Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Северо-Западный государственный
медицинский университет имени И. И. Мечникова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права
Т. М. Артемьев, Н. Н. Хомутова
ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова
2018

УДК 101:61:1:3(07)
ББК 87я7
А86
А86
Артемьев Т.М.
Философия и биоэтика:
учебно-методическое пособие / Т.М. Артемьев,
Н.Н. Хомутова. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2018. — 224 с.
Авторы:
доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права ФГБОУ
ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, канд. философ. наук Т. М. Артемьев;
доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права ФГБОУ
ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, канд. философ. наук Н. Н. Хомутова
.
Рецензент:
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государствен- ного университета С. В. Никоненко
.
В учебно-методическом пособии рассматриваются проблемы философии с учетом специфики медицинского вуза, в него включены основные понятия и проблемы курса философии, которые предполагают требования ФГОС. В посо- бии рассматривается философская проблематика разные исторических эпох, по- нятийный аппарат философии, что позволяет студентам развивать общекультур- ные компетенции. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов
II курса для направления подготовки по специальности 31.05.03 «Стоматология».
Утверждено в качестве учебно-методического пособия
Методическим советом
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова
Минздрава России,
протокол № 1 от 02 марта 2018 г.
© Артемьев Т. М., Хомутова Н. Н., 2018
© Издательство СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2018
Редактор
Т.В. Руксина
Технический редактор
Е. Ю. Паллей
Подписано в печать 15.06.2018 г.
Формат бумаги 60×84/16. Уч.-изд. л. 13,25. Усл. печ. л. 13,02.
Тираж 50 экз. Заказ № 246.
Санкт-Петербург, Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова
191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41.
Отпечатано в типографии СЗГМУ им. И. И. Мечникова
191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41.


3
ВВЕДЕНИЕ
1. Учебно-методическое пособие по философии составлено
для на-
правления подготовки по специальности 31.05.03 «Стоматология», ут- вержденного в 2017 году.
2.
Дисциплина: Философия и биоэтика.
3. Пособие содержит следующие
разделы:
– философия и её роль в обществе;
– историко-философское введение;
– учение о бытии, сознании и познании;
– человек в системе социальных связей;
– философские проблемы биоэтики.
4. Учебно-методическое пособие по философии и биоэтике со- держит следующие
темы: Философия, её предмет и роль в обществе,
Онтология и метафизика, Сознание, речь, мышление, язык, Теория познания, Философия и методология науки, Социальная философия и философия истории, Философская антропология, Эстетика, Про- исхождение и проблемы медицинской биоэтики, Теоретические ос- нования биоэтики, Принципы и правила биэтики, Биоэтические про- блемы применения новейших медицинских технологий и инноваци- онных методов.
5. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов
II курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО СЗГМУ им.
И.И. Мечникова.
6. Учебно-методическое пособие помогает в подготовке к семи- нарским занятиям по предмету: «Философия, биоэтика».
7. Продолжительность занятий 4 академических часа.
8.
Актуальность: в учебно-методическом пособии представлены те- мы по философии и биоэтике, которые отражают современные миро- воззренческие, научные, социогуманитарные, биоэтические пробле- мы, усвоение которых необходимо как для развития общекультурных компетенций граждан, так и для углубления образования и формиро- вания мировоззренческих ориентаций в будущей профессиональной деятельности.

4 9.
Цель учебно-методического пособия — организация аудиторной и самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины «Фило- софия и биоэтика». Темы, предлагаемые в учебном пособии, помогут сту- дентам:
– развить навыки философского мышления;
– обеспечить освоение категориального аппарата и основных понятий философии;
– привить навыки самостоятельного использования методологиче- ских приемов анализа мировоззренческих проблем.
10.
Задачи. В результате изучения дисциплины студент должен овла- деть следующими способностями:
– знать основные философские концепции в их историческом разви- тии и в современном состоянии;
– сформировать навыки и способности к самостоятельному рацио- нальному осмыслению природы и общественных явлений;
– сформировать представление о многообразии форм человеческого знания, о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, ра- ционального и иррационального в процессе познания;
– понять роль науки в жизнедеятельности общества и его развития, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
– изучить историю и теоретические основы биоэтики;
– знать содержание основополагающих этических документов между- народных организаций и профессиональных медицинских ассоци- аций;
– знать права и моральные обязанности врача и пациента;
– изучить механизмы и структуры этического регулирования биоме- дицинской деятельности;
– овладеть представлениями о сути морально-этических проблем со- временной биомедицины;
– использовать принципы и правила биоэтики как средства анализа основных проблемных областей биомедицинской деятельности;
– давать этическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному;
– четко и грамотно определять форму нанесения вреда при оказании медицинской помощи.
11.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5,
ОК-8, ОПК-4, ОПК-5, ПК-21.
12. Студент должен
знать:
– общенаучные методы, методы эмпирического и теоретического исследований, их историю формирования, понятие проблемы и типы глобальных проблем;
– варианты формирования картины мира: диалектика, метафизи- ка; категории диалектики;


