по противодействию коррупции.
29. На региональном уровне задача внедрения механизмов противодействия коррупции была поставлена еще в 2005 году в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. В результате антикоррупционная политика получила нормативно-организационное развитие во многих субъектах РФ. Однако, будучи жестко интегрированной в установленные федеральные рамки, региональная антикоррупционная политика стала исполнительным продолжением федеральной политики.
Успешная реализация антикоррупционной политики требует определения условий и критериев целесообразности применения мер, действительно способных привести экономические отношения отдельных регионов и всего государства в институциональное состояние, наиболее благоприятное для устойчивого развития. Учет экономических, политических и социокультурных особенностей регионов является решающим условием для этого. Вместе с тем, эффективность антикоррупционной политики в регионах не сводится к реализации действующего федерального законодательства, которое само по себе не застраховано от изъянов и не всегда способствует решению данной проблемы.
Спецификация региональных особенностей проблемы коррупции требует вовлечения активных социальных групп в процесс принятия антикоррупционных политических решений, что создает возможности для экономического развития в рамках институционального консенсуса, то есть вне коррупции. Таким образом, социально-экономическое развитие регионов находится в тесной зависимости от проводимой в них антикоррупционной политики.
Антикоррупционная правовая политика в регионе представляет собой последовательную деятельность региональных властей, общественных и иных организаций (учреждений), связанную с формированием антикоррупционных правовых актов и их реализацией [5]. Целесообразно выделить основные проблемы, возникающие при реализации региональной антикоррупционной политики (на основании анализа действующего законодательства и научной литературы):
-
- дублирование положений нормативных документов и возникающий дисбаланс между федеральным и региональным антикоррупционным нормотворчеством; -
- наличие неконкретности и неточности в ряде нормативноправовых терминов, категорий (как следствие, снижение качества применения юридических норм и реализации политики в целом); -
- отсутствие разработок и сформированной научно- методической базы в области стратегического планирования антикоррупционной деятельности (в частности, на региональном уровне); -
- недостатки проведения антикоррупционного мониторинга в регионах России (главным образом недостаточное научное сопровождение и встречающееся несоблюдение системного подхода)[2].
Безусловно, представленный перечень проблем не является исчерпывающим в современных условиях, однако постепенное преодоление подобных препятствий должно способствовать повышению эффективности мероприятий, направленных на противодействие коррупции в регионах (с учётом влияния специфических факторов, институциональной среды и т.п. в различных субъектах РФ).
Из всех вышеперечисленных аспектов особого внимания заслуживает стратегическое планирование антикоррупционной деятельности [3]. В научной литературе всё чаще упоминается следующая триада в контексте реализации региональной антикоррупционной политики: прогнозирование - программирование - планирование. Прогнозирование призвано определять стратегию антикоррупционной деятельности, что непосредственно влияет на составление планов, программ (кроме того, и в ходе разработки программ необходимо осуществлять прогнозирование, а также оценивать результаты) [5].
Создание региональных программ противодействия коррупции обязательно предполагает формирование системы индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей [4]. Помимо этого, необходимо учитывать сроки, потребность в ресурсах для успешного выполнения программ. Следует отметить, что основополагающей целью программы должно являться создание эффективной системы противодействия и профилактики коррупции в том или ином регионе Российской Федерации [1].
30. реформирования муниципальной службы, то оно предусматривает оптимизацию функционирования органов местного самоуправления и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности муниципальной службы. Реформирование как процесс, есть совокупность последовательных действий органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Данное переустройство имеет три составляющих: 1) перераспределение ответственности и полномочий власти; 2) административная реформа; 3) реформа государственной и муниципальной службы. Реформа ведет к качественному переустройству структуры органов местного самоуправления, затрагивающей их основы. Но в любом случае под реформой понимается постепенные, эволюционные изменения. Обычно реформы вызываются к жизни общественной потребностью, когда осознается необходимость их проведения и появляются соответствующие предпосылки. Но реформы могут носить и искусственный характер, отвечая лишь интересам «верхов». Реальный социальный смысл реформ определяется конкретными условиями, характером тех проблем и противоречий, которые решаются с помощью данных реформ [17, с. 225-232]. Результаты и социальные последствия реформ могут отвечать поставленным целям, но могут быть и непредвиденными, выходящими за их пределы, противоречащими первоначальному замыслу. Причем реализация целей реформы тем сложнее, чем большее количество действующих в обществе факторов вовлекается в этот процесс. Успех реформы зависит от многих обстоятельств: 1) точности определения целей реформы; 2) выявления возможностей их осуществления; 3) активной поддержки тех, кто заинтересован в их проведении. 17 Введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов местного самоуправления предусмотрено в качестве одной из задач административной реформы. Предметное поле реформирования муниципальной службы включает в себя двухуровневую структуру: макро и микро. Макроуровень касается институционального аспекта реформирования муниципальной службы, а микроуровень - поведенческого, что позволяет рассмотреть реформирование муниципальной службы с точки зрения социолого-синергетического подхода, во всех социальных системах и элементах, их составляющих. Ориентация муниципальной службы на рынок общественных интересов определяет приоритет профессиональных качеств чиновников. Для этого необходимы законодательно закрепленные рекрутация и ротация кадров: 1) конкурсный отбор работников, 2) контрактный механизм взаимоотношений служащего и административного учреждения, 3) периодическая аттестация персонала.
31. К разовым мерам в современной России можно отнести, например, принятие закона о лоббировании в целях создания прозрачной системы отстаивания интересов в законодательных органах или введение кодифицированной системы процедур подготовки и принятия административных решений.
Постоянные меры включают в себя: a) разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период; b) разработку на определенный период планов по противодействию коррупции, т.е. документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу; c) контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их реализованности; d) деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан); e) деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции; f) судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния; g) деятельность контролирующих инстанций (контрольно- ревизионных, парламентские расследования и др.); h) мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов; i) мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в противодействии коррупции; j) антикоррупционное просвещение и воспитание.
Стадии антикоррупционной политики: a) разработка антикоррупционных программ, b) планирование антикоррупционных мероприятий; c) прогнозирование и анализ состояния коррупции и тенденций в ее развитии; d) разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов; e) экспертиза законопроектов и проектов подзаконных актов; f) мониторинг реализации антикоррупционной политики и состояния коррупции; g) отчетность государственных органов в целях оценки эффективности их антикоррупционной деятельности.
Направления антикоррупционной политики: a) коррекция законодательства; b) более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти; c) упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти; d) изменение принципов государственной (прежде всего, публичной гражданской) службы и контроль за имущественным положением представителей власти; e) создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств; f) укрепление судебной власти; g) совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб); h) координация антикоррупционной политики.
32. Коррупция в системе государственной службы российской Федерации: причины и пути ограничения.
Понятие, виды и последствия коррупции в сфере государственной службы