Файл: 1. Коррупция как социальное явление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

телепередачи, представляющие собой ту же самую скрытую рекламу, многократно осуждались прогрессивной общественностью, они тем не менее не уходят с экранов ТУ В 90-х годах прошлого столетия формирование в сознании людей потребительских ценностных ориентаций косвенно послужило недопустимому снижению рождаемости, сокращению продолжительности жизни в России из-за распространения у граждан вредных привычек, высокой преступности и коррупции.
Чтобы достичь успеха в борьбе с коррупцией, система государственного регулирования экономики нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях. Это может быть достигнуто посредством отражения принципов социальной справедливости в нормативно-правовых актах и в неформальных конвенциональных нормах, регулирующих экономические отно-шения2.
Для современной России, стремящейся в процессе модернизации к высокоэффективной экономике и демократическому обществу, важнейшую роль регуляторов социально-экономических отношений должны сыграть институты гражданского общества, которые обеспечивают защиту от коррупции. Такие институты гражданского общества, как общественно-политические организации и движения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации, политические партии, экономические субъекты, а также их объединения, являющиеся по российскому законодательству некоммерческими организациями, а потому ставящие задачу не извлечения прибыли, а защиты интересов экономических субъектов; профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и семья как один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, предоставляют большие возможности в деле формирования общественного мнения. Эти институты выполняют функцию социального контроля по отношению к членам общества как к экономическим субъектам. Они располагают нематериальными средствами и санкциями, с помощью которых могут заставить экономических субъектов соблюдать нормы и правила экономического поведения. Институты гражданского общества должны стать эффективным противовесом административному ресурсу в управлении социально-экономическими процессами и способствовать к снижению уровня коррупции.
Еще одним из основных способов преодоления проявления коррупции является организация и проведение информационной политики по контрпропаганде непомерного обогащения, безудержного потребления, вещизма и ложных представлений о жизненном успехе. На смену популяризации потребительства и роскошного образа жизни должна прийти взвешенная пропаганда идеологии социальной справедливости, профессионализма и высококвалифицированного труда, качественного образования и здорового образа жизни.

К числу первоочередных задач социальной политики государства относится нравственное воспитание. Известно, что поведение человека в социуме
2 Петросян Д.С. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики, 2007, № 2.
в значительной степени складывается под влиянием подражания, психического заражения, внушения и убеждения. Поэтому, чтобы снизить уровень коррупции, мы рекомендуем воспользоваться различными сочетаниями таких методов, приемов и средств воспитания, как:
убеждение, путем прямого психолого-педагогического вмешательства в процессы формирования направленности личности с целью воспитания соответствующего морального сознания и нравственных качеств, противостоящих коррупции;
- подражание известной личности, такой как А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев, Ж. Алферов, обладающей высоким моральным авторитетом для экономических субъектов и способной служить эталоном безупречного нравственного экономического поведения;
- формирование ценностных ориентаций, морально-нравственных установок, навыков и привычек морально-нравственного поведения в экономических отношениях, несовместимых с коррупцией;
- организация гармоничной системы стимулирования, главное назначение которой — это усиление синергетического взаимодействия первых трех основных методов.
В системе стимулирования следует особо выделить два мотивационных воздействия: поощрение как прием воспитания, направленный на эмоциональное подкрепление успешно производимых действий и нравственных поступков в экономических отношениях; и наказание, которое ориентировано на пресечение негативных, противоречащих нравственным принципам, действий человека в экономических отношениях. С помощью наказаний можно в определенных пределах корректировать экономическое поведение субъекта, что заставит его под угрозой неотвратимых санкций изменить безнравственные или даже противоправные цели и средства своей деятельности. Таким образом, с помощью нравственно-этических и материальных санкций можно будет противодействовать коррупции и ее последствиям.
Известно, что помимо указанных целенаправленных методов воспитания личность человека складывается под спонтанным нерегулируемым влиянием институтов социализации. Заметим, что психика и поведение человека формируются под воздействием двух диалектически взаимосвязанных процессов — воспитания и социализации. Процесс воспитания понимается как относительно осмысленное, регулярное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его самоидентификации в соответствии с заданными общественно значимыми целями и критериями. Но, с другой стороны, становление целостной личности происходит также под спонтанным, неконтролируемым влиянием всех институтов социализации и носит название процесса социализации.


