Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 18 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рисунок 8- Результаты повторного исследования по методике "Фейс - тест" в экспериментальной группе

Контрольная группа (см. рис. 8)

Результаты: у 12 человек преобладает радостное состояние, у 5 - сердитое и у 3 - печальное.

В результате проведения экспериментального исследования мы выявили, что нами были выбраны именно те методики, которые помогают выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Повторное проведения методик для диагностики уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста позволило увидеть, что у детей экспериментальной группы стали преобладать положительные эмоции, а это говорит о том, что мы верно подобрали систему упражнений.

Таким образом, в результате проведения экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу о том, что развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:

- исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

- разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст - период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Дошкольное детство это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по
поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

По мнению ученых педагогов-психологов наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. Эмпатийное поведение проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия и тепла. Центральной категорией является переживание, или тип аффективной ориентировки.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования подтвердилась.

Список литературы

1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Знание,2002.

3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..

4. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006

6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - М., 2002

7. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.:Пресиздат,2003

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001

9. Валлон А. От действия к мысли.- М., 2003

10. Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 2004

11. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1.- М., 2001

12. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005

13. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10. – с. 61-64.

14. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 2001. - 272 с

15. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12

16. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.

17. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.

18. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005



19. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб. : Издательство «Питер», 2001. - 464 с

20. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с

21. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». - М.: Академия, 2004 г.- 288с.

22. Крейн У.Теории развития.- СПб, 2002

23. Костюк Г.С. Избранные психологические труды.- М.,2003

24. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник.- К.,2007

25. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.

26. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. Ярославль, 2005.

27. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2003

28. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль: Академия развитие, 1997 г. - 208 с.

29. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003

30. Люблинская Г.О. Детская психология, Высшая школа.- К.,2001

31. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003

32. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2007.

33. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.

34. Обухова Л.В. Возрастная психология.- М.: Высшее образование, МГППУ,2009

35. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 2.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007

37. Симонов, П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты / П. В. Симонов. - М. : Наука, 2003

38. Степанова В. А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности / В. А. Степанова – М. : Москва, 2004. – 140 c

39. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007

40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.

41. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

42. Федорович Л. А.. Составители О. В. гнета, Макаренко И. В., Федорович Л. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие - Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217с.

43. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / Принцип развития в психологии. – М.: Просвещение, 2008

44. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 2005

45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008


46. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.

47. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.

48. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005

49. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 2004.

50. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития.- М.: СП "Интерпракс", 2003

Электронные ресурсы

51. Электронный источник : http://ladushka195.blogspot.ru/2012/03/2-3.html

52. Электронный источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0429/1_0429-2.shtml

53. Электронный источник: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/81-work-with-parents-on-career-guidance/236-questionnaires-for-parents

54. Электронный источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-192517.html?page=3

55. Электронный источник: http://www.coolreferat.com

56. Электронный источник: http://www.razumniki.ru/psiholog_osob_2_3goda.html

57. Электронный источник myakushkin.ru›pdf/PSYCHOLOGY…DIAGNOSIS…3_years.pdf .

58. Электронный источник: http://www.coolreferat.com

59. Электронный источник: dic.academic.ru

60. Электронный источник: vocabulary.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проективная методика «Волшебная страна чувств»

Цель: исследование эмоционального состояния.

Материалы: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств, фигура человека и цветные карандаши (8 цветов).

Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом ...

Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда - всю краску унес ветер.


Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:

Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Инструкция:

Пожалуйста, помоги каждому чувству найти свой дом. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

На этом этапе детям предлагается поработать со второй колонкой, где в столбике по вертикали перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3.Ребенку говорят:Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;

3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:

голова и шея - символизируют ментальную деятельность;

туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную деятельность;

руки - символизируют коммуникативные функции;

тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное эмоциональное состояние ребенка.