Файл: Тгп ответы 1 вопрос. Основные теории происхождения государства 1 теологическая теория.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Главное отличие политической власти от власти вообще коренится в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности.
Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм, то есть осуществляется через институты государства.
7 вопрос. Основные признаки государства и их характеристика
Государство (в широком смысле) - определенным образом организованное общество, объединенное одной территорией, при помощи политической власти, использующей специальный аппарат управления.
Государство (в узком смысле) - это часть общества, организованная определенным образом, представляющая собой политическую организацию.
По мнению Морозовой, государство в современной науке определяется через его признаки.
1. Территория - пространство, на которое распространяется власть государства. Территориальное деление выступает на место кровных связей. Признание государственных границ - основа государства (суши, акватории, воздух). Раньше основным способом изменения границ государства был захват территории, современная наука выделяет 5 основных способов изменения территории:
-Оккупация - захват территории, не принадлежащей государству.
-Аннексия - одностороннее присоединение территории.
- Цессия - уступка территории.
- Оптация - обмен территориями (население - право выбора гражданства).
-Адъюдикация - передача спорной территории по решению компетентного суда (Гаага).
2. Население - сообщество лиц проживающих на определенной территории с единой верховной властью. Под населением понимаются граждане государства, т.е. та часть населения, для которой характерна правовая связь с государством. На территории одного государства могут жить также и граждане другого государства и лица без гражданства. Исключение - послы, консулы, которые прибывают в стране с конкретной миссией.
3. Публичная политическая власть - один из главных признаков государства. Публичность, т.е. власть распространена на всех в пределах границ государства. Политичность, т.е. власть оторвана от общества, возвышена над ним, осуществляется профессиональными управленцами не занятыми в производстве каких-либо материальных благ, власть опирается на авторитет и принуждение.
4. Суверенитет - это независимость государства во внутренней и внешней политике. Внутренний суверенитет - верховенство, полновластие государства в пределах своих территорий и внешний - независимость в международных отношениях.
5. Налогообложение - система налогов и сборов, за счет которой содержится власть, реализуются различные государственные программы.
6. Монополия на правотворчество - деятельность по созданию общеобязательных правил поведения. Государство обладает монополией на издание общеобязательных правил поведения.
7. Монополия на легальное физическое принуждение.
Факультативные:
1. Государственная символика (герб, флаг, гимн)
2. Единая денежная единица
3. Наличие армии (Вооруженной силы).
Таким образом, государство - территориальная организация общества, путем публичной политической власти, обладающая верховенством на всей территории и независимостью за ее пределами, а так же монополией на издание общеобязательных правил поведения и сбора с населения обязательных платежей.
8 вопрос. Основные подходы к пониманию сущности государства
Сущность государства – это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство.
Существуют два основных подхода к трактовке сущности государства:
1. Классовый подход (интересы господствующего класса)
Классовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению государства. Классовый подход характерен для марксистского понимания государства, трактовавшее государство как орудие подавления пролетариата.
2. Общесоциальный подход (интересы всего общества)
Общесоциальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности государства выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых государств.
Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:
1. Национальный подход (интересы титульной нации)
Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.
2. Расовый подход (интересы одной расы)
Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.
3. Религиозный подход (интересы определенной религии)
Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.
9 вопрос. Понятие функций государства и их классификация.
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Функции государства обладают следующими признаками:
1) основные, главные направления государственной деятельности
2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами
3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.
Функции государства можно разделить на следующие виды:
внутренние и внешние.
Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:
-обеспечение народовластия;
-экономическую функцию;
-финансовый контроль;
-социально-культурную функцию;
-охрану прав и свобод граждан;
-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;
-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;
-функцию налогообложения и взимания налогов и др.
Внешние - на международной арене. К ним можно отнести:
-обеспечение обороны и безопасности;
-интеграции в мировую экономику;
-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;
-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;
-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);
-участие в охране окружающей природной среды и др.
· постоянные и временные.
Постоянные - это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).
Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.
· основные и неосновные.
Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.
Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:
-законодательные (правотворческие),
-управленческие,
-правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но, тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях.
10 вопрос. Понятие и форма государства и её основные элементы.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.
Выделяют три элемента формы государства:
1. Форма правления
2. Форма государственного устройства
3. Политико-правовой режим
Форма правления, как элемент формы государства, представляет совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов государственной власти.
Форма государства показывает, кому принадлежит власть в государстве, какие существуют в государстве верховные органы власти, как эти органы формируются, как между этими органами распределяются властные полномочия, насколько народ допущен к участию формирования этих органов.
Выделяют две основные разновидности формы правления:
1. Монархия (абсолютная, ограниченная)
2. Республика (президентская, парламентарная, смешанная).
Монархия– это такая форма правления, при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица монарха, который осуществляет эту власть, как правило, на основе принципов наследуемости и несменяемости.
Признаки монархии:
1) единоличный характер власти;
2) власть передается по наследству;
3) пожизненное осуществление властных полномочий;
4) не зависит от воли населения;
5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.
Монархии могут быть двух видов:
1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;
2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии:
1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;
2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).
При дуалистической монархии:
1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;
2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республика – это такая форма правления, при которой органы верховной государственной власти формируются на основе принципов выборности, срочности и сменяемости.