Мы предлагаем в социальной политике на всех уровнях управления предусмотреть мероприятия по исключению вредного влияния тех институтов социализации, которые формируют делинквентные, то есть недопустимые формы экономического поведения. К институтам социализации, которые прямо или косвенно задают идеалы индивидуализма, нацеливают на борьбу за высокий со-
циальный статус, за власть и обладание все большими благами, которое только и может обеспечить современное общество, относятся не только неформальные социальные группы, составляющие микросоциальную среду обитания, но и многие виды поп-арта, реклама, мода, кинофильмы, телевизионные передачи, поп-музыка, театральные постановки и литературные произведения некоторых современных писателей. Во многом как раз под их психологическим воздействием и развивается коррупция, толкающая людей на удовлетворение любой ценой навязанных им квазипотребностей.

14. Сущность и принципы антикоррупционного образования

Преемственность. Данный принцип должен рассматриваться в качестве ключевого при реализации антикоррупционного образования, поскольку не должно быть аниткоррупционое образование только в младших классах или только в старших классах, воспитание ученика и гражданина продолжается непрерывно весь процесс обучения, поэтому, в разных формах, но на каждом этапе уровень и методы проведения уроков, посвященных антикоррупционному образованию должны быть свои. Недопустимо повторение

Системный подход. Антикоррупционное образование должно рассматриваться как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали. Без системности нет единого целого, это давно доказано в научной среде, даже самые гениальные люди, не пользовавшиеся системой, достигали меньших результатов, чем менее одаренные люди, но занимающиеся упорно и по определенной системе.

Комплексность, направленность как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции.

Учет возрастных особенностей. Принцип учета возрастных особенностей необходим для правильной работы с материалом и детьми, поскольку уровень восприятия младших и старших классов весьма различен, и проводить антикоррупционные мероприятия без существенной дифференциации подготавливаемого материала зачастую не только бессмысленно, но и опасно, поскольку к некоторым реалиям нашей жизни ученики младших классов бывают просто не готовы, и это может вызвать у них нервное перенапряжение.


Интегрированность в образовательный процесс. Борьба с коррупцией не должна быть оторвана от общего образовательного процесса, идеальным вариантом является включение элементов антикоррупционного образования в процесс обучения школьников и студентов, это позволяет достичь наибольшей эффективности в области борьбы с коррупцией и эффективного антикоррупционного образования.

Превентивность. Антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

Основными направлениями антикоррупционного образования являются следующие направления деятельности:

Преодоление правового нигилизма.

Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.

Информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции.

В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.

Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У учащихся должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении, как о поведении, неприемлемом не при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер - не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный - борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.

Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону - это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.


Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, умение искать пути преодоления проявлений коррупции.

Антикоррупционное образование является воспитанием такого мировоззрения, в котором коррупционный поступок считается не нормой, а маргинальным и вызывающим общественное осуждение фактом. Неотъемлемой частью подобного мировоззрения является принятие легальной модели социального поведения. Таким образом, антикоррупционное образование сочетает в себе воспитание правого сознания и  гражданской этики, обучение знаниям о механизмах защиты от коррупции на разных уровнях: от сопротивления бытовой коррупции на уровне базового образования до профессиональной подготовки специалиста по compliance для противодействия коррупции в сфере бизнеса. В мировой практике принято выделять две основных трактовки концепции антикоррупционного образования.

Базовое антикоррупционное образование

“Проводить эффективные меры для предотвращения коррупции и, в этой связи, поднимать общественное понимание и продвижение этического поведения.”  Пункт 1 Резолюции  Совета Европы о двадцати принципах борьбы с коррупцией.

Профессиональное антикоррупционное образование

“Продвигать специализацию людей или органов, отвечающих за борьбу с коррупцией и обеспечивать их соответствующими средствами и обучением для исполнения их задач.”  Пункт 7 Резолюции Совета Европы о двадцати принципах борьбы с коррупцией
15. антикоррупционная пропаганда - это деятельность по распространению антикоррупционных идей и взглядов с целью формирования антикоррупционного мировоззрения и поведения. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на специальный уполномоченный орган в сфере массовых коммуникаций и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики.