Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 1
ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ
В ОБЩЕСТВЕ
1.1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Термин «философия» происходит от двух древнегреческих слов
«филео» (phileo) — «люблю», и «софия» (sophio) — «мудрость». Таким образом, философия буквально переводится на русский язык как лю- бомудрие или любовь к мудрости. Считается, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий философ Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.) по отношению к тем людям, которые стремились быть мудре- цами. Истолкование же и закрепление этого термина в европейской культуре связано с одним из крупнейших древнегреческих философов
Платоном (427–347 гг. до н.э.)
Философия возникает в VII–VI веках до н.э. в трех точках земного шара — в Древнем Китае, Древней Индии и в Древней Греции. Перво- начально философия включала в себя всё знания о мире и человеке, которое накопило человечество к тому времени. Это означало, что в то время ещё не существовало отдельных частных наук (физики, матема- тики, биологии, химии и т.п.), а была единственная наука — фило- софия. И поэтому, естественно, что в круг вопросов, интересовавших философов входило всё многообразие проблем, которые затем будут разделены между различными частными науками. Философов инте- ресовал мир вокруг: причины приливов и отливов морей, солнечных и лунных затмений, в поле их внимания были и проблемы строения ми- ра и анатомии человека, причины болезней и законы человеческого мышления и т.д. Другими словами, не было таких проблем, связанных с миром и человеком, которыми бы не занимались философия. Таким образом, она была единственной наукой, возникшей в античном мире и получившей поэтому название «науки наук».
По мере накопления знаний о мире и человеке из этой единой «нау- ки наук» начинают выделяться, приобретая самостоятельный статус, от- дельные научные дисциплины: математика, физика, астрономия и т.п.
11
Философия сегодня — это, преимущественно, мировоззрение, ко- толрое включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценно- стей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем.
Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уров- не настроений, чувств составляет мироощущение. Формирование по- знавательных образов мира с использованием наглядных представле- ний относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Говоря о мировоззрении, следует знать, что философия не един- ственная форма мировоззрения. Более того, хронологически филосо- фия возникает позже других форм мировоззрения в силу объективных причин. Основной вопрос мировоззрения (ОВМ) сформирован как вопрос об отношении «человек — мир».
ОВМ
Человек
Мир
Именно этот вопрос определяет в конечном итоге все формы ми- ровоззрения.
1. Хронологически первой такой формой была мифология. Ми- фы — древние сказания разных народов о делах богов и героев, о жиз- ни людей и животных, о фантастических существах, населявших землю. Миф как тип мировоззрения есть попытка ответа на миро- воззренческие вопросы о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении тех или иных явлений природы, о месте человека в этом мире. Мир синкретичен, т.е. в нем отсутствует четкое разгра- ничение мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и материального. Это целостное миропонима- ние, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естествен- ное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений.
Может возникнуть вопрос, а почему хронологически миф возник раньше других форм мировоззрения? Почему, предположим, первой
12
появилась философия? Принято считать, что мифологическое мыш- ление еще не достигло высокого понятийного уровня абстракций, ко- торый характеризует философское мышление. Конечно, почти каждое слово (дом, стол, дерево и т.д.) — это уже абстракция, когда мы про- износим слово «дом», то представляем не какой-то конкретный дом, а множество строений, которые можно объединить в один класс «домов».
Но это самые простые абстракции, которые можно представить нагляд- но, в виде определенных образов. Время возникновения мифологии определило образность изложения мифов, они легко усваиваются даже детьми.
Однако человеческое мышление оказывается в состоянии созда- вать более высокие (а значит, менее наглядные) абстракции. И тогда появляется следующий тип мировоззрения — религия.
2. В религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его удвоение на естественный «земной», воспринимаемый ор- ганами чувств, и потусторонний «небесный» сверхъестественный и сверхчувствительный. Специфика религии — в особом характере её
«второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоз- зрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, пережи- вание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешний формой проявления веры служит культ — система утвердившихся догматов и ритуалов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии с индивидуальной сопричастностью людей её идеям, образам, смыслам.
Существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам считаются миро- выми, они имеют большое число приверженцев в разных странах ми- ра. Религия — социально организованная и организующая вера че- ловеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям. В религиозном мировоззрении появляется более высокий уровень абстракций, более глубокий смысл, понять религиозные кни- ги значительно сложнее, чем мифы.
3. И, наконец, когда развивающееся человеческое мышление до- стигает такого уровня, когда становится возможным формирование самого высокого типа абстракций, не имеющих наглядного аналога в мире, возникает философское мировоззрение. Категории филосо- фии — это абстракции высочайшего уровня, которые, как правило, невозможно представить себе в виде образов. Например, материя, сознание, причина, следствие, необходимость, случайность, возмож- ность, действительность и т.д.
13
Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она позволяет понимать глубинные ос- новы бытия, проникать в сущности предметов и явлений, ориенти- роваться в потоке основных и противоречивых событий. Философия выступает как особый уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение. Оно отличает- ся от других форм мировоззрения не столько предметом, сколько спо- собом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Философская мысль избрала своим ориентиром не веру, а свободное критическое, основанное на прин- ципах разума размышления о мире и человеке. Сущность философии в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «человек — мир». В отличие от других наук, которые тоже изучают мир и человека в нем, философия делает своим
предметом всеобщее, которое анали- зируется через отношение человека к миру.
Как уже говорилось, категориальный аппарат философии — это самые общие понятия, которые являются предельными, т.е. они на- ходятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Таким образом, всеобщность, предельность — важнейшие и определяющие черты философии.
Специфика философии состоит в её нацеленности на смыслы мак- симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее суще- ственные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений).
4. Рассмотрим ещё один очень важный тип мировоззрения — так называемое обыденное мировоззрение или здравый смысл. Данная форма мировоззрения или её элементы присущи большинству людей.
Обыденное мировоззрение основано на обширном и многообраз- ном повседневном опыте людей. Оно возникает и складывается сти- хийно как мироощущение, умонастроение широких народных масс.
Выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, передаваясь из поколения в поколения, оно включа- ет в себя не только «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, научные, философские, религиозные знания, но и множество всевозможных примет, предрассудков, которые порой играют определенную роль в повседневной жизни людей.
1.2. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия — рациональное, теоретическое мышление, её категори- альный аппарат представляет собой высший уровень абстракций, при
14
этом основной вопрос мировоззрения преобразуется в основной во- прос философии (ОВФ):
О.В.Ф.
Сознание (мышление)
Материя (бытие)
Как видно из схемы, более наглядное понятие «человек» заменя- ется здесь более абстрактным понятием «сознание». А сам вопрос формулируется следующим образом: «Что в этом отношении пер- вично, а что вторично — сознание или материя, мышление или бы- тие?».
Если проанализировать историю философской мысли, то окажет- ся, что философы по-разному решали этот вопрос. Одни говорили, что первичным в этом отношении является сознание, мышление, т.е. духовное начало, другие утверждали прямо противоположное, считая, что первичным выступает материя, бытие, т.е. материальное начало.
В истории философии есть представители идеализма, которые за пер- вичное принимали сознание, мышление, дух и представители мате- риализма, они за первичное принимали материю, а сознание считали вторичным.
О.В.Ф.
(первая сторона)
Что первично?
Сознание первично
Материя первична
Идеализм
Материализм
Однако следует отметить, что кроме вопроса о первичности и вто- ричности сознания и материи, основной вопрос философии имеет и второю сторону, а именно: может ли человек в своем сознании верно отразить противостоящий ему мир или нет. И здесь тоже философы разошлись во мнениях. Большинство философов: все материалисты и часть идеалистов на этот вопрос отвечали положительно, утверждая, что человек в состоянии познать мир. Однако часть идеалистов на этот вопрос отвечали отрицательно, считая, что человек, в силу тех или иных причин, не в состоянии познать мир. Дело в том, что сам идеализм ока- зался неоднородным. Внутри него возникло два направления в зависи- мости от разного понимания идеального. С одной стороны, философы признающие первичным некое существующее объективно, независи-
15
мое от сознания человека духовное начало (древнегреческий философ
Платон, немецкий философ ХIХ века Гегель и др.) стали называться объективными идеалистами, а мир считали познаваемым.