5
– материализм и идеализм как варианты решения основного во- проса философии; понятие мировоззрения, его структуры;
– основные подходы к анализу развития истории: формационный, культурологический, цивилизационный;
– понятие гражданского общества, личности;
– глобальные проблемы современного общественного развития;
– понятия знание, мнение, категории диалектики, понятие права и обязанности, свободы и ответственности;
– понятия морали и осуществлять свою деятельность с учетом при- нятых в обществе моральных норм, категории этики;
– системный анализ, системный подход, методы самоанализа;
– основные концепции общества и философские концепции че- ловека;
– методологию гуманитарного и естественнонаучного исследова- ния;
– этические и деонтологические аспекты межколлегиальных от- ношений, основные способы разрешения конфликтов в профес сиональной деятельности;
– категории этики;
– особенности сциентистского и антисциентистского подходов к медицинским проблемам человека;
– методы самоанализа. Понятия знания, науки, медицины как на- уки;
– категории свободы и ответственности, их диалектической взаи- мосвязи.
– понятия науки и техники.
Студент должен
уметь:
– различать общенаучные, эмпирические и теоретические методы между собой;
– различать и грамотно анализировать типы мировоззрения;
– анализировать глобальные проблемы современного обществен- ного развития;
– основные подходы к анализу развития общества;
– разбираться в понятиях морали и нравственности;
– эволюцию норм европейского общества;
– понятийно-категориальный аппарат философии, категории диа- лектики;
– разбираться в методологии научного и гуманитарного исследо- вания;
– основные философские концепции человека;
– объяснять необходимость применения этических норм в меж- коллегиальных отношениях с учетом национальных, культур- ных и конфессиональных различий;

6
– критически осмысливать ценностные ориентации личности и связывать их с глобальными проблемами современного обще- ственного развития;
– разбираться в сциентистском и антисциентистском подходах;
– применять методы анализа и синтеза при рассмотрении миро- воззренческих, социальных и логических проблем.
Студент должен
владеть следующими навыками:
– методологией анализа и синтеза, обобщения, логическим мыш- лением, публичной речью;
– самостоятельной точкой зрения относительно разнообразных философских направлений, анализом, логическим мышлением, публичной речью;
– способностью критически осмысливать социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании;
– самостоятельной точкой относительно моральных и ценностных ориентаций современного человека, зрения, анализом, логиче- ским мышлением, публичной речью;
– знанием основных этических категорий;
– самостоятельной точкой зрения относительно роли личности в об- ществе, анализом, логическим мышлением, публичной речью;
– навыком применения деонтологических и этических норм в меж- коллегиальных и профессиональных отношения в конкретной ситуации;
– самостоятельной точкой относительно моральных и ценностных ориентаций современного человека зрения, анализом, логиче- ским мышлением, публичной речью;
– аргументированным взглядом на современные проблемы обще- ства;
– самостоятельной точки зрения относительно категорий свободы и ответственности личности;
– публичной речью, морально-этической аргументацией, ведени- ем дискуссий;
– знанием основных концептуальных философских подходов к на- уке и технике.
13.
Структура: учебно-методическое пособие содержит введение,
12 глав, заключение, список основной и дополнительной литературы.
Наглядные таблицы содержатся в главах № 1,2,3,4,5,6,7.
14. Содержание учебно-методического пособия.


7
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ .. 10 1.1. Понятие мировоззрения, его исторические типы ..................................10 1.2. Специфика философского мировоззрения ............................................13 1.3. Основные функции философии .............................................................15 1.4. Историко-философское введение ..........................................................17 1.5. Философия и медицина ...........................................................................23
Контрольные вопросы ...................................................................................25
Вопросы проблемного характера ...................................................................26
Глава 2. ОНТОЛОГИЯ .................................................................................. 27 2.1. Учение о бытии и его формах ..................................................................27 2.2. Онтологии материализма и идеализма ...................................................28 2.3. Пространство и время как формы существования материи ..................34 2.4. Природа и ее законы ................................................................................36 2.5. Диалектика — учение о развитии ............................................................41 2.6. Основные категории диалектики и их значение для медицины ............48
Контрольные вопросы ...................................................................................52
Вопросы проблемного характера ...................................................................53
Глава 3. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ........... 55 3.1. Проблема сознания в науке и философии ..............................................55 3.2. Идеальное бытие сознания. Проблема идеального ................................57 3.3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в жизни человека ..... 60 3.4. Возникновение языка и его функции. Единство языка и мышления ......63 3.5. Философия языка и коммуникации .......................................................66
Контрольные вопросы ...................................................................................69
Вопросы проблемного характера ...................................................................69
Глава 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ................................................................... 71 4.1. Познание как предмет философского анализа ......................................71 4.2. Проблема соотношения субъекта и объекта познания ..........................73 4.3. Чувственное и рациональное познание и их формы ..............................75 4.4. Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине ..78
Контрольные вопросы ...................................................................................82
Вопросы проблемного характера ...................................................................82

