Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теория и методика развития речи у детей Практическое занятие 7.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теория и методика развития речи у детей
Практическое занятие 7
Выполнил:
Обучающийся Коршунова Елена Геннадьевна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов — 2.
Раздел: Теоретические основы технологий развития речи
Задание 1.1 Заполните таблицу «Система основных понятий теории и технологий развития речи воспитанников ДОУ».
Таблица — Система основных понятий теории и технологий развития речи воспитанников ДОУ
№ п/п | Понятие | Определение понятий | Обоснование роли в процессе развития дошкольника |
1. | Речь | Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. | Это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. |
2. | Язык | Это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. | Необходим для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику). Является одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат. |
3. | Развитие речи | Это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. | Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. |
4. | Обучение языку | Планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков. | Обучение языку перестраивает психику ребенка, позволяет воспринимать явления более осознанно и произвольно. |
5. | Функции речи | Использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникации и мышления. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение. | Помогает в высказывании ребенка отношения к чему-либо, побуждает другого человека или группу людей к определенному действию или формирует определенную точку зрения на что-либо, обеспечивает осуществление контактов между людьми, мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. |
6. | Речевой навык | Навык правильного произношения, грамматические навыки, навыки разговорной речи | Развитие способностей ребенка, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. |
7. | Речевое умение | Особая способность использовать речевые механизмы с разной целью (комбинировать языковые единицы в различных ситуациях общения). | Способность осуществлять речевую деятельность на высоком уровне сознательно, которая будет связана с созданием нового (например: придумать оригинальные сказки в устной форме). |
8. | Технология | Совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. | Обеспечение глубокого и прочного овладения знаниями, выработки умений и навыков, формирование мировоззрения. |
9. | Педагогическая технология | Представляет собой строго научное проектирование и точное воспроизвеление определенных педагогических действий, гарантирующих успех. | Позволяет обеспечить высокое качество образовательного процесса и достижение его целей для развития дошкольника. |
Задание 1.2 Для методики развития речи детей дошкольного возраста характерны межнаучные связи и интеграция. Определите перечень наук, наиболее близких к методике развития речи детей дошкольного возраста по направлению исследований и оформлению системы научных знаний. Заполните схему.
Рисунок — Связь методики развития речи детей дошкольного возраста с другими науками
Философия — теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.
Педагогика — положения, касающиеся закономерностей, принципов и средств воспитания и обучения.
Психология — концепции и конкретные учения как общей, так и взрастной психологии.
Языковедение (Лингвистика) — учение о языке как знаковой системе на лексическом, фонетическом, грамматическом уровнях.
Физиология — учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах, объясняющее механизмы формирования речи.
Задание 1.3 «Родное слово» К. Д. Ушинского является классической учебной книгой, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста; книгой, предоставляющей уникальные возможности для педагога и родителей по осуществлению нравственного воспитания ребёнка в процессе его познавательной деятельности.
В учебной книге в интересной и доступной для детей форме представлены уникальные образцы фольклорных и художественных произведений русской культуры. Материалы в книге четко систематизированы с учетом возрастных особенностей маленьких читателей.
Разделы учебной книги К. Д. Ушинского «Родное слово»:
- О значении отечественного языка в первоначальном обучении
- Первая книга после азбуки
- Элементарное письмо
- Картины для устного рассказа
- Первые занятия отечественным языком
Данная учебная книга настолько интересна и сегодня, что в типографии постоянно её переиздают.
Ознакомьтесь с содержанием «Родного слова» К. Д. Ушинского. Представьте собственное восприятие данного учебного издания в форме эссе.
Требования к формату эссе: не менее 1,5 страниц печатного текста
, формат А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания. Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов. (Амосова Н.В.)
Многочисленные труды Константина Дмитриевича, которые были актуальны и отвечали самым насущным потребностям русской школы, огромное количество научных положений, ценных даже в настоящее время, были созданы Ушинским благодаря отличному знанию состояния теории воспитания и практической работы школы, глубокому анализу истории развития взглядов на цели и задачи воспитания, широкой ориентации в достижениях современной научной мысли.
