Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 18 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ_

(институт)

Педагогика и методика преподавания

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психология детства»
Вариант 18_ (при наличии)


Студент

Барабанова А. Л.







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп – 1902а













Преподаватель

Болгарчук Е. И.







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

Глава 1 Теоретический анализ по проблеме развития эмоций в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….. 7

1.1. Понятие и общая характеристика дошкольного возраста……………... 7

1.2 Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста...................................................................................................................10

1.3. Основные проблемы создания благоприятных условий для развития эмоций

Глава 2. Экспериментальное изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста

2.1 Исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста................................................................................................20

2.2 Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.........................................................................................25


2.3 Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста...................................28

Заключение…………………………………………………………….....................

Введение

Проблема заключается в том, что в условиях ДОУ недостаточно времени уделяется особенностям развития эмоциональной сферы детей. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т.д.) педагоги дошкольных учреждений до конца еще не осознали значение психического здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

В последние годы педагоги все чаще сталкиваются с такими проблемами, как нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.

Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком.

Большинство исследований в области эмоций традиционно начинаются ссылкой на не разработанность этой проблемы. Однако в последнее время наблюдается интерес к этой теме. Хотя, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают их роль в развитии личности и их влиянии на поведение человека.

Актуальность. В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – дошкольный возраст, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.


Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н.С.).

Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Проблема и актуальность исследования определили тему курсовой работы: " Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста ".

Целью исследования является изучение развития эмоций в дошкольном возрасте.

Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста.

Предметом исследования: развитие эмоций дошкольников.

Гипотеза: развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:

- исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

- разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и общую характеристику дошкольного возраста;

2. Описать развитие эмоций в дошкольном детстве;

3. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

4. Разработать и апробировать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

5. Рассмотреть исследования характерных особенностей психического развития дошкольника в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы - теоретические методы, методы психодиагностики (опросный метод, анкетирование), педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов – эмпирические методы.



Глава 1. Теоретический АНАЛИЗ по проблеме развития эмоций в дошкольном возрасте

    1. Понятие и общая характеристика дошкольного возраста


Для детей дошкольного возраста, в возрасте от двух до семи лет включительно – это период от осознания себя членом человеческого общества (примерный возраст около 2-3 лет) до периода систематического обучения (6-7лет). Здесь главную роль играет не календарные сроки развития, а социальный фактор формирования личности. У детей в дошкольном возрасте происходит формирование основных индивидуально-психологических особенностей человека и закладываются предпосылки формирования социально-нравственных свойств личности (с.267).

А для этой стадии детства характерны такие признаки как :

- Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения основных жизненных потребностей.

- Наиболее значимой является роль семьи в удовлетворении всех основных потребностей (материальных, духовных, интеллектуальных)

- Минимальная возможность самозащиты от неблагоприятного воздействия среды.

В мире ребенка все вертится вокруг взрослого. Основная деятельность – сюжетно-ролевая игра. Эта игра относится к символико - моделирующей работе. Это символ предметно-заместительной деятельности (игрушки, не оформленные предметы – палочка — расческа), замещение происходит в символическом типе (палочкой можно расчесатся), а кубиком нельзя. В игре есть свои правила, своя система (игровые правила формируют произвольное поведение). В развитии направления игры – от копирования к созданию модели, от развернутой операционно –технической игры к моделированию (скрытые законы и правила, скрытая роль, скрытое воображаемое положение).

Новообразования – накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания – появляются этические инстанции, нравственного самосознания.

Мотивы: желание быть похожим на взрослых и т.д. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний – в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа).


Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.

Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого.

К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств.

Развитие самосознания: Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Тревожность связана с неустойчивостью самооценки. С ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивированное ограничение потребностей ребенка, ограничиваем его познавательную активность (оборонительная активность – агрессия). Или пассивного типа – ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу.

Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка – это работа со сказками.

Развитие воли: Установление отношений между целями действия и мотивом.

Развитие планирующей функции речи: ребенок обсуждает с собой план действий, озвучивает свои действия.

Познавательные процессы: ребенок проявляет тенденцию к словотворчеству. Осознание словесного состава предложений. Коммуникативная функция речи. (Словотворчество, ребенок пополняет свой словарный запас, умение вычленить слова в предложении, дети используют ситуативную речь, у ребенка есть мотив к изучению правильной речи). Контекстная речь

Развитие (предметного) сенсорного восприятия: развитие восприятия. Сенсорные эталоны восприятия (пространственные, геометрические фигуры, спектр цветов, время суток, сек, минута, вечер, месяц и т.д. сенсорные эталоны времени). В дошкольном возрасте время циклично. Развитие действий приравнивается к сенсорному эталону, моделирование.

Развитие памяти: младший дошкольный возраст – сенситивный этап развития памяти.

Развитие внимания: непроизвольное внимание становится в конце более устойчивым-30 минут. Средства – жест, слово.

Развитие планирующей функции речи. Функция речи коммуникативная, если не развивать речь она будет только ситуативной. Контекстная речь развивается при обучении. Развивается словарный запас речи и грамматика. У ребенка есть мотив совершенствования речи.