Файл: Стили лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Стили лидерства

Работа выполнена

Беловой Татьяной

Группа 3 МенГ

Введение

Для успешного развития организации кроме власти и влияния очень необходимы лидеры. В любой сфере деятельности нужны лидеры, которые не только умеют вести за собой других, но и умеют управлять собственной жизнью и обладают способностью влиять на личности и группы, направляя их деятельность на достижение цели. Чтобы эффективно руководить, необходимо обладать одновременно и навыками регулирования, и способностью к преобразованиям. Постоянный лидер должен терпеливо относиться к неудачам и не бояться начинать поиск новых возможностей, даже если в результате они не приведут к успеху. Неудачи не особенно угрожают настоящему лидеру, ввиду того, что такой тип человека не склонен кого-то в чем-либо винить. Обязательным условием лидерства является обладание властью в формальных и неформальных организациях разного уровня и масштаба, начиная от государства или даже их группы и кончая разными общественными группами и движениями.

Управление и лидерство не синонимы, но способность быть лидером ключевое условие для того, чтобы быть менеджером. Лидер -- тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Суть лидерства, прежде всего, состоит в наличии последователей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческих отношений , который опирается преимущественно на социальное воздействие.

Эффективность руководства в значительной степени зависит от его стиля. Всякая деятельность требует от того, кто ее осуществляет, определенных качеств. Качества руководителя проявляются в его выборе методов, приемов и способов выполнения работы. При этом именно знания руководителя, его предпринимательские качества и организаторские умения сказываются на выборе самих методов управления. Особенности стиля управления сказываются на формах реализации управленческих отношений.

Таким образом, эффективность работы организаций и любых коллективов, будет в значительной степени зависеть от руководителя и применяемого стиля лидерства. В этой связи, выбранная тема является достаточно актуальной на сегодняшний день.

Цель работы: исследовать стили лидерства, известные современной науке и практике. Для того, чтобы достигнуть этой цели, предполагается решение нижеперечисленных задач:


- изучить основы теории лидерства;

- выявить виды стилей лидерства;

- дать характеристику современным концепция и стилям лидерства.

Объектом исследования является стиль лидерства как категория управления коллективом, предметом исследования - поведение руководителя в зависимости от стиля лидерства.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, данные Интернет ресурсов, посвященных исследуемой тематике.

Методологической основой исследования являются системный, комплексный подходы, методы логического анализа.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первой главе рассматриваются основы теории власти и влияния, дается характеристика понятия «лидерства» и рассматриваются основные подходы к определению эффективности лидерства.

В рамках второй главы выявляются основные типы стилей лидерства в соответствии с поведенческим и ситуационным подходами.

Третья глава рассматривает современные концепции и стили лидерства. В частности, дается представление об атрибутивном лидерстве, стилях харизматичного и преобразующего лидеров.

1. Основы теории лидерства власти и влияния

лидерство власть влияние харизматический

1.1 Основные подходы к лидерству

Лидерство (от англ. lider - ведущий, руководитель) представляет собой управленческие взаимоотношения между руководителем и подчиненными, основанное на эффективном сочетании различных источников и рычагов власти, направленных на побуждение людей достижения поставленных целей в конкретных ситуациях. Обязательным условием лидерства является обладание властью в формальных и неформальных организациях разного уровня и масштаба, начиная от государства или даже их группы и кончая разными общественными группами и движениями. В любом случае лидер должен иметь социальную и психологическую и эмоциональную поддержку со стороны своих последователей.

Следует различать формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер оказывает влияние на подчиненных с позиций занимаемой им должности. При этом формализованная власть лидера закрепляется соответствующими законами, нормами и положениями. Неформальное лидерство базируется на влиянии на людей через личные способности, умения, навыки, высокий профессионализм и компетентность. Идеальным для лидерства считается сочетание в одном лице формальных и неформальных основ власти.



