Файл: Проблемы социальноэкоНоМического.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития муниципальных образований

1.2 Основные направления социально- экономического развития муниципальных образований

1.3 Нормативно-правовые основы социально- экономического развития муниципальных образований

Глава 2. Анализ социально-экономического развития муниципальных образований региона на примере Иваново-Шамшевского сельского поселения

2.1. Функции и полномочия Администрации Иваново-Шамшевского сельского поселения.

2.2 Анализ стратегии социально-экономического развития муниципального образования

2.3. Характеристика муниципальных программ социально-экономического развития муниципального образования

Глава 3. Пути совершенствования социально-экономического развития Иваново-Шамшевского сельского поселения

3.1 Проблемы социально-экономического развития муниципального образования

3.2 Предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования

3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.2 Предложения по совершенствованию социально-экономического развития муниципального образования


В настоящее время сельские поселения могут самостоятельно определить свой путь развития, то есть стратегию социально-экономического развития. Для принятия верного решения, и как следствие – правильного пути развития, муниципальные органы власти в первую очередь нуждаются в точной и достоверной информации о своей территории, ее уровне развития и обо всех федеральных программах поддержки сельских поселений.

Весь комплекс социально-экономических мер, направленных на развитие сельского поселения, должен крутиться вокруг таких задач, как повышение благосостояния жителей, повышение уровня развития социального и экономического на территории сельсовета, удовлетворение социальных потребностей, сохранение окружающей среды. И все это не должно идти в разрез с интересами государства.

С целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами муниципального образования, для решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

Для проведения комплексного анализа социально-экономического развития муниципального образования проводится выявление «точек роста» и проблемных областей, на основе которых формируются стратегические направления социально-экономического развития Иваново-Шамшевского сельского поселения посредством SWOT-анализа (таблица 8).

Таблица 10

SWOT-анализ Иваново-Шамшевского сельского поселения

Сильные стороны

Недостатки

  1. Выгодное местоположение (сельсовет расположен в центральной части Шумихинского района, в 6 км от районного центра)

  2. Наличие собственности местного самоуправления, в первую очередь земельных ресурсов и другого недвижимого имущества

  3. Местное самоуправление самостоятельно решает все вопросы местного значения

  4. В последние годы наблюдается рост поголовья скота

  5. На территории сельсовета работают два сельхозпредприятия, несколько фермеров и более 30 индивидуальных предпринимателей

  6. Наличие образовательных учреждений (детсад, школа)

  7. Наличие промысловых ресурсов (дикие животные, рыба, ягоды, грибы, лекарственные травы)

  8. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства

  9. Благоприятная экологическая ситуация; низкий уровень антропогенного воздействия , комфортная экологическая среда для проживания населения на данных территориях

  10. Наличие автотранспортных дорог с твердым покрытием

  1. Низкий уровень развития местного самоуправления

  2. Плохая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами связи

  3. Сезонный характер занятости, высокая зависимость от природно-климатических условии

  4. Более низкий уровень жизни, уровень образования и квалификации

  5. Более низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры

  6. Недостаточное финансирование

  7. Нехватка трудовых мест

  8. Большой отток молодежи

  9. Бюджет является дотационным 10. Изношенные коммунальные сети, Требующие срочной замены (водопроводы).

Возможности

Угрозы

  1. Развитие сельскохозяйственного бизнеса на территории поселения

  2. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения, и развития на этом фоне мини предприятий переработки (молочной продукции, глубокая заморозка, сушка, консервация овощей, ягод, грибов, пакетирование свежих овощей)

  3. Развитие охотничье готуризма

  4. Развитие социальной инфраструктуры

  5. Возможности взаимодействия органов местного самоуправления и государственного управления.

Проведение работы по комплексному развитию территорий местного самоуправления, связанной со строительством жилья, дорог, благоустройством населенных пунктов

  1. Очень низкие цены на сельскохозяйственную продукцию. (Непомерный рост стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений, и новой сельскохозяйственной техники)

  2. Угроза снижения доходов

  3. Ограничение уровня самостоятельности сельсовета из-за малого объема местного бюджета

  4. Опасность невыполнения своих прямых обязанностей и функций из-за недостатка полномочий у органов местного самоуправления

  5. Снижение квалификации, старение и выбывание квалифицированных кадров

  6. Демографические проблемы, связанные со старением населения, снижение численности экономически активного населения

  7. Нехватка квалифицированной рабочей силы в поселении


Из проведенного анализа видно, что сильные и слабые стороны Иваново-Шамшевского сельского поселения определяются его географическим (транспортным) положением. Территориальная отдаленность от крупных городов также является источником возможностей и угроз.

Экономический потенциал поселения незначителен и в настоящее время слабо задействован, особенно в части, развития предпринимательства, производство сельхоз продукции, развития услуг населению, развития личных подсобных хозяйств. Трудовой и производственный потенциал на местности поселения имеется, но задействован очень слабо.

Наряду с наличием на территории Иваново-Шамшевского сельсовета представителей сельскохозяйственного бизнеса, которые имеют сравнительно не плохие показатели деятельности на фоне сельскохозяйственных предприятий района, заработная плата в них остается невысокой и составляет в среднем 7000 рублей.

В поселении присутствует тенденция старения и выбывания квалифицированных кадров, демографические проблемы, связанные со старением, слабой рождаемостью и оттоком населения за территорию поселения, уменьшение численности экономически активного населения, нехватка квалифицированной рабочей силы, выбытие и не возврат молодежи после обучения в вузах.

Старение и высокая изношенность жилищно-коммунальной сферы и слабое ее обновление из-за отсутствия финансирования.

Проанализировав вышеперечисленные отправные рубежи на основании SWOT-анализа необходимо рекомендовать администрации Иваново-Шамшевского сельского поселения разработать программу социально-экономического развития поселения. Главной целью программы должно стать повышение качества и уровня жизни населения, его занятости и самозанятости, экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств, торговой инфраструктуры и сферы услуг.

Рассмотрим приоритетные направления и задачи по управлению развитием сельского поселения (таблица 9).

Приоритетные_направления_и_задачи_по_управлению_развитием_Иваново-Шамшевского_сельского_поселения'>Таблица 11

Приоритетные направления и задачи по управлению развитием Иваново-Шамшевского сельского поселения

Приоритетные

направления

Задачи

Программы, проекты,инициативы

1. Развитие инфраструктуры для бизнеса


1.1. Поддержка сельскохозяйственного производства и агропереработки, а именно развитие экономической и финансовой базы сельских поселений

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред.от 05.04.2019 с изменениями, вступившими в силу 19.04.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Распоряжение от 16 авг. 2021 № 667 (Действующая редакция с изменениями от 22 ноя. 2021) «О прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2022 – 2024 годы»/ https://www.donland.ru/documents/14337/; Распоряжение от 25 июл. 2022 № 478О прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2023 – 2025 годы/https://www.donland.ru/documents/16102/

2.Развитие инженерной инфраструктуры

2.1. Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения;

2.2. Снабжение населения топливом;

2.3 Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.

Распоряжение Губернатора РО от 25.04.2018 N 100(ред. от 17.08.2022)"Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ростовской области на 2021 - 2030 годы"от 26 декабря 2018 года N 864 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года(с изменениями на 20 июля 2021 года);

Постановление Правительства от 15.10.2018 N 637(ред. от 23.09.2022)«Об утверждении государственной программы Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика»

3.Развитие жилищной сферы

3.1. Обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством,

3.2. Организация строительства и содержания муниципального

Распоряжение от 16 авг. 2021 № 667

Действующая редакция с изменениями от 22 ноя. 2021 О прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на 2022 – 2024 годы (https://www.donland.ru/documents/14337/

4. Развитие социальной инфраструктуры, рост благосостояния и качества жизни населения

4.1 Организация библиотечного

обслуживания населения

4.2 Возрождение и развитие народных художественных промыслов в поселении

4.3 Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового

спорта

4.4 Улучшение возможностей получения образования, медицинской помощи


В связи с этим основные направления стратегии социально-экономического развития муниципального образования Иваново-Шамшевского сельского поселения до 2030 года определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития района на средне- и долгосрочную перспективу, основанную на ресурсном потенциале территории и уровне его использования в современных условиях.

Главной целью стратегии является определение основных направлений развития муниципального образования Иваново-Шамшевского сельского поселения, обеспечивающих экономический рост и уровень жизни населения муниципального образования.

На долгосрочную перспективу перед сельсоветом стоит четыре основных цели:

  1. повышение качества жизни населения, социальное развитие общества (цели стратегического направления – усовершенствование системы образования и здравоохранения, решение демографической проблемы, сокращение доли бедного населения, рост доходов населения, создание условий для развития культуры и спорта);

  2. экономическое развитие (цели стратегического направления – стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для развития производства и предпринимательства, развитие инфраструктуры, регулирование рынка труда);

  3. усовершенствование среды (цели стратегического направления – улучшение состояния окружающей среды, обеспечение общественного порядка и безопасности, регулирование застройки территории муниципального образования, благоустройство территории);

  4. эффективное использование ресурсов (цели стратегического направления – регулирование земельных отношений, использование природно-ресурсного потенциала, развитие местного самоуправления, совершенствование системы управления бюджетным потенциалом).

Социально-экономическое развитие муниципального образования обладает своими особыми индивидуальностями. Механизм социально-экономического развития строится на системе взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственными единицами.

Эффективность выполнения программы социально-экономического развития муниципального образования Иваново-Шамшевского сельского поселения зависит от экономического,

социального, природоохранного и других эффектов. Они получаются в процессе выполнения запланированных мероприятий администрацией Иваново-Шамшевского сельсовета и хозяйствующих субъектов.


3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий.


В современной России жителям сельских поселений очень не хватает тех социальных и материальных благ, которыми могут пользоваться городские жители. Их уровень жизни и материальные потребности находятся в прямой зависимости от экономического состояния данной территории. Изменив социально-экономическое управление данных территорий, мы сможем повысить уровень дохода и качество жизни на селе.

Жизнь не стоит на месте экономика развивается и как следствие увеличивается роль малого предпринимательства. В основном предпринимательство в России развито в сфере торговли, и большая часть организаций занимается перепродажей товаров. И встает вопрос, а кто будет заниматься производством продуктов и оказывать услуги населению. Эта же проблема коснулась и территорию Иваново-Шамшевского сельского поселения.

Главный акцент, на мой взгляд, на территории сельскохозяйственного производства местные власти должны уделять развитию личных подсобных хозяйств. Субсидировать и всячески поощрять мелких сельских производителей (фермеров). На смену сельхозкооперативам должна прийти новая смена в лице ЛПХ.

На территории Иваново-Шамшевского сельского поселения вопрос трудоустройства стоит очень остро. Роботы практически нет, и это связано не только с территорией самого поселения. Работы либо нет вообще, или заработная плата так мала, что проще вообще не работать. Единственным выходом из положения и возможностью проживать в этом сельском поселении видится в развитии собственного подсобного хозяйства, иначе говоря, открытии ИП. В настоящее время, обратившимся в центр занятости безработным с бизнес-планом по определенному виду деятельности, при оформлении индивидуального предпринимательства выплачивается субсидия в размере 58,8 тыс. рублей. Сумма субсидии не большая, но как стартовый капитал на развитие личного хозяйства вполне хватит.

В качестве примеров самозанятости можно порекомендовать: выращивание картофеля на продажу и разведение овец романовской породы.

Выращивание картофеля на продажу это довольно распространенный вид занятости в сельской местности. Дело в том, что огороды, как правило, по 10-20 соток, картофеля вырастает много и часть его ежегодно в виде излишков продается. К тому же картофель это универсальная овощная культуры, пользующаяся огромным спросом.