Файл: Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
27. Права и свободы человека, не подлежащие ограничению в условиях ЧП.
Ряд особенностей устанавливает уже вышеназванный ФКЗ:
Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
55- право граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
Согласно части 3 статьи 46 Конституции, каждый гражданин РФ вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в случае если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, установлены два условия обращения граждан РФ в эти органы:
1. во-первых, это должно быть предусмотрено международными договорами РФ
2. во-вторых, должны быть исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты нарушенного права (поскольку статья 46 Конституции РФ в целом посвящена судебной защите прав и свобод, то практически второе условие означает, что гражданин не получил защиты во всех инстанциях судебной системы РФ, включая Верховный Суд РФ)
В рамках ООН в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. действует Комитет по правам человека, который наряду с рассмотрением докладов государств-участников о положении дел с правами человека в их странах, может принимать к рассмотрению индивидуальные жалобы граждан государств, присоединившихся к Пакту, о том, что в отношении них допущено нарушение какого-либо из прав, содержащихся в Пакте. Процедура подачи и рассмотрения таких индивидуальных жалоб содержится в Факультативном протоколе к Пакту. Россия является участником как самого Пакта, так и Факультативного протокола к нему.
Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека особую роль играет Европейский Суд по правам человека при Совете Европы (Страсбург). Суд основывает свою деятельность на Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он рассматривает индивидуальные жалобы граждан государств-участников на нарушения их прав, закрепленных в Конвенции и дополняющих её протоколах. Российская Федерация в 1996 г. принята в состав Совета Европы, и после ратификации, названной выше Конвенции и протоколов к ней, в частности протокола о признании юрисдикции Европейского Суда по правам человека, этот суд вошел в число межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, на которые распространяйся действие части 3 статьи 46 Конституции РФ.
56- охрана и защита прав как элементы механизма правовой защиты человека
Защита прав означает действия по восстановлению нарушенных прав, акты по практическому обеспечению компенсации физического, морального, материального и профессионального вреда. Защита прав придает особое значение процедурам как процессуальным гарантиям (претензионный порядок защиты, защита потерпевших, подозреваемых в уголовном процессе, истцов и ответчиков в гражданском и арбитражном процессе). Защита прав является в ряде моментов механизмом разрешения правового конфликта сторон.
Охрана прав человека — система, объединяющая в себе законодательство, организационные элементы (органы власти и организации), которые стремятся исключить или уменьшить возможные нарушения прав, противостоят попыткам нарушить чьи-то права. Она включает в себя нормативный (законодательство) элемент: запреты, определенные стандарты, инструкции по исполнению обязанностей должностными лицами, служащими, санкции (позитивные и негативные). Кроме этого, есть организационный элемент охраны прав, играющий особо важную роль. Он включает в себя чаще всего сам аппарат государственных органов и учреждений, органы местного самоуправления. Последние проводят постоянную профилактическую, воспитательную, оперативно-розыскную, контролирующую, надзорную и другую работу.
Механизм охраны и защиты прав человека и гражданина, реализуя правовую охрану и защиту, включает в себя различные элементы: а) праворегулирующие; б) правоохранительные; в) механизмы разрешения конфликтов (споров); г) идентификационные; д) информационные; е) организационные; ж) акционные и др.
57- роль правоохранительных органов в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
Роль органов внутренних дел и их сотрудников в обеспечении прав личности определена правовыми актами, установившими пределы их правоприменительной деятельности. Каждое из структурных подразделений органов внутренних дел их должностных лиц имеет свою компетенцию: функции, задачи; руководствуется материальными (характер правонарушения, личность правонарушителя, степень вины и др.) и процессуальными (срок рассмотрения материалов проверки, обоснованность доказательств и др.) нормами в пределах своих полномочий.
Одной из основных задач правоохранительной деятельности органов внутренних дел является обеспечение прав, свобод, обязанностей и, прежде всего, безопасности личности.
Реализация этой задачи происходит путём охраны и защиты прав и свобод личности. Для её достижения от сотрудников внутренних дел требуется:
-выявление правонарушителей;
-раскрытие и расследование преступлений;
-пресечение правонарушений;
-восстановление нарушенных прав и свобод гражданина;
-применение мер принуждения к правонарушителю;
-контроль над дорожным движением и т.д.
Сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности принципом презумпции невиновности личности.
Обязанностью сотрудников органов внутренних дел в случаях ограничения прав и свобод гражданина является:
-
при задержании — разъяснить повод и основание для такого задержания; -
при применении меры пресечения в виде заключения под стражу и др. — разъяснить вытекающие из этого права и обязанности.
Права и свободы законопослушного гражданина обеспечиваются органами внутренних дел и их должностными лицами в ходе специальных и индивидуальных профилактических мероприятий:
-
организация рейдов и осуществление иных мер с целью выявления лиц с девиантной (отклоняющейся от правомерной) установкой; -
постановка на учёт лиц, отклоняющихся от правомерного поведения; -
работа с лицами, имеющими девиантную установку, на её изменение в направлении законопослушного поведения; -
работа по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения.
Юридические гарантии обеспечения прав личности органами внутренних дел включают:
— гарантии охраны — выражаются в порядке, основании и пределах применения принудительных мер. Работник органов внутренних дел не вправе совершать действия по ограничению свободы личности, выходящие за рамки закона;
— гарантии защиты — выражаются в системе правовых и организационных средств, направленных на:
а) прекращение незаконного ограничения свободы личности (освобождение заложников, освобождение необоснованно задержанного в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.);
б) отмену незаконного правоприменительного акта (постановления о возбуждении уголовного дела и др.);
в) возмещение ущерба, причиненного личности в результате незаконного ограничения её свободы.
Предупредительно-организационные меры, применяемые работниками органов внутренних дел для обеспечения прав личности, связаны с охраной правопорядка и выражаются в организации и осуществлении:
-
патрульно-постовой службы; -
оперативно-розыскной деятельности; -
индивидуальной и специальной профилактике; -
юрисдикционной деятельности.
58. Международные гарантии прав человека как составная часть их общей системы
Под гарантиями понимаются правовые средства и механизмы, обеспечивающие реализацию того или иного права человека, а также гражданина. Каждое право человека только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить.
Международным сообществом накоплен большой опыт в разработке стандартов в области прав человека и создании механизмов по контролю за их соблюдением. Безусловно, что главным гарантом их обеспечения в принципе является государство в лице его органов власти и управления, должностных лиц. Международное право предписывает государствам-участникам международных отношений создать внутреннюю систему эффективных средств и механизмов защиты прав человека и основных свобод.
Международно-правовая система защиты прав и свобод (духовно-нравственных, социальных, политических и пр.) Построена по принципу субсидиарности (или дополняемости) международно-правовых гарантий, то есть основу правозащитного механизма в любом случае составляют нормы национальных правовых систем. Международное право образует дополнительный уровень гарантий, по которому выверяется правильность и справедливость национальных законодательств і.
Защита прав человека на международном уровне находит свое отражение в Уставах ООН и Совета Европы, Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Международных пактах о правах человека от 16 декабря 1966 года, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и в других документах, которых в общей сложности к настоящему времени насчитывается свыше ста.
Основную международную защиту прав и свобод человека осуществляют Организация Объединенных Наций и Совет Европы. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года был создан Комитет ООН по правам человека. Согласно Факультативному Протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года № Комитет ООН по правам человека принимает и рассматривает сообщения от надлежащих его юрисдикцию лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в упомянутом Пакте.
Присоединение России к указанному факультативному протоколу создает условия для реализации каждым из нас своего конституционного права на обращение в Комитет ООН по правам человека.