Файл: Контрольная работа по дисциплине Международные конвенции и соглашения по торговле на тему влияние вступления в вто на российскую экономику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

Со стороны новых геополитических субъектов — Балтийских стран — наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия — Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики [2, c.67].

Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.

Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее — на Запад, в обход России по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое. В случае реализации транскавказского коридора проблемы территориальной целостности России могут обостриться.


Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси [15].

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО. В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2—3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия [15].

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом.

Задача, которую Россия сама должна решить, — не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.



Таким образом, после распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). В настоящее время произошли качественные сдвиги обусловившие членство России в ВТО.


Глава 2. Влияние вступления в ВТО на геополитическое положение Российской Федерации
2.1 Особенности вступления Российской федерации в ВТО
Можно сказать, что существовал ряд проблем по вступлению России в организацию. Россия подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию в июне 1993 г., а вступила лишь в 2011 г. Это обусловлено многими факторами. Одним из них является то, что, по правилам данной организации, Россия обязана договориться о своем членстве в этой международной организации со всеми странами-участницами. Именно из-за этого процесс вступления России во Всемирную торговую организацию занял так много времени.

Помимо названной проблемы можно выделить еще одну. Суть ее заключается в том, что Россия должна была снять ограничения на поставки товаров из-за рубежа, в каком-то смысле ограничений на конкуренцию со стороны иностранных компаний. Привести это может к тому, что российские товары окажутся неконкурентоспособными как с очень качественной западной продукцией, так и с очень дешевой китайской.

Говоря о взаимоотношениях России и Всемирной торговой организации, надо сказать, что наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. После того как Россия поддержала Киотский протокол, разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать. А вот переговоры с США в свою очередь велись в течение 6 лет [14]. Существовали разногласия, но основные из них касались:

– финансовых рынков;

– поставок в РФ сельскохозяйственной продукции;

– защиты прав интеллектуальной собственности.

В рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 г. На 2008 г. Грузия оставалась единственной страной, препятствующей вступлению России в ВТО, но в августе 2008-го вступление России в ВТО было отложено на неопределенный срок в связи с обострением ситуации на Кавказе. Также одним из осложнений вступления стал мировой кризис, кото-рый заставил задуматься множество стран не о свободной торговле, а о жестком регулировании своей экономики. В июне 2009 г. на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России В.В. Путин сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Также он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 г. Россия будет участ-вовать в рамках Единого таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Таможенный союз являлся большим препятствием по вступлению, так как в ВТО могут вступать только страны, а не союзы. На следующих этапах переговоров опять возникли конфликты с Грузией по вступлению России в ВТО [14].


В конце января 2011 г. Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть шансы вступить в ВТО в 2011 г. Для этого необходимо было решить проблему с Грузией, и существовало два способа:

– России необходимо было набрать голоса двух третей участников организации для вступления в ВТО;

– те страны, с которыми у России уже имеются договоренности о вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.

Проблема решилась осенью 2011 г., когда под нажимом Евросоюза и при посредничестве Швейцарии Грузия согласилась пустить Россию в организацию. 18 ноября 2011 г. президент Грузии утвердил соответствующие соглашения, и последнее препятствие на пути вступления России в ВТО было снято.

16 декабря 2011 г. председатель правительства России Владимир Путин подписал протокол о присоединении России в ВТО, после чего Министерская конференция в Женеве окончательно одобрила вступление страны в ВТО.

Нельзя не обратить внимания на то, что Россия много лет пыталась вступить во Всемирную торговую организацию. Но ввиду различных причинам и из-за различных конфликтов и недоговоренностей не могла это сделать. В 2011 г. Россия стала членом Всемирной торговой организации, на чем взаимоотношения с ВТО из стадии вступления перешли на новый этап сотрудничества [14].

Одной из важных проблем для России является субсидирование ее сельского хозяйства. Согласно правилам Всемирной торговой организации, субсидирование должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к нежелательным последствиям. Сельское хозяйство является довольно конкурентоспособной отраслью России, которая играет большую роль в стране.

Многие считают, что вступление России в ВТО окажет важное влияние на многие аспекты российской экономики. Ряд последствий вступления России в ВТО существует на макроуровне. Вступление России в ВТО принесет существенные выгоды, которые будут воплощены за счет:

– увеличения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), производимых многонациональными поставщиками услуг, благодаря принятым обязательствам по либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов;

– повышения производительности благодаря притоку импортных технологий в результате снижения российских тарифов;

– улучшения режима в отношении российских экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга [14].

Ключевой проблемой вступления является также вопрос доступа иностранных поставщиков на российский рынок телекоммуникационных, финансовых и транспортных услуг. Россия гарантирует определенный уровень доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок 2/3 секторов. Это означает, что Россия оставляет за собой право после присоединения в ВТО вводить любые ограничения доступа на свой рынок.


В результате вступления в ВТО Россия получит три ключевых изменения:

– либерализацию барьеров для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в сфере бизнес-услуг;

– снижение тарифов в товарных отраслях;

– улучшение доступа к рынку для российских экспортеров в отраслях, на которые распространяется антидемпинг.

Также существуют совокупные выгоды от вступления во Всемирную торговую организацию. Первой из них является либерализация барьеров для ПИИ в сфере услуг. Этот источник – самый значительный. Либерализация барьеров для многонациональных поставщиков услуг увеличит расчетное потребление. Яркими примерами барьеров можно назвать:

– монополию «Ростелекома» на услуги международной телефонной связи;

– квоты, устанавливаемые для многонациональных поставщиков услуг страхования.

Обязательства, взятые Россией перед многонациональными поставщиками услуг, создали бы стимул для большего притока ПИИ в Россию. Это дало бы российскому бизнесу лучший доступ к услугам многонациональных поставщиков услуг в таких отраслях, как связь, банковское дело, страхование и транспортные перевозки, и должно снизить издержки, связанные с ведением бизнеса, а также привести к увеличению производительности фирм, пользующихся такими услугами.

Следующим источником является снижение тарифов, которое приведет к значительным выгодам, хотя и не является самым важным источником выгод от вступления во Всемирную торговую организацию.

Нельзя не обратить внимания на такие аспекты. Вступление в ВТО будет иметь и другие многочисленные влияния, к примеру вступление в ВТО стимулирует модернизацию стандартов и процедур таможенной очистки, потребует принятия закона об интеллектуальной собственности, внедрения единого таможенного режима в России, на который не влияют барьеры, существующие в российских регионах. Являясь членом ВТО, Россия станет принимать участие в выработке правил ВТО в будущем. По нашим оценкам, эти прочие аспекты будут в целом позитивны для России. Следовательно, мы не считаем, что переоцениваем выгоды для России от вступления во Всемирную торговую организацию [15].

Россия может использовать Всемирную торговую организацию как эффективный инструмент развития экономики. Ведь переход от автаркии к свободной торговле улучшает благосостояние страны. В России в условиях автаркии потребители могут покупать только отечественные товары, а производители – поставлять свою продукцию только местным потребителям. Внутренние цены и количества определяются внутренним спросом и предложением.