8
Глава 5. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ ............................... 84 5.1. Специфика науки и её место в системе культуры ..................................84 5.2. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их соотношение ..............................................88 5.3. Понятие научного метода. Классификация научных методов и их применение на различных уровнях научного исследования ..................90 5.4. Социогуманитарное познание и его особенности .................................94 5.5. Научные революции и смена типов рациональности ............................97
Контрольные вопросы ................................................................................. 103
Вопросы проблемного характера ................................................................. 103
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ
ИСТОРИИ .....................................................................................................105 6.1. Понятие «общества». Материальные и идеальные факторы в жизни общества .................................................................................................. 105 6.2. Общество: единство и дифференциация .............................................. 109 6.3. Государство и гражданское общество ................................................... 111 6.4. Субъект и движущие силы исторического процесса. Роль личности в истории ........................................................................................................ 113 6.5. Глобальные проблемы общественного развития ................................. 116
Контрольные вопросы ................................................................................. 121
Вопросы проблемного характера ................................................................. 121
Глава 7. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ........................................ 123 7.1. Образ человека в истории философии .................................................. 123 7.2. Единство духовного и телесного, биологического и социального ...... 125 7.3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека ....................... 127 7.4. Практика как основа жизнедеятельности человека ............................. 130 7.5. Личность и природа ценностей ............................................................. 132 7.6. Свобода и ответственность — атрибутивные характеристики человеческого бытия. Основные формы проявления свободы человека .......................................................................................................... 135
Контрольные вопросы ................................................................................. 139
Вопросы проблемного характера ................................................................. 139
Глава 8. ЭСТЕТИКА ................................................................................... 140 8.1. Предмет и история эстетики ................................................................. 140 8.2. Эстетические категории ........................................................................ 143 8.3. Структура творческого сознания .......................................................... 146 8.4. Эстетические функции искусства ......................................................... 149 8.5. Эстетика в медицине ............................................................................. 152
Контрольные вопросы ................................................................................. 156
Вопросы проблемного характера ................................................................. 156


9
Глава 9. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
МЕДИЦИНСКОЙ БИОЭТИКИ ......................................................... 157 9.1. Эволюция традиционной медицинской этики (врачебная этика, медицинская этика, медицинская деонтология) .................................. 157 9.2. Социально-культурные предпосылки биоэтики .................................. 162 9.3. Техногенная культура и проблема жизни и достоинства человека ..... 163 9.4. Биоэтика как современная форма профессиональной врачебной этики ....................................................................................................... 165
Контрольные вопросы ................................................................................. 167
Вопросы проблемного характера ................................................................. 167
Глава 10. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОЭТИКИ .................... 171 10.1. Этика как наука о морали .................................................................... 171 10.2. Средства и уровни этического анализа ............................................... 173 10.3. Этика утилитаризма ............................................................................. 175 10.4. Деонтологическая этика ...................................................................... 178
Контрольные вопросы ................................................................................. 182
Вопросы проблемного характера ................................................................. 182
Глава 11. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БИОЭТИКИ ................................ 183 11.1. Принцип «не навреди» и принцип «делай благо» как основные моральные регуляторы в традиционной медицинской этике ................. 183 11.2. Принцип уважения автономии пациента и правило информированного согласия ................................................ 189 11.3. Правила правдивости и конфиденциальности («врачебная тайна») .... 194 11.4. Принцип справедливости .................................................................... 198
Контрольные вопросы ................................................................................. 202
Вопросы проблемного характера ................................................................. 202
Глава 12. БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЕЙШИХ
МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ .. 204 12.1. Этика ответственного деторождения .................................................. 204 12.2. Реанимация и морально-этические проблемы «управления смертью» ................................................................................................. 208 12.3. Этические проблемы трансплантологии ............................................ 212 12.4. Проблема соотношения цели и средств при проведении исследований на человеке ...................................................................... 216
Контрольные вопросы ................................................................................. 219
Вопросы проблемного характера ................................................................. 219
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................... 221
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................. 222

10