Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратим внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже, способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права.

Все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые, только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовы

5 вопрос. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного
исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.


6 вопрос. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагаю­щих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объяс­няется, по меньшей мере, тремя причинами:

Во-первых, на­званные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политичес­ких партий и движений.

Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в много­образии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.

В-третьих, государство – очень слож­ное и внутренне противоречивое общественно-политичес­кое явление.


 1. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целост­ность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой граж­данского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом.

2. Кроме, того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом.

3. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функ­ции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращает­ся в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчет­ливо выраженный классовый характер.

4. История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства.

Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государствен­ной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и де­мократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал..


Политическая система – совокупность государственных и негосударственных образований, хозяйственных и общественных организаций и институтов, трудовых коллективов, участвующих в политической жизни общества

Политическая жизнь демократического общества в основном сосредоточивается в государстве. При достаточно развитых демократических институтах государство предстает как политически организованное общество.

 Структура политической системы:

– общественные организации: политические партии и движения, профсоюзы, негосударственные органы информации, пропаганды, институты общественного влияния и воспитания, общественного мнения, трудовые коллективы, женские, молодежные, творческие, религиозные, спортивные и др.;

– государственные структуры.

 Негосударственные демократические институты не входят в государство, но могут оказывать существенное воздействие на его деятельность, на деятельность его институтов, на всю политическую жизнь, например, при выборах через системы лоббирования, механизмы общественного мнения.

Принципы взаимодействия государственных структур и общественных организаций:

1) сотрудничество;

2) помощь в содействии друг друга;

3) поиски и достижение компромисса;

4) координация деятельности.

 В системе общественных образование особое место государство занимает по следующим факторам:

– государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

– только государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого;

– только государство является официальным представителем внутри страны и на международной арене.

 Государство:

а) обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимость от любой иностранной власти;

б) единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ;

в) координирует основные стороны жизни общества.

 Важнейшей чертой современного государства является его политический характер. Государство является особой организацией политической власти.

 Власть
 – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи – как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов;

Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И, наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев).

Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение (Малько А.В., Матузов Н.И.).

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).