Файл: 1. Массовая культура роль и место в жизни детей и взрослых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.

Игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания, соответствующие теме недели. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Чтение, разучивание стихов.

Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности.

Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т.е. журналов и газет.

Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий.

Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу «развлекая – поучать».

Оказывая влияние на духовный образ жизни дошкольника, процесс культурно-досуговой деятельности обеспечивает необходимые условия для личностного развития ребенка, формирования его общей культуры. В нем нет строгой регламентации, он направлен на интересы и потребности самих детей.

Перечисленные характеристики позволяют рассматривать культурно-досуговую деятельность дошкольников как средство формирования их культурного уровня в разнообразных сферах деятельности.

Задание 5. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие подготовку различных видов массовых досуговых мероприятий (не менее 3).

Сюжетно-игровые программы – комплекс разнообраз­ных игр, объединенных сюжетом.

В них преобладают разно­образные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игро­вой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса, театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.


Разновидностью сюжетно-игровых программ выступает разовая игровая программа, которая не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Описанием такой программы служит сценарный план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий. Наиболее популярный тип разовой игровой программы в ДДТ – это сеансы игротеки «Всегда всем весело».

Конкурсно-развлекательные программы состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидиру­ющих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнитель­ских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности.

С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.

Разновидностью конкурсно-развлекательных программ является конкурсно-игровая программа по заданной тематике, которая используется в практике ДДТ в двух видах.

Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников.

Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Примерами подобных программ в Центрах творчества детей и молодежи г. Мозыря являются «Музыкальная гостиная», включающая в себя выступления детей инструменталистов, перемежающихся интеллектуально-творческими конкурсами, рассказами об истории музыки; художественные акции студий декоративно-прикладного творчества, в которых дети из разных объединений после некоторого периода подготовки создают единую художественную инсталляцию на определенную тему.

К подобному виду программ относятся и встречи, вечера, «огоньки», клубные дни, проводимые внутри детских объединений ЦТД и М в течение и по итогам учебного года.


Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников.

В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей.

Образовательный и воспитательный смысл этих программ – в создании атмосферы, способствующей яркому творческому проявлению, раскрепощению каждого участника, овладению навыками творческого общения, умению реализовать свой творческий потенциал как индивидуально, так и в коллективе (команде).

К участию в программах привлекаются дети района и учащиеся детских объединений ДДТ.

Детский и педагогический коллектив ДДТ постоянно использует в своей деятельности следующие разновидности данного типа программ:

Спортивно-развлекательные программы включают подвижные игры, шуточные поединки, веселые старты, ком­бинированные эстафеты, спортивные конкурсы.

Их харак­терной особенностью является состязательный характер, воз­можность мобилизовать физические способности и волевые качества человека.

При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особен­ности их содержания, под которыми понимается сюжет игры, правила и двигательные действия. Именно содержание этих программ определяет их инкультурационную значимость.

Информационно-дискуссионные программы включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спо­ру, дискуссии, размышлению.

Педагогическая эффективность их зависит, прежде всего, от их содержания, которое черпается из обширного проблемного поля современной жизни.

Драма­тургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с мест­ным материалом.

Профилактико-реабилитационные программы – это програм­мы, содержание которых имеет педагогическую и медицин­скую направленность и способствует регуляции психическо­го состояния людей.

Особенностью этих программ является то, что в них включаются методические приемы, которые не­назидательно способствуют ведению внутреннего диалога человека через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождения души от напряжения на волне сопереживания и сострадания.


Кроме того, они позволяют их участникам компенсировать дефицит общения, обеспечи­вают возможность вступления человека в образовательный, оздоровительный и другие социокультурные процессы. Част­ным случаем таких программ являются рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздо­ровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромо-терапию, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию, библиотерапию.

Всю организацию массового мероприятия можно разделить на 4 этапа:

1. Конструирование;

2. Подготовка;

3. Проведение мероприятия;

4. Анализ.

Каждый этап предусматривает серьезную детальную проработку.

Конструирование мероприятия

Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.

После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1) Четко поставить цели и задачи;

2) Определить тематику мероприятия;

3) Определить форму проведения и содержание массового мероприятия.

4) Придумать мероприятию яркое название;

5) Разработать правила и условия проведения мероприятия:

▶ определение участников (команды или индивидуальные участники), их количество;

продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;

▶ ▶порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);

▶ последовательность выступлений (по жребию, по готовности);

▶ возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;

▶ возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;

▶ перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т. д.;

▶ время на подготовку задания;

▶ критерии оценки;

▶ определение победителя.

6) Определение места и времени проведения мероприятия;

7) Тщательный подбор заданий для участников и возможно болельщиков;

8) Разработка положения о мероприятии

(Положение включает в себя следующие разделы: цели и задачи, организаторы, участники, условия проведения, время и место проведения, критерии оценки, финансирование, подведение итогов. К положению прикладываются смета расходов и заявка на участие).

Подготовка массового мероприятия

На этом этапе работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:


1) Познакомить участников с «Положением» о мероприятии.

Разработать и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты, приглашения и т. п.;

2) Подготовить и оформить согласно тематике место проведения мероприятия:

▶ подготовить атрибуты, декорации;

▶ подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего;

▶ заготовить материалы и инструменты, необходимые для проведения заданий;

3) Подготовить музыкальное оформление (музыка, позывные, фанфары);

4) Подготовить световое и техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, видеопроектор, видеокамеру и т.п.).

5). Заготовить реквизиты (карточки, жетоны, фишки);

6). Подобрать ведущего. Ведущий должен владеть ораторским искусством. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты.

7) Подготовить грамоты, дипломы, призы. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический. Также не нужно забывать и проигравших, их нужно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях.

8) Подготовить программу мероприятия и написать сценарий. Можно использовать более открытую для импровизации форму описания хода мероприятия.

9) Проведение репетиции (при необходимости).

Порядок проведение массового мероприятия

При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующего порядка:

1. Организационный момент (5-7 минут).

Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.

Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.

2. Вводная часть (10-15 минут).

Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.

Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и т.д.

4. Основная часть (25 – 30 минут), по времени самая продолжительная.

Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски.

Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т. Д.