Файл: Контрольная работа по дисциплине Международные конвенции и соглашения по торговле на тему влияние вступления в вто на российскую экономику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Интернет-институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:

«Международные конвенции и соглашения по торговле»


на тему

«ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ»

Выполнил: студент гр. И741001/05

Газиков И. М.

Проверил: к.ю.н., доц. Светличный А.А.

Тула 2021

Влияние вступления в ВТО на российскую экономику.
Содержание
Введение

Глава 1. Теоретико-методический обзор внешнеторговой политики Российской Федерации

1.1 Исторические аспекты вступления Российской федерации в ВТО

Глава 2. Влияние вступления в ВТО на геополитическое положение Российской Федерации

2.1 Особенности вступления Российской федерации в ВТО

2.2 Нормативно-правовая база деятельности ВТО

2.3 Преимущества и недостатки вступления Российской федерации в ВТО

Заключение

Список источников и литературы

Введение
Недавно завершился переговорный процесс о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), которая на сегодняшний день является наиболее влиятельной структурой, регулирующей мировую торговоэкономическую политику и связанные с ней аспекты других форм международных отношений.

Напомним, 21 июля президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон “О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.” Этим протоколом оформляется членство РФ в ВТО. Данный ратификационный закон был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля.


23 июля российское правительство уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления.

Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО в среду вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО. Добавим, что переговоры по вступлению России в эту организацию велись почти 18 лет.

Вступление РФ в ВТО в целом было поддержано российским экономическим сообществом, хотя у этой идеи достаточно и противников. В Минэкономразвития РФ подчеркнули, что вступление России в эту организацию – это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия страны в формировании правил международного экономического сотрудничества.

Президент Владимир Путин не раз выражал уверенность, что членство России в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного, инновационного развития российской экономики, отмечают интернет-СМИ. Вместе с тем, по его мнению, надо понимать, что вступление России в ВТО – это новая реальность, рост конкуренции – серьезный вызов для российской экономики, для целого ряда ее отраслей.

На сегодняшний день, Россия стала полноправным участником ВТО, оставив позади яркую и напряженную эпоху президентства В.Путина, ставшую в целом определяющей для развития данного процесса. Именно в этот период аббревиатура ВТО прочно укрепилась в средствах массовой информации и стала знакома российской общественности.

Сегодня представляется целесообразным детальный анализ политических аспектов переговорного процесса по вступлению России в ВТО и обозначение потенциальных политико-экономических последствия этого шага. Существующие исследования особенностей полноправного участия России в деятельности ВТО во многом стали отражением напряженных политических споров вокруг процесса вступления, однако пока сконцентрировались в основном на отдельных его составляющих, лишь косвенно затрагивая политическую сторону данного вопроса, что подтверждает актуальность проведенного исследования.

Актуальность темы в повышении роли внешнеэкономической деятельности для российских предприятий в условиях глобализации мировой экономики где важнейшей задачей становится управление международной торговой политикой.


Цель курсовой работы на основе анализа геополитической ситуации определить основные направления совершенствования деятельности России в рамках ВТО. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть геополитическое положение России;

-изучить исторические аспекты вступления России в ВТО;

- рассмотреть особенности вступления России в ВТО;

-определить нормативно-правовую базу деятельности ВТО;

-проанализировать преимущества и недостатки вступления России в ВТО;

-определить возможности совершенствования структуры потребления от вступления в ВТО;

-рассмотреть пути улучшения инвестиционного климата России.

Объект исследования менеджмент внешнеэкономических отношений, предмет определение тенденций внутреннего рынка и перспектив при вступлении России в ВТО.

Глава 1. Теоретико-методический обзор внешнеторговой политики Российской Федерации


    1. Исторические аспекты вступления Российской федерации в ВТО


Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Большая часть бывших социалистических стран-союзников СССР уже вступила в ЕЭС и военный блок НАТО, лидером которого являются США. Вслед за ними в западное сообщество потянулись и некоторые бывшие союзные республики СССР (Эстония, Латвия и Литва). В итоге всех этих геополитических изменений Россия по отношению к Западу практически вернулась к состоянию времен Ивана Грозного (XVI век) [19].

В результате распада СССР Россия лишилась удобных выходов к морям, хорошо оборудованных портов на Балтике (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) и на Черном море (Одесса, Ильичевск, Николаев, Севастополь) и многих военно-морских баз. Утратив значительные территории ранее единого государства Россия потеряла и часть ресурсного потенциала (месторождения), и огромные основные фонды в виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзного подчинения, мощностей космодрома Байконур (за них теперь приходится платить Казахстану годовую арендную плату в 115 млн долларов) и т.п. Чтобы компенсировать эти утраты, пришлось во многом заново создавать промышленную инфраструктуру (строительство нового нефтеналивного порта на Балтийском море в Усть-Луге, расширение портовых мощностей в оставшихся в Европейской части страны портах— С.-Петербурге, Мурманске и Новороссийске, строительство обходных железнодорожных веток и ниток трубопроводов и др.


Чтобы утвердить себя как равноправное европейское государство, Россия вступила в Совет Европы - политическое объединение большинства европейских стран. Однако тесному сотрудничеству с Европой мешает существование НАТО (военно-политического союза, цель которого - противостоять СССР) и невысокий экономический уровень развития России.

СССР существовал в биополярном мире (США - НАТО, СССР - организация Варшавского договора), но распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой.

Изменение геополитического положения также привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы и т.д.). Поэтому представляется очевидным ухудшение геополитического и экономико-географического положения России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы.

Россия пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, с точки зрения европейских партнеров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце ХХ в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнером России [2, c.56].


Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей [2, c.63].

Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.

Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.