С другой стороны, в XVII–XVIII веках появился так называемый субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм), который отрицает воз- можность познать мир человеком. Эта точка зрения получила назва- ние агностицизм. Приставка «а» — отрицание, «гносиз» — знание.
Суть субъективного идеализма выражена в принципе «Мир есть сово- купность моих ощущений». Естественно, что из этого принципа вы- текает агностицизм, так как ощущения у всех людей в определенной степени отличаются друг от друга. «На вкус и цвет товарищей нет», — гласит русская пословица.
О.В.Ф.
(вторая сторона)
Познаваем ли мир?
Идеализм
Материализм
Субъективный
Мир непознаваем
(агностицизм)
Объективный
Мир позна- ваем
Мир познаваем
1.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Исторический подход к самому предмету философии объясняет наличие вечных философских проблем, которые каждая эпоха по- новому формулирует и по-новому решает. И. Кант выделил главные из таких проблем: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? и что есть человек? Классическая философия полагала, что ответ на эти вопросы может быть дан, если их анализировать, на- чиная с проблемы познания и его границ, в той последовательности, как они сформулированы Кантом. Неклассический подход меняет эту последовательность, начиная с философской антропологии и вопроса о том, что есть человек и его жизненный мир. А затем анализ позна- ния, ценностей, ориентаций и регулятивов деятельности и т.д. вновь возвращает к проблематике человека и его жизненного мира, позво- ляя конкретизировать и углубить первоначальное понимание.
Важнейшими функциями философии являются следующие:
1. Онтологическая. Онтология — учение о мире. Это функция определяет философию со стороны её интереса к миру. Она требует
16
ответа на вопрос: «Что такое мир как некая цельная система, неза- висимая от человека, со своими внутренними законами и характе- ристиками?».
2. Гносеологическая. Гносеология — учение о познании, теория познания. Эта функция позволяет раскрыть сущность познания чело- веком окружающего его мира. Здесь философия, прежде всего, отве- чает на вопрос, познаваем ли мир, и если познаваем, то как его можно познать. Каковы особенности процесса познания? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина и каковы её критерии? На каких путях человек может её постичь?
3. Идеологическая. Отражает идеалы и интересы той или иной группы людей (классов, слоев), представляющих социальную струк- туру определенного общества.
4. Аскиологическая. Аксиология — учение о ценностях, об оцен- ке отношения человека к окружающему миру и другим людям. Здесь разрабатываются такие понятия как Добро, Справедливость, Свобода,
Правда, Красота.
5. Методологическая. Эта функция выражается в поисках ме- тодов, путей познания и преобразовании мира. В соответствии со спецификой философии речь здесь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным значением. По от- ношению к миру — это поиск путей преобразования мира на осно- вах справедливости, равенства всех людей перед законом, свободы и благополучия каждого человека. По отношению к науке это про- является в содействии прироста научных знаний в частных науках, координировании методов в процессе научного исследования, объ- единение в целое различных частей научного знания, добытого раз- личными науками.
6. Антропологическая. Эта функция обращает внимание филосо- фов на проблему человека. Она проявляется в поисках ответа на во- просы: «Что такое человек?», «Есть ли смысл жизни у человека, и если есть, то в чем он состоит?». Здесь решаются проблемы жизни и смер- ти, определяется место человека в мире, его роль как созидательного соучастника мировой эволюции, выявляется его ответственность за результаты своей деятельности.
7. Практическая. Эта функция показывает, что философия не есть чисто умозрительное, оторванное от жизни учение, доступное кру- гу избранных философов. Философия как мировоззрение оказывает влияние на каждого человека, становясь его внутренним убеждением.
А убеждения человека есть основа его поступков, его отношения к ми- ру, к другим людям. О человеке судят по его поступкам. Следователь- но, каково мировоззрение конкретного человека, таковы его поступ- ки, а значит таков он сам. Поэтому любое государство заинтересовано
ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ
В ОБЩЕСТВЕ
1.1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Термин «философия» происходит от двух древнегреческих слов
«филео» (phileo) — «люблю», и «софия» (sophio) — «мудрость». Таким образом, философия буквально переводится на русский язык как лю- бомудрие или любовь к мудрости. Считается, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий философ Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.) по отношению к тем людям, которые стремились быть мудре- цами. Истолкование же и закрепление этого термина в европейской культуре связано с одним из крупнейших древнегреческих философов
Платоном (427–347 гг. до н.э.)
Философия возникает в VII–VI веках до н.э. в трех точках земного шара — в Древнем Китае, Древней Индии и в Древней Греции. Перво- начально философия включала в себя всё знания о мире и человеке, которое накопило человечество к тому времени. Это означало, что в то время ещё не существовало отдельных частных наук (физики, матема- тики, биологии, химии и т.п.), а была единственная наука — фило- софия. И поэтому, естественно, что в круг вопросов, интересовавших философов входило всё многообразие проблем, которые затем будут разделены между различными частными науками. Философов инте- ресовал мир вокруг: причины приливов и отливов морей, солнечных и лунных затмений, в поле их внимания были и проблемы строения ми- ра и анатомии человека, причины болезней и законы человеческого мышления и т.д. Другими словами, не было таких проблем, связанных с миром и человеком, которыми бы не занимались философия. Таким образом, она была единственной наукой, возникшей в античном мире и получившей поэтому название «науки наук».
По мере накопления знаний о мире и человеке из этой единой «нау- ки наук» начинают выделяться, приобретая самостоятельный статус, от- дельные научные дисциплины: математика, физика, астрономия и т.п.
11
Философия сегодня — это, преимущественно, мировоззрение, ко- толрое включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценно- стей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем.
Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уров- не настроений, чувств составляет мироощущение. Формирование по- знавательных образов мира с использованием наглядных представле- ний относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Говоря о мировоззрении, следует знать, что философия не един- ственная форма мировоззрения. Более того, хронологически филосо- фия возникает позже других форм мировоззрения в силу объективных причин. Основной вопрос мировоззрения (ОВМ) сформирован как вопрос об отношении «человек — мир».
ОВМ
Человек
Мир
Именно этот вопрос определяет в конечном итоге все формы ми- ровоззрения.
1. Хронологически первой такой формой была мифология. Ми- фы — древние сказания разных народов о делах богов и героев, о жиз- ни людей и животных, о фантастических существах, населявших землю. Миф как тип мировоззрения есть попытка ответа на миро- воззренческие вопросы о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении тех или иных явлений природы, о месте человека в этом мире. Мир синкретичен, т.е. в нем отсутствует четкое разгра- ничение мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и материального. Это целостное миропонима- ние, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естествен- ное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений.
Может возникнуть вопрос, а почему хронологически миф возник раньше других форм мировоззрения? Почему, предположим, первой
12
появилась философия? Принято считать, что мифологическое мыш- ление еще не достигло высокого понятийного уровня абстракций, ко- торый характеризует философское мышление. Конечно, почти каждое слово (дом, стол, дерево и т.д.) — это уже абстракция, когда мы про- износим слово «дом», то представляем не какой-то конкретный дом, а множество строений, которые можно объединить в один класс «домов».
Но это самые простые абстракции, которые можно представить нагляд- но, в виде определенных образов. Время возникновения мифологии определило образность изложения мифов, они легко усваиваются даже детьми.
Однако человеческое мышление оказывается в состоянии созда- вать более высокие (а значит, менее наглядные) абстракции. И тогда появляется следующий тип мировоззрения — религия.
2. В религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его удвоение на естественный «земной», воспринимаемый ор- ганами чувств, и потусторонний «небесный» сверхъестественный и сверхчувствительный. Специфика религии — в особом характере её
«второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоз- зрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, пережи- вание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешний формой проявления веры служит культ — система утвердившихся догматов и ритуалов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии с индивидуальной сопричастностью людей её идеям, образам, смыслам.
Существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам считаются миро- выми, они имеют большое число приверженцев в разных странах ми- ра. Религия — социально организованная и организующая вера че- ловеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям. В религиозном мировоззрении появляется более высокий уровень абстракций, более глубокий смысл, понять религиозные кни- ги значительно сложнее, чем мифы.
3. И, наконец, когда развивающееся человеческое мышление до- стигает такого уровня, когда становится возможным формирование самого высокого типа абстракций, не имеющих наглядного аналога в мире, возникает философское мировоззрение. Категории филосо- фии — это абстракции высочайшего уровня, которые, как правило, невозможно представить себе в виде образов. Например, материя, сознание, причина, следствие, необходимость, случайность, возмож- ность, действительность и т.д.
13
Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она позволяет понимать глубинные ос- новы бытия, проникать в сущности предметов и явлений, ориенти- роваться в потоке основных и противоречивых событий. Философия выступает как особый уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение. Оно отличает- ся от других форм мировоззрения не столько предметом, сколько спо- собом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Философская мысль избрала своим ориентиром не веру, а свободное критическое, основанное на прин- ципах разума размышления о мире и человеке. Сущность философии в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «человек — мир». В отличие от других наук, которые тоже изучают мир и человека в нем, философия делает своим
предметом всеобщее, которое анали- зируется через отношение человека к миру.
Как уже говорилось, категориальный аппарат философии — это самые общие понятия, которые являются предельными, т.е. они на- ходятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Таким образом, всеобщность, предельность — важнейшие и определяющие черты философии.
Специфика философии состоит в её нацеленности на смыслы мак- симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее суще- ственные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений).
4. Рассмотрим ещё один очень важный тип мировоззрения — так называемое обыденное мировоззрение или здравый смысл. Данная форма мировоззрения или её элементы присущи большинству людей.
Обыденное мировоззрение основано на обширном и многообраз- ном повседневном опыте людей. Оно возникает и складывается сти- хийно как мироощущение, умонастроение широких народных масс.
Выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, передаваясь из поколения в поколения, оно включа- ет в себя не только «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, научные, философские, религиозные знания, но и множество всевозможных примет, предрассудков, которые порой играют определенную роль в повседневной жизни людей.
1.2. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия — рациональное, теоретическое мышление, её категори- альный аппарат представляет собой высший уровень абстракций, при
14
этом основной вопрос мировоззрения преобразуется в основной во- прос философии (ОВФ):
О.В.Ф.
Сознание (мышление)
Материя (бытие)
Как видно из схемы, более наглядное понятие «человек» заменя- ется здесь более абстрактным понятием «сознание». А сам вопрос формулируется следующим образом: «Что в этом отношении пер- вично, а что вторично — сознание или материя, мышление или бы- тие?».
Если проанализировать историю философской мысли, то окажет- ся, что философы по-разному решали этот вопрос. Одни говорили, что первичным в этом отношении является сознание, мышление, т.е. духовное начало, другие утверждали прямо противоположное, считая, что первичным выступает материя, бытие, т.е. материальное начало.
В истории философии есть представители идеализма, которые за пер- вичное принимали сознание, мышление, дух и представители мате- риализма, они за первичное принимали материю, а сознание считали вторичным.
О.В.Ф.
(первая сторона)
Что первично?
Сознание первично
Материя первична
Идеализм
Материализм
Однако следует отметить, что кроме вопроса о первичности и вто- ричности сознания и материи, основной вопрос философии имеет и второю сторону, а именно: может ли человек в своем сознании верно отразить противостоящий ему мир или нет. И здесь тоже философы разошлись во мнениях. Большинство философов: все материалисты и часть идеалистов на этот вопрос отвечали положительно, утверждая, что человек в состоянии познать мир. Однако часть идеалистов на этот вопрос отвечали отрицательно, считая, что человек, в силу тех или иных причин, не в состоянии познать мир. Дело в том, что сам идеализм ока- зался неоднородным. Внутри него возникло два направления в зависи- мости от разного понимания идеального. С одной стороны, философы признающие первичным некое существующее объективно, независи-
15
мое от сознания человека духовное начало (древнегреческий философ
Платон, немецкий философ ХIХ века Гегель и др.) стали называться объективными идеалистами, а мир считали познаваемым.
