Файл: Контрольная работа по дисциплине Международные конвенции и соглашения по торговле на тему влияние вступления в вто на российскую экономику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нельзя не обратить внимания на то, что есть риск для нашей страны в рамках Всемирной торговой организации снизить экономический уровень в некоторых отраслях и стать неконкурентоспособными. Это возможно из-за поступления качественной продукции с Запада и дешевой продукции из Китая. Но основной причиной неконкурентоспособности нашей страны в некоторых отраслях является неправильное распределение полезных ископаемых или ресурсов.

Проанализировав проблемы вступления России в ВТО, возможные недостатки и последствия вступления, мы можем сделать вывод: при наличии в запасе большого количества ресурсов и ископаемых Россия имеет огромные перспективы в рамках Всемирной торговой организации и должна использовать их с максимальной для себя выгодой.


2.2 Нормативно-правовая база деятельности ВТО
В соответствии с Марракешским соглашением об учреждении ВТО (Статья IX), «ВТО будет продолжать практику принятия решений путем консенсуса, которая применялась в ГАТТ-1947. В случае невозможности принятия решения консенсусом спорный вопрос решается голосованием. Однако в практике ВТО голосование при принятии решений почти не применяется.

Случаи, когда возможно голосование:

- Интерпретация любого из правовых документов ВТО требует
большинства в 3/4 ;

- Внесение поправок в соглашения ВТО требует большинства в 2/3
голосов;
- Временное освобождение любого члена ВТО от взятых обязательств
требует большинства в ¾ голосов [9, c.115].

В связи с преобладанием консенсуса при принятии решения в ВТО большую роль играют неформальные консультации («встречи в зеленой комнате»).

При всей несомненной демократичности система принятия решений методом консенсуса имеет свои изъяны. В рамках ВТО они проявились гораздо сильнее, чем в ГАТТ. Дело в том, что в ВТО в отличие от ГАТТ был введен принцип т.н. «единого пакета», означавший, что все содержимое пакета принимается как единое целое.

Также в отличие от ГАТТ в ВТО правовые обязательства «единого пакета» связывают все страны-члены.

Принцип «все – обязательно для всех» изменил отношение к принятию решений в ВТО со стороны развивающихся государств. Причина заключалась в том, что вначале эти страны не участвовали в неформальных встречах, где собственно происходила подготовка консенсуса. Это дало повод говорить о «внутренней непрозрачности» механизма принятия решений в ВТО. В 2000 г. Генеральный совет ВТО принял решение, которое сделало неформальный переговорный процесс более открытым для участвующих в нем стран [9, c.116].


Правовые положения, действующие в рамках ВТО, предусматривают создание системы мониторинга выполнения странами-членами взятых на себя обязательств. Этот мониторинг осуществляется двумя путями.

1) Посредством требования к странам-членам регулярно информировать Секретариат ВТО через уведомления-нотификации об изменениях в их торговой политике.

2) Посредством «механизма обзора торговой политики».

На начало 2005 г. было проведено около 200 таких обзоров. Документы каждого обзора немедленно публикуются и становятся доступны.

Генеральный совет ВТО принял в июне 1996 г. решение о том, что вся информация о деятельнсти ВТО должна быть открытой и доступной широкому кругу общественности. Электронная версия документов ВТО доступна на сайте www.wto.org .

В современных условиях таможенный тариф сохранил свою протекционистскую роль.

Правовые нормы ВТО дают каждому члену организации целый ряд возможностей для защиты национальной экономики.

Во-первых, каждый член ВТО может периодичски (один раз в три года, Ст. ХХYIII ГАТТ-1994) пересматривать взятые на себя тарифные обязательства. В случае изъятия сделанных ранее тарифных уступок страна-член ВТО должна компенсировать их уступками в другой области.

Во-вторых, ГАТТ-1994 (Ст. ХII) разрешает ограничить количество и стоимость товаров, разрешенных к импорту, в целях обеспечения устойчивости платежного баланса.

В-третьих, разрешается ограничить импорт товаров, причиняющих или могущих причинить ущерб любой отрасли национального производства, выпускающей аналогичные товары. Эти ограничения (защитные меры) вводятся на основании Ст. ХIХ ГАТТ-1994 и на основании Соглашения ВТО о защитных мерах. Последнее позволяет временно повысить пошлину или ввести квоту. Защитная мера вводится максимум на четыре года [13].

Соглашение по сельскому хозяйству ВТО устанавливает особую систему защитных мер в данной области.

В сфере торговли услугами Ст. Х ГАТС (Чрезвычайные защитные меры) разрешает любому члену ВТО отменить/отозвать любое специфическое обязательство при условии, что член ВТО объяснит Совету по услугам ВТО причину данного действия. Кроме того Ст. ХII ГАТС разрешает вводит ограничения на торговлю услугами в рамках ранее принятых специфических обязательств в случае серьезных затруднений с платежным балансом или других внешних финансовых проблемах.

В-четвертых, Ст. YI ГАТТ-1994 и Соглашение о применении этой статьи разрешают использовать для борьбы с демпингом антидемпинговые меры.


В-пятых, правила ВТО устанавливат жесткую дисциплину в отношении субсидируемого экспорта. Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах регулирует две группы вопросов: правила применения компенсационных мер, значительно расширяющие Ст. YI ГАТТ-1994, и правила использования субсидий, существенно дополняющие Ст. ХYI ГАТТ-1994.

На этом возможности защиты национальной экономики в рамках ВТО не исчерпываются. Ст. ХYIII ГАТТ-1994 разрешает защиту т.н. зарождающихся отраслей экономики [13].

Немаловажную роль в защите национальных экономик играют Соглашение ВТО о техническтих барьерах в торговле и Соглашение ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах.

Кроме того существует также целый ряд исключений из правил ГАТТ-1994 и ГАТС, которыми также можно пользоваться в целях защиты национальной экономики.

Разрешение спорных и конфликтных ситуаций в торговле – одна из важнейших функций ВТО, унаследованная ею от ГАТТ-1947. Речь идет о разрешении споров на уровне правительств стран-членов [13].

В итоге Уругвайского раунда переговоров была достигнута новая Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров (ДПРС). Она создала объединенную систему разрешения споров для всех многосторонних соглашений ВТО. Организационной основой стал Орган по разрешению споров (ОРС) ВТО, который получил право создавать специальные группы экспертов (третейские группы – panels) для рассмотрения споров и подготовки рекомендаций, принимать доклады специальных групп, осуществлять наблюдение за выполнением их рекомендаций, разрешать приостанавливать действие уступок и других обязательств в отношении тех стран, которые нарушают условия соглашений, входящих в систему ВТО.

Цель системы урегулирования споров в ВТО состоит в том, чтобы урегулировать спор позитивными способами: путем консультаций, добрых услуг, процедур примирения, и, наконец, с использованием последнего мирного способа разрешения споров – рекомендаций третейской группы.

Система разрешения споров в ВТО функционирует весьма эффективно.

2.3 Преимущества и недостатки вступления Российской федерации в ВТО
Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом – учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей. К тому же на нашем пути к присоединению к Всемирной торговой организации стояло немало препон – как политического, так и экономического, а также социального характера. Состоялась даже попытка провести референдум против вступления России в ВТО, впрочем, не увенчавшаяся успехом.


Итак, 22 августа 2012 года можно считать отправной точкой нового этапа развития Российской Федерации – она стала официальным членом ВТО, 156-м. На льготных условиях. Кстати, сделала она это последней из «большой двадцатки». Однако споры по данному вопросу не утихают. Попробуем разобраться, какие преимущества получит наша страна в результате этого шага, а также уточним, существуют ли минусы присоединения России к Всемирной торговой организации.

Бесспорно, вступление России в ВТО не является синонимом ее светлого экономического будущего, поскольку любой процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Обратимся к мнению экспертов в данном вопросе [7, c.68].

  1. Плюсы присоединения России к ВТО.

    1. Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.

    2. Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.

    3. Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров).Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.

    4. Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.

    5. Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители.

    6. Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте.

    7. Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.
      Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

  2. Минусы присоединения России к ВТО

    1. Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

    2. Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

    3. Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.).

    4. Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга [7, c.69].


Экспертами называются различные сроки, в которые должны проявиться первые серьезные результаты от вступления России во Всемирную торговую организацию. В среднем адаптация отечественной экономики, по прогнозам специалистов, продлится 6-7 лет. Думается, в течение этого времени полемика вокруг этого этапа развития страны будет то затихать, то разгораться с новой силой.

Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования.

В-третьих, ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО автоматически избавит нас от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей номенклатуру импорта в нашу страну – из-за тогдашних проблем с еврейской эмиграцией.

В-четвертых, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему “утечки мозгов” [6].

В-пятых, адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных требований по “чувствительным” позициям экспорта.

У критиков вступления – тоже пять доводов. Минусы.

Первый: на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем – объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность.

Второе: защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации.

Третье: членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности [6].

При “открытых дверях”, а это – один из главных принципов ВТО, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения.

В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное – сельхозпроизводителей.

Четвертое: интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.