Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация права - процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.
35 вопрос. Правоприменение как особая форма реализации права. Стадии правоприменения


Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и применению индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы либо должностные лица: органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Стадии правоприменения - это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации

Стадия правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела (предварительная стадия): сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и относимыми к делу.

2. Юридическая оценка фактических обстоятельств (юридическая квалификация): выбор и анализ нормы права, рассчитанной на установленные фактические обстоятельства.

3. Вынесение субъектами правоприменения правоприменительного акта (решения по делу), в котором фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Таким образом, правоприменение как особая форма реализации права осуществляется только от имени государства и состоит из нескольких последовательных стадий.
36 вопрос. Реализация права при пробелах в законондательстве.

Юридические пробелыэто частичное или полное отсутствие в законодательстве правовых норм, необходимость которых обусловлена современным развитием общественных отношений и потребностями реализации права.

Поскольку юридическая пробельность имеет место и даже признается неизбежной, правовая теория и практика выработали пути решения данной проблемы, к которым отнесены:

Восполнение пробелов в законодательстве с помощью правотворческого процесса. Оно происходит в результате принятия недостающего нормативного акта или внесения дополнений в действующие нормативные акты. Подобным образом устанавливается или восстанавливается правовое регулирование нуждающейся в этом сферы общественных отношений или ее части.

Преодоление пробелов 
в законодательстве с помощью правоприменительного процесса. Оно призвано способствовать оперативной необходимости принятия решения по конкретной ситуации в случае отсутствия ее нормативного регулирования. Для этого применяются исключительные средства – аналогии (от греч. analogia – соответствие, сходство), предусмотренные соответствующим законодательством. Среди них:

Аналогия закона, которая предусматривает в случае отсутствия необходимой нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, обращение к другой правовой норме, рассчитанной на регулирование сходных отношений. Так, предусмотрено, что в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы действующим законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к ним, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодатель­ство, регулирующее сходные отношения (ч. 1 ст. 6 ГК РФ).

Аналогия права вызывается к жизни отсутствием в законодательстве норм как прямого, так и сходного регулирования рассматриваемых жизненных ситуаций и требует разрешения конкретного дела в таких случаях на основе общих принципов права (гуманизма, справедливости, юридического равенства и др.). Например, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросове­стности, разумности и справедливости (ч. 2 ст. 6 ГК РФ).

Субсидиарная аналогия предполагает возможность разрешения конкретной жизненной ситуации на основе правовой нормыустановленной другой отраслью права. В частности, определенные ситуации в семейном праве, вызванные разделом имущества разведенных супругов, могут быть разрешены на основе норм гражданского права.

Конституционная аналогия, предусматривая в силу сложившейся практики деятельности Конституционно Суда, вследствие которой возможно появление пробельности в законодательстве. Ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указывает на то, что в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации».

Решение дел по аналогии не допускается в уголовном и административном праве в силу принципа недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный принцип получил конституционное закрепление (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ)

37 вопрос. Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.


Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта.

38 вопрос. Понятие и необходимость толкования права. Виды толкования

Токование права — процесс и результат установления действительного содержания норм права в целях их правильной реализации.В результате толкования устанавливается реальное содержание правовой нормы, историческая обстановка периода разработки и принятия правового акта, его цели и направленность, последствия его реализации и т.д

Задача толкования

-установление подлинной воли законодателя, выраженной в данной норме.

Цель толкования:

-правильное применение норм права.

Основные причины необходимости толкования норм права:

1)сложность или нечеткость юридических формулировок (излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность);

2)несовершенство законодательной техники (поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность);

3)несовпадение норм и статей правовых актов (наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний);

4)специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;

5)неясное и неточное выражение воли законодателя в правовой норме (различие духа и буквы закона);

6)действие нормы права не изолированно, а в системе других норм.

Виды толкования

Официальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридиче­ские последствия. Различают:

-аутентичное (издавшим органом) и

-судебное официальное толкование.

Неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы. Оно не регламентировано законом и осуществляется в сво­бодной форме.