Для успешного развития организации кроме власти и влияния очень необходимы лидеры. В любой сфере деятельности нужны лидеры, которые не только умеют вести за собой других, но и умеют управлять собственной жизнью и обладают способностью влиять на личности и группы, направляя их деятельность на достижение цели. Чтобы эффективно руководить, необходимо обладать одновременно и навыками регулирования, и способностью к преобразованиям. Постоянный лидер должен терпеливо относиться к неудачам и не страшиться начать поиск новых возможностей, даже если в итоге они не приведут к успеху. Неудачи не слишком угрожают настоящему лидеру, поскольку такой тип человека не склонен кого-либо в чем-либо винить.

Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Действительно, кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.

В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе или его личностные качества не играют роли совсем? «Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида, как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т.е. лидера. В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. Необходимо отметить, что, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера [1, с. 263].

В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы», а также «теория лидерства как функции ситуации». Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. Третья точка зрения - «теория лидерства как функции ситуации» - в настоящее время самая распространенная, из которого следует, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Исследования показали, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли, т.е. ребенок может быть лидером среди ребят своего двора, но «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.


Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дает повод рассматривать различные ситуации как моменты, с которых и начинается выдвижение лидера. Лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Из этого следует, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам. Однако в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.

Еще в 50-х годах ученый Р.Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера заключается в психологическом климате группы, заботе об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Инструментальный лидер представляет собой члена группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам пришли и другие американские исследователи [1, с. 264].

Существует 3 подхода к определению эффективного лидерства (рисунок 1): подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход. Подход с позиции личных качеств начал разрабатываться с 1930 по 1950 годы, где целью исследования было определить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Зная эти качества, сотрудники могли бы воспитывать их в себе, чтобы стать эффективными менеджерами. Поведенческий подход заключается в эффективности руководства, который определяется не личными качествами, а стилем поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток этого подхода состоит в том, чтобы найти какой-то один оптимальный стиль руководства. В то же время не существует одного оптимального стиля, он меняется в зависимости от ситуации.

Рисунок 1 -Основные подходы к лидерству

Поведенческий подход к лидерству привел к составлению квалификации стилей руководства. Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Ситуационный подход показывает, что разные ситуации требуют различные структуры и также различные ситуации требуют различные способы руководства, то есть менеджер должен вести себя по-разному в различных ситуациях.


1.2 Лидерство в системе управления

Управление в организации как процесс межчеловеческого общения включает в себя не только отношения «менеджер -- сотрудники» в организации. Оно касается всех областей жизни индивидуумов, коллективов, обществ в государстве и самого государства. Нельзя понять природу лидерства отдельно от взаимодействия людей. Управляемый, действующий под влиянием управляющего часто сам является управляющим, но уже по отношению к сотрудникам, которые находятся рангом ниже. В «Основах менеджмента» М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури лидерство определяется как «способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей» [2, с. 682].

Сегодня сведение лидерства только к влиянию, мотивационным (побудительным) успехам руководителя является анахронизмом.

Управление и лидерство не синонимы, но способность быть лидером ключевое условие для того, чтобы быть менеджером. Лидер -- тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Суть лидерства, прежде всего, состоит в наличии последователей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческих отношений, который опирается преимущественно на социальное воздействие. Лидерство в отличие от управления предполагает наличие последователей, а не подчиненных или сотрудников. В какой мере сотрудник становится последователем, в такой мере менеджер -- лидером. Дорогу к лидерству ему открывает должность. Влияние с позиции только должности называется формальным лидерством, которое отождествляется с руководством.

Эффективность руководства в значительной степени зависит от его стиля. Под стилем руководства понимаются «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

Стилеобразующий фактор -- это сочетание близких по своему содержанию однородных понятий и явлений, которые обусловливают формирование, выбор, развитие или совершенствование стиля управления.

Их совокупность образует систему факторов развития управленческих отношений, суть которой закладывается диалектикой всеобщего, особенного и единичного при формировании стиля управления. Различают три взаимосвязанные формы стиля: