ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства. что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма даст руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизма является формой влияния на других посредством личной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать влияние на подчиненных.
Характеристики харизматических личностей:
- обмен энергией (лидер излучает энергию и заряжает ею окружающих);
- внушительная внешность;
- независимость характера, уверенность в себе;
- достойная и уверенная манера держаться;
- видение решения проблемы за пределами статус-кво, умение свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям;
- хорошие риторические способности;
- высокая чувствительность к внешнему окружению;
- умение воспринимать восхищение своей личностью (отсутствие надменности или себялюбия).
Практика показывает, что у харизмы есть и негативная сторона, связываемая с узурпацией личной власти или абсолютным фокусом лидера только на самого себя, а также позитивная -- связываемая с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям.
Модели харизматического лидерства различны в зависимости от количества стадий развития самой харизмы и взаимоотношений с последователями. Считается, что первоначально требуется развивать чувствительность к нахождению проблемы, на которую возможно было бы обрушиться с критикой. Потом нужно развить в себе видение идеальных вариантов решения этой проблемы. В такое видение должно включаться что-то новое, ранее никем не предложенное и относительно которого кажется, что оно сможет немедленно помочь решению проблемы [9, с. 51].
Следующий шаг связывают со способностью лидера передавать значение своего видения с помощью межличностной коммуникации (публикации, речь, жестикуляция, позы и т.п.) своим последователям так, чтобы это производило на них существенное впечатление и мотивировало к действиям. Далее такому для сплочения последователей необходимо развивать отношения доверия с ними, при этом проявляя такие качества, как знание дел, умение добиваться успехов, принятие на себя рисков и совершение неординарных действий или поступков. На последнем этапе лидер должен продемонстрировать способности к реализации своего видения посредством делегирования полномочий последователям. Это можно сделать, давая последователям напряженные и важные задачи, привлекая их участвовать в управлении, ослабляя бюрократические пути, вознаграждая их за результаты необходимым образом.
Однако харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Вместе с тем в этих обстоятельствах лучше подойдет преобразующее лидерство.
3.2 Стиль преобразующего лидерства
Концепция преобразующего лидерства. В XXI в. наиболее актуальной для бизнеса является концепция преобразующего лидерства.
Преобразующий лидер (лидер-реформатор) показывает значимость деятельности каждого своего подчиненного для достижения общей цели организации, руководимой таким лидером, работникам предоставляется возможность совместить их личные интересы с общей целью. В коллективе царит атмосфера доверительности. Лидер-реформатор убеждает последователей в необходимости саморазвития.
В концепции преобразующего лидерства главное это внедрение цели, а внедрение цели, в свою очередь, это творческая задача, поскольку подразумевает преобразование людей и коллективов из нейтральных, технических единиц в участников, у которых есть самостоятельность, чуткость и заинтересованность.
В данной концепции признается необходимость привлечения последователей к управлению, самому лидеру быть частью организации (один из нас), а не “стоять над ней» (один из них). Последователи могут критически оценивать предоставляемые возможности и сознательно подходить к своим действиям. Происходит уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении [10, с. 54].
Преобразующий лидер испытывает потребность в том, чтобы дать своим последователям возможность преодолеть притяжение рутины. Преобразующее лидерство имеет место, когда один или два человека вступают в отношения с другими людьми таким образом, что лидеры и последователи помогают друг другу взойти на более высокие уровни мотивации и нравственности.
Однако, так как созданная атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода непригодны для лидера-преобразователя [11, с. 113].
Модель преобразующего лидера особенно актуальна для творческого решения проблемы в кризисной ситуации (рисунок 3).
Таким образом, переходя от одной модели к другой, можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все большего количества факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Рисунок 3 - Модель преобразующего или реформаторского лидерства
Таким образом, по результатам третьего раздела можно сделать следующие нижеприведенные выводы.
Традиционные концепции лидерства предлагают определять эффективные стили лидерства на основе личных качеств лидера или его поведения. Данные концепции в итоге утонули во множестве выявленных качеств и образцов поведения, при этом не создав завершенной теории. Другие подходы, основанные на ситуационности стилей лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через призму влияния внешних факторов, не учитывая при этом лидера как личность.
Новые современные концепции пытаются объединить достоинства ситуационного и традиционного подходов. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели. При этом основными современными концепциями лидерства считаются концепция атрибутивного лидерства, харизматического лидерства и преобразующего лидерства.
Заключение
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе исследованы стили лидерства, известные современной науке и практике. Собранный в рамках работы материал позволяет сделать ряд важных выводов. Остановимся на основных их них.
Лидерство представляет собой управленческие взаимоотношения между руководителем и подчиненными, основанное на эффективном сочетании различных источников и рычагов власти, направленных на побуждение людей достижения поставленных целей в конкретных ситуациях.
При этом, обязательным условием лидерства является обладание властью в формальных и неформальных организациях разного уровня и масштаба, начиная от государства или даже их группы и кончая разными общественными группами и движениями.
Всякая деятельность требует от того, кто ее осуществляет, определенных качеств. Качества руководителя проявляются в его выборе методов, приемов и способов выполнения работы. При этом именно знания руководителя, его предпринимательские качества и организаторские умения сказываются на выборе самих методов управления. Особенности стиля управления сказываются на формах реализации управленческих отношений. Следовательно, стиль управления представляет собой единство формы управленческих отношений и содержания качеств руководителя. Форма отношений управления в этом единстве является способом развития качеств руководителя как лидера. Индивидуальный стиль отражает специфику не руководителя, а его работы. Переход от качеств руководителя к стилю управления -- это реализация способности управлять.
Поведенческий подход к лидерству привел к составлению квалификации стилей руководства.
При этом, в теории Д. Мак-Грегора основными факторами, влияющими на поведение лидера, являются его цели, ценности, предпочтения, а также представления лидера о членах группы. В зависимости от этих факторов Д. Мак-Грегор рассматривает поведение автократичного (теория «X») и демократичного (теория «Y») лидеров. Рэнсис Лайнерт предложил другие критерии для классификации стилей лидерства: стиль, сосредоточенный на работе; стиль, сосредоточенный на человеке.
В теории К. Левина выделяется континуум стилей - по критерию концентрации полномочий. С авторитарным стилем руководитель сосредотачивает власть в своих руках и не допускает других к участию в принятии решении. Демократический стиль, когда руководитель делегирует властные полномочия на все уровни управления. Либеральный стиль, когда руководитель принимает минимальное участие в принятии решений, выступает в роли консультант высказывает свои взгляды или суждения лишь тогда, когда его об этом просят.