С другой стороны, в XVII–XVIII веках появился так называемый субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм), который отрицает воз- можность познать мир человеком. Эта точка зрения получила назва- ние агностицизм. Приставка «а» — отрицание, «гносиз» — знание.
Суть субъективного идеализма выражена в принципе «Мир есть сово- купность моих ощущений». Естественно, что из этого принципа вы- текает агностицизм, так как ощущения у всех людей в определенной степени отличаются друг от друга. «На вкус и цвет товарищей нет», — гласит русская пословица.
О.В.Ф.
(вторая сторона)
Познаваем ли мир?
Идеализм
Материализм
Субъективный
Мир непознаваем
(агностицизм)
Объективный
Мир позна- ваем
Мир познаваем
1.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Исторический подход к самому предмету философии объясняет наличие вечных философских проблем, которые каждая эпоха по- новому формулирует и по-новому решает. И. Кант выделил главные из таких проблем: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? и что есть человек? Классическая философия полагала, что ответ на эти вопросы может быть дан, если их анализировать, на- чиная с проблемы познания и его границ, в той последовательности, как они сформулированы Кантом. Неклассический подход меняет эту последовательность, начиная с философской антропологии и вопроса о том, что есть человек и его жизненный мир. А затем анализ позна- ния, ценностей, ориентаций и регулятивов деятельности и т.д. вновь возвращает к проблематике человека и его жизненного мира, позво- ляя конкретизировать и углубить первоначальное понимание.
Важнейшими функциями философии являются следующие:
1. Онтологическая. Онтология — учение о мире. Это функция определяет философию со стороны её интереса к миру. Она требует
16
ответа на вопрос: «Что такое мир как некая цельная система, неза- висимая от человека, со своими внутренними законами и характе- ристиками?».
2. Гносеологическая. Гносеология — учение о познании, теория познания. Эта функция позволяет раскрыть сущность познания чело- веком окружающего его мира. Здесь философия, прежде всего, отве- чает на вопрос, познаваем ли мир, и если познаваем, то как его можно познать. Каковы особенности процесса познания? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина и каковы её критерии? На каких путях человек может её постичь?
3. Идеологическая. Отражает идеалы и интересы той или иной группы людей (классов, слоев), представляющих социальную струк- туру определенного общества.
4. Аскиологическая. Аксиология — учение о ценностях, об оцен- ке отношения человека к окружающему миру и другим людям. Здесь разрабатываются такие понятия как Добро, Справедливость, Свобода,
Правда, Красота.
5. Методологическая. Эта функция выражается в поисках ме- тодов, путей познания и преобразовании мира. В соответствии со спецификой философии речь здесь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным значением. По от- ношению к миру — это поиск путей преобразования мира на осно- вах справедливости, равенства всех людей перед законом, свободы и благополучия каждого человека. По отношению к науке это про- является в содействии прироста научных знаний в частных науках, координировании методов в процессе научного исследования, объ- единение в целое различных частей научного знания, добытого раз- личными науками.
6. Антропологическая. Эта функция обращает внимание филосо- фов на проблему человека. Она проявляется в поисках ответа на во- просы: «Что такое человек?», «Есть ли смысл жизни у человека, и если есть, то в чем он состоит?». Здесь решаются проблемы жизни и смер- ти, определяется место человека в мире, его роль как созидательного соучастника мировой эволюции, выявляется его ответственность за результаты своей деятельности.
7. Практическая. Эта функция показывает, что философия не есть чисто умозрительное, оторванное от жизни учение, доступное кру- гу избранных философов. Философия как мировоззрение оказывает влияние на каждого человека, становясь его внутренним убеждением.
А убеждения человека есть основа его поступков, его отношения к ми- ру, к другим людям. О человеке судят по его поступкам. Следователь- но, каково мировоззрение конкретного человека, таковы его поступ- ки, а значит таков он сам. Поэтому любое государство заинтересовано