Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
219 8. Какие основные модели регулирования процедурой получения согласия на изъятие органов от умерших людей применяются в миро- вой практике?
9. Назовите основные этико-правовые проблемы, связанные с про- ведением биомедицинских исследований?
10. Какие принципы и правила биоэтики привлекаются для реше- ния проблем биомедицинских исследований на человеке?
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Вопросы проблемного характера
1. Прочитайте ситуации, в которых описываются проблемы репро- дукции, ответьте на вопросы:
• Пациент А. женат, он имеет двух детей-школьников. Он лечит- ся в вашей клинике от редкой формы пневмонии, которая ча- сто связана со СПИДом. Результаты анализа крови показывают однозначно, что он ВИЧ-позитивен. А. говорит, что хочет само- стоятельно принять решение о том, сообщать ли вообще и когда сообщать жене об инфекции. Вы убеждаете его, что такая инфор- мация может спасти жизнь его жене и убережет ее от инфекции.
Помимо этого, ей важно самой пройти тест на ВИЧ. В случае по- зитивного результата у нее будет возможность принимать препа- раты, замедляющие развитие болезни и, следовательно, продлева- ющие ее жизнь. Шесть недель спустя, А. приходит в клинику для проверочного исследования. Отвечая на ваш вопрос, он говорит, что еще не сообщил жене о болезни. Он не хочет, чтобы она зна- ла о его гомосексуальных контактах, так как боится, что это раз- рушит их семью. Но, чтобы ее обезопасить, он занимается с ней только «безопасным сексом».
Как лечащий врач вы должны решить: нужно ли информировать супругу пациента о ВИЧ-статусе ее мужа и о том, что ей, в случае не- обходимости, также следует начать лечение. Аргументируйте свою по- зицию.
• Девушке 15 лет. Она обращается к врачу-гинекологу и просит выписать рецепт принимаемого внутрь контрацептива для пре- дотвращения возможной беременности в случае, если она ста- нет жертвой преступления на сексуальной почве. Беременность расстроит ее планы на будущее образование; кроме того, в бу- дущем затруднит создание семьи. Пациентка утверждает, что не хочет ставить своих родителей в известность о применении контрацептивов, так как они будут против этого. Врач сомнева- ется в истинной мотивации девушки, но одобряет ее решимость избежать нежелательной беременности. Он советует ей прийти в клинику с родителями для обсуждения данного вопроса. Через три дня девушка приходит вновь и сообщает, что пыталась пого-
1. Прочитайте ситуации, в которых описываются проблемы репро- дукции, ответьте на вопросы:
• Пациент А. женат, он имеет двух детей-школьников. Он лечит- ся в вашей клинике от редкой формы пневмонии, которая ча- сто связана со СПИДом. Результаты анализа крови показывают однозначно, что он ВИЧ-позитивен. А. говорит, что хочет само- стоятельно принять решение о том, сообщать ли вообще и когда сообщать жене об инфекции. Вы убеждаете его, что такая инфор- мация может спасти жизнь его жене и убережет ее от инфекции.
Помимо этого, ей важно самой пройти тест на ВИЧ. В случае по- зитивного результата у нее будет возможность принимать препа- раты, замедляющие развитие болезни и, следовательно, продлева- ющие ее жизнь. Шесть недель спустя, А. приходит в клинику для проверочного исследования. Отвечая на ваш вопрос, он говорит, что еще не сообщил жене о болезни. Он не хочет, чтобы она зна- ла о его гомосексуальных контактах, так как боится, что это раз- рушит их семью. Но, чтобы ее обезопасить, он занимается с ней только «безопасным сексом».
Как лечащий врач вы должны решить: нужно ли информировать супругу пациента о ВИЧ-статусе ее мужа и о том, что ей, в случае не- обходимости, также следует начать лечение. Аргументируйте свою по- зицию.
• Девушке 15 лет. Она обращается к врачу-гинекологу и просит выписать рецепт принимаемого внутрь контрацептива для пре- дотвращения возможной беременности в случае, если она ста- нет жертвой преступления на сексуальной почве. Беременность расстроит ее планы на будущее образование; кроме того, в бу- дущем затруднит создание семьи. Пациентка утверждает, что не хочет ставить своих родителей в известность о применении контрацептивов, так как они будут против этого. Врач сомнева- ется в истинной мотивации девушки, но одобряет ее решимость избежать нежелательной беременности. Он советует ей прийти в клинику с родителями для обсуждения данного вопроса. Через три дня девушка приходит вновь и сообщает, что пыталась пого-
220
ворить с родителями, однако они отказались обсуждать данный вопрос.
Как следует поступить врачу? Аргументируйте свою позицию, ис- пользуя правила и принципы биоэтики.
• Незамужняя молодая женщина обращается к врачу с просьбой о перевязывании маточных труб. Женщина ведет активную по- ловую жизнь, но опасается наступления беременности. Опреде- лите этическую проблему. Поясните отношение к стерилизации в христианстве, исламе, иудаизме.
2. Молодой человек 25 лет скончался в больнице в результате несо- вместимых с жизнью травм, полученных в автомобильной аварии. По- сле его смерти были взяты роговицы для пересадки. Определите эти- ческую проблему. Допускает ли отечественное законодательство забор органов без согласия родственников умершего. Поясните свой ответ.
3. Неизлечимо больной человек, страдающий раком гортани, неодно- кратно просит своего лечащего врача об ускорении его смерти. Врач от- казывает пациенту в его просьбе, но консультирует его сына по поводу превышения допустимой дозы лекарства. С согласия пациента, сын, ис- пользуя знания о смертельной дозировке полученные от врача, вводит от- цу смертельную дозу. Определите этическую проблему. Оцените действия врача с точки зрения принципов биоэтики. Поясните с моральной точки зрения, что в данном случае имело место — эвтаназия или убийство.
4. Прочитайте ситуации, в которых описываются проблемные си- туации, связанные с экспериментом, ответьте на вопросы:
• Ребенок 13 лет. Онкологический больной с неблагоприятным прогнозом. Врачи предлагают экспериментальное лечение, на которое родители выразили свое согласие. Нужно ли учитывать в этом случае мнение ребенка, если он категорически против?
Следует ли вообще его информировать об экспериментальном характере лечения? Аргументируйте свое мнение, используя по- ложения этических и правовых документов по этой проблеме.
•
При экспериментальном тестировании новых фармакологи- ческих средств практически всегда существует группа испыту- емых, которой вместо препарата, проходящего исследование, дается плацебо (пустышка). Проанализируйте возможность ис- пользования плацебо с точки зрения правил и принципов со- временной биоэтики. Морально ли применение плацебо в ис- следованиях, где участвуют больные, для которых этот препарат возможно единственный шанс на излечение от заболевания?
221
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Античный философ Аристотель писал, что образование — укра- шение успеху и помощь в превратностях судьбы. Слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех на- уках. Задавая вечные и неразрешимые вопросы, она ставила человека перед выбором не только идеи, но и поступка. В рамках философии зародились критерии истины, красоты и подлинности. Она направила человеческую мысль не только к вечному началу, но и земному, из- менчивому. Наиболее важная задача для студентов не только понять и разобраться в темах дисциплины философия, но и сформировать критический взгляд на современные глобальные проблемы развития общества, чтобы суметь рассуждать на злободневные темы и предла- гать критерии их оценки.
В учебном пособии были рассмотрены разные философские про- блемы с учетом специфики медицинского вуза. Философия всегда осуществляла дискурс, исходя из соответствующей социокультурной традиции и типов рациональности. Пособие включает проблемные линии философских рассуждений, дискуссий на различные темы, в том числе в пособие включены история и актуальные проблемы биологической этики. Методологические знания помогут будущим специалистам использовать научные методы в поисковой ситуации и в проектировании своей профессиональной деятельности. Теория познания, рассматриваемая в пособии, позволяет проследить логику развития гносеологической проблематики.
Учебник философии — это лишь изложение
начал философской науки. Чтобы сделать шаг дальше, есть, пожалуй, один верный спо- соб: читать и перечитывать, изучать философскую классику, т.е. про- изведения великих, выдающихся философов мира. Их книги на всю жизнь войдут в ваш внутренний, духовный мир — кем бы вы ни были по своей будущей профессии.
222
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Галковская О.А. и др. Биоэтика: учебное пособие. СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. 150 с.
http://moodle.szgmu.ru/course/view.php?id=86 2. Галковская О.А. и др. Рабочая тетрадь по биоэтике: учебно-ме- тодическое пособие. СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2016. 100 с.
5. Селезнев В.Д. и др. Философия и биоэтика : учебное пособие.
СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014. 200 с.
6. Селезнев В.Д. и др. Практикум по философии: учебно-методиче- ское пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015. — 251 с.
7. Селезнев В. Д. и др. Философия Ч. 1: учебное пособие. СПб.,
СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. 186 с.
8. Селезнев В. Д и др. Философия Ч. 2: учебное пособие. СПб.,
СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. 171 с.
9. Хрусталев Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбе- режения здоровья: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 399 с. ЭБС «Кон- сультант студента» http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433287.
html
Дополнительная литература
Гоглова О.О. Биомедицинская этика: для бакалавров и специ- алистов: учебное пособие для студентов мед. вузов. СПб.: Питер,
2013. 272 с. ЭБС «Айбукс.ру/ibooks.ru» https://ibooks.ru/reading.
php?productid=334059
Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник. М.: Юрайт, 2014.
495 с.
Ушаков Е.В. Философские проблемы науки и медицины: учебное пособие. СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. 155 с.
Электронные ресурсы
1. Аннотированный указатель электронных библиотек по фило- софским наукам: http://hum.hse.ru/guide/
223 2. Архив статей философского журнала «Вестник РХГА»: http://
www.rhga.ru/publications/vestnik/archiv.php
3. Библиотека русской религиозно-философской литературы: http://www.vehi.net/
4. Библиотека философской антропологии: http://www.musa.narod.
ru/bib.htm#1 5. Виртуальная библиотека по философии: http://old.russ.ru/
antolog/intelnet/lr.philosophy.html
6. Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru
7. Источники ИФ РАН: http://iph.ras.ru/page52248384.htm
8. Книги по Философии http://yanko.lib.ru/fort-library/philosophy/
index.html
9. Новая философская энциклопедия http://iph.ras.ru/enc.htm
10. Образовательный ресурс: учебники, пособия, справочники по философии http://www.alleng.ru/edu/philos3.htm
11. Сайты, посвященные философии: http://ru.science.wikia.com/
wiki/Философские_сайты
12. Средневековые Исторические Источники Востока и Запада http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/A.phtml
13. Философская библиотека Средневековья http://antology.rchgi.
spb.ru/index.html
14. «Философский журнал» http://iph.ras.ru/ph_j.htm
15. Цифровая библиотека по Философии http://fi losof.historic.ru
16. Электронная библиотека http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/
Philos/index_philos.php?mode=author
17. web-кафедра философской антропологии http://anthropology.
ru/ru/index.html
Электронные версии в системе дистанционного обучения MOODLE
Селезнёв В.Д., Шмерлинг И.Ш., Хомутова Н.Н. Философия. Часть
1: учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014.
192 с.
Селезнёв В.Д., Шмерлинг И.Ш., Хомутова Н.Н. Философия. Часть
2: учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014.
176 с.
Галковская О.А., Маркова Т.И. Биоэтика: учебное пособие. СПб.:
Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. 152 с. http://moodle.szgmu.
ru/course/view.php?id=86
Рабочая тетрадь по философии / Т. М. Артемьев, Н. Н. Хомутова.
СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. 80 с.
http://moodle.szgmu.ru/mod/resource/view.php?id=18430
224
Рабочая тетрадь по биоэтике: учебно-методическое пособие /
О.А. Галковская, Т.И. Маркова, Т.М. Артемьев. 2-е изд., стер. СПб.:
Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. 72 с.
Материалы для контроля представлены в конце каждой главы.
Наглядный материал состоит из таблиц в содержании, пункт 14.
Методические рекомендации для студентов по освоению дисци- плины «Философия, биоэтика».
Для эффективного изучения разделов философии необходимо са- мостоятельно изучить учебно-методические материалы, размещен- ные в системе MOODLE, пройти тестирование по всем предложен- ным темам, активно участвовать в обсуждении вопросов развития по истории философии, а также другим темам разделов на практических занятиях, при необходимости — получить консультативную помощь преподавателя. Для работы с рефератом необходимо подобрать необ- ходимую литературу в библиотеке университета или других источни- ках, проанализировать материал, выделить ключевые понятия, основ- ной вклад ученого в развитие философии. Подготовить реферат в со- ответствии с требованиями, для защиты реферата подготовить тезисы по каждой главе плана и выступить на практическом занятии.
Для успешного прохождения промежуточной аттестации в виде за- чета необходимо изучить и проработать все оценочные средства: во- просы для собеседования, тестовые задания, реферат.
Статьи для обсуждения:
1. Герасимова И. А. Биомедицинские технологии как проблема исто- рии и философии науки // Эпистемология и философия науки. 2014.
№ 2. С. 5–18 https://elibrary.ru/download/elibrary_21712987_99503915.
2. Koperski J. Theism, naturalism, and scientifi c realism //
Эпистемо- логия и философия науки 2017. Т. 53. № 3. С. 152–166. http://journal.
iph.ras.ru/sites/default/fi les/Koperski.pdf