Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 18 (при наличии).docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные исследователи отмечают, что собственно воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе позиций его участников:
Субъект-объектная модель – взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;
Объект-субъектная модель – взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;
Субъект-субъектная модель – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Роль педагога в создании ненасильственной развивающей педагогической среды совместно с семьями воспитанников. В работе с родителями просвещение и пропаганда личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Есть еще ряд причин эмоционального неблагополучия ребенка, на которые, следует обращать внимание, на наш взгляд, специалисту в первую очередь:
1) индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость), ведущие к возникновению страхов. На этом этапе роль педагога-психолога состоит в том, чтобы не только распознать наличие страхов у детей, выявить причины их возникновения, провести коррекцию, но и просветить родителей, как грамотно вести себя с детьми, относительно их страхов.
2) неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживание, желание, проблемы) – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. В результате эмоционального неблагополучия, связанного с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения.
К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потовыделения и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т.д. надолго сохраняются в их памяти, при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие у них часто выражается нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка могут привести к внутриличностному конфликту [34, с.65].
Согласно Г.М. Бреславу под эмоциональной децентрацией понимается – «способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, которая при нормальном ходе развития личности формируется к концу дошкольного возраста» [2, с.166 ].
Поэтому считаем, что перед педагогами ДОУ встает одна из важнейших задач психопрофилактической работы - задача формирования у дошкольников эмоциональной децентрации.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни (Агафонова И.Н.).
2.1 Исследование уровня эмоционального развития детей дошкольного возраста
Психолого - педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью психолого - педагогического эксперимента было выявление уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;
2. Разработать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
3. Провести анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Психолого - педагогический эксперимент проходил на базе МБДОУ №3 г.Владивостока. В эксперименте принимали участие две группы экспериментальная и контрольная, по 20 человек в каждой. Возраст детей 3-4 года. Из них в экспериментальной группе 15 мальчиков и 5 девочек, а в контрольной - 10 мальчиков и 10 девочек.
В данном исследовании мы будем использовать следующие методики:
1. Проективная методика «Волшебная страна чувств» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. (приложение А) [52].
2. «Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой (приложение Б) [20].
Проективная методика «Волшебная страна чувств»
Целью данной методики является исследование эмоционального состояния ребенка на момент проведения тестирования.
«Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой
Данный тест предназначен для диагностики преобладающих эмоциональных состояний на занятиях у детей дошкольного возраста. Детям раздаются опросные листы, и зачитывается инструкция к ним. После выполнения задания детьми опросные листы собираются.
На констатирующем этапе проведена диагностика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста с помощью двух методик:
1. Проективная методика «Волшебная страна чувств» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. (приложение А) [52]
2. «Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой (приложение Б) [20].
На формирующем этапе с целью развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста была проведена развивающая система упражнений (см. приложение В).
Методологической основой формирующего этапа послужили методические рекомендации авторов книг: Л. С. Выготский, М. И. Чистякова, Н. В. Кузьмина.
Задачи формирующего этапа работы:
-реализация системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
-выработка новых навыков понимания своих эмоций и эмоций других людей, а также умения управлять своими эмоциями.
На контрольном этапебыло проведено повторное исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста с использованием методик которые применялись на констатирующем этапе.
Цель контрольного этапа: определить результаты опытно-экспериментальной работы, ее значимость; подвести общие итоги; составить рекомендации для образовательного учреждения (см. приложение Г).
Задачи контрольного этапа:
1.Проведение повторного диагностического исследования участников эксперимента с использованием диагностического инструментария, применявшегося на первом этапе.
2.Обработка данных, полученных в результате реализации системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
3.Анализ результатов экспериментального исследования.
Таким образом, с помощью проведения диагностики мы смогли выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста и после обработки результатов составить систему упражнений направленную на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
2.2Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
Дошкольное детство - это совершенно особый период развития ребенка. Возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшей новообразованием этого периода является формирование произвольного поведения. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта дошкольника. Дошкольникам свойственно не только стремление к доброжелательному вниманию и уважению со стороны взрослого, но и взаимопонимание и сопереживание. Помимо взрослых, сверстники играют все более важную роль в социальном статусе развития ребенка в дошкольном возрасте. В среднем в 9-10 раз больше экспрессивных и мимических проявлений, выражающих разные эмоциональные состояния - от гневного возмущения до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Непоследовательность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, гнев. Задача психолога - помочь ребенку наладить контакт друг с другом, научить другого слышать.
"Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста"
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
2. Подобрать упражнения, игры способствующие формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
3. Разработать цикл занятий для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации педагогам по созданию условий в ДОУ, способствующих развитию эмоциональной сферы.
Объект: психическое развитие детей дошкольного возраста
Предмет: особенности эмоционального развития детей
Организация занятий
Система упражнений "Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста" рассчитана на 2 месяца психологического сопровождения детей 3-4 лет посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения.
В процессе работы развивающей программы ожидается повышение уровня психического развития ребенка дошкольного возраста.
Занятия будут проводиться в хорошо освещаемом помещении. Кабинет просторный. Кабинет с комфортным температурным режимом.
Продолжительность 20-30 минут. Количество занятий с детьми 13.
С помощью составленной нами системы упражнений мы смогли повысить уровень эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
2.3 Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
Следующим этапом исследования была обработка данных. Полученные результаты были проанализированы. Стадия становления. Проективная методика "Волшебная страна чувств" При обработке результатов мы обратили внимание на следующее: 1) все цвета участвовали в покраске домов; 2) правильный подбор цветовой гаммы при "заселении" домов. Например, соответствие слов "радость" и "радость" черному, коричневому или серому цветам неуместно. Несмотря на то, что этот выбор неуместен, он все же является диагностическим.; 3) как распределяются ориентировочные ощущения цвета в силуэте человека. Символично, что силуэт разделен на 5 зон:
* голова и шея - символизируют умственную деятельность;
* туловище до линии талии, за исключением рук - символизирует эмоциональную активность;
* руки - символизируют коммуникационные функции;
* область бедер - символизирует область сексуальных и творческих переживаний;
• ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное эмоциональное состояние ребенка.
Мы получили следующие результаты в экспериментальной группе: ( см. рис. 1)
1) При раскрашивании домиков у 6 человек были задействованы все цвета, а у 14 - встречаются повторяющиеся цвета. Это говорит о том, что на этих деток следует обратить большее внимание.
2) При "заселении" в домики у 8 человек цвета подобраны адекватно, а у 12- нет. У этих 12 человек "радости" и "удовольствию" соответствует черный и коричневый цвет.