Учебная книга «Родное слово» пользовалась и продолжает пользоваться огромной популярностью. По мнению К.Д. Ушинского, слово − не просто средство для выражения понятий и идей. Оно − величайший наставник, формирующий ум, чувство, волю и характер человека. Могучая сила русского языка выдвинула родное слово в центр, вокруг которого группируются и которым согреваются все учебные дисциплины народной школы. «Родное слово» развивает мышление и побуждает к самостоятельному нравственному и умственному совершенствованию, вырабатывает серьезный взгляд на труд и жизнь.
Ушинский рассматривал учение в качестве одного из самых сильных воспитательных средств и источников общего умственного и нравственного развития. «Правильно организованное учение развивает учащихся умственно и воспитывает нравственно». «Все, что совершается в видимом мире, совершается не иначе, как в известном месте и в известный период времени, - отмечал он. Навыки, приобретенные при работе с «Родным словом»: сравнивая, сличая предметы, явления, группировать, комбинировать их по родам и видам, - обретают новый уровень, и дети могут видеть любое явление природы в окружении других явлений и определять их место и свойства, находящиеся в постоянном развитии и изменении.
Язык изложения прост. На каждой странице есть иллюстрация, соответствующая тексту. Автор наглядно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые им образы действительности. Она приводит в систему и уясняет детям те сведения, которые уже приобретены ими непосредственно из самой жизни.
«Родное слово», написанное для ребенка, в то же время совершенно серьезная книга, ставящая себе задачей развить логическую мысль и речь ребенка, научить его разбираться в окружающем мире, положить основы его мировоззрению и подготовить к настоящему изучению наук. Не всякий раскрывший «Родное слово» - с множеством картинок, стихотворений, сказок, прибауток, - обратит внимание на этот серьезный элемент гениальной книги Ушинского, тем более что подан он, этот элемент чрезвычайно умело с дидактической стороны.
В «Родном слове» есть упражнения, которые сами по себе, вопреки всему должны принести громадную пользу ребенку.
Считаю, что при чтении данной книги дети, учатся мыслить самостоятельно, выделять главное, сохраняя живое восприятие прочитанного.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов — 4.
Раздел: Технологии развития связной речи дошкольника
Задание 2.1 Решите педагогическую задачу:
Вы входите в состав группы педагогов, проводящих проверку качества работы воспитателей ДОУ, и присутствуете на открытом занятии по развитию связной речи дошкольников. Ознакомьтесь с основными материалами, используемыми педагогом на занятии по развитию речи детей старшей группы.
-
Иллюстративный материал: Картина «Ежи».
Рисунок — Картина «Ежи»
2 Перечень вопросов педагога к воспитанникам группы для проведения образовательной беседы:
1) Где они находятся?
2) Как их можно назвать?
3) Кто изображён на картине? А ещё кто? А ещё кто?
4) Какой лес?
5) Что делает ежиха?
6) А что делают эти ежата?
7) Подумайте, вспомните и ответьте мне, что ещё едят ежи?
8) Какая ежиха? Опишите её.
9) Как выглядят ежата?
10) Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?
Проанализируйте результаты проведения первичного ознакомления с предоставленными методическими материалами. Оформите замечания и рекомендации в виде систематизированного перечня.
В данном занятии используются слветсные и наглядные методы работы с детьми. Занятие построено с логической последовательностью. Содержание соответствует задачам и целям по развитию речи, по обучению правильно строить предложения, отвечать на поставленные вопросы.
Рекомендации: в занятии необходимо использовать игры, физкультминутки для плодотворной и интересной работы. Применить рефлексацию.
Задание 2.2 Продумайте оформление и проведение занятия по теме из задания 1.
Составьте примерный конспект занятия по совместному рассматриванию картины «Ежи» с детьми дошкольного возраста, отразив все составляющие организации процесса по развитию связной речи детей.
При выполнении задания используйте перечень основных разделов рабочего конспекта педагога ДОУ:
1. Автор: Саунина Светлана Николаевна
2. Организация: МДОУ
3. Тема: «Ежи»
4. Цель: учить детей составлять рассказ по картине.
5. Задачи:
-образовательные: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных; закрепить употребление предлогов в речи; закреплять умение подбирать антонимы;
-развивающие: развивать умение грамматически правильно строить предложения;
-воспитательные: воспитывать интерес к составлению рассказов; воспитывать бережное отношение к живой природе.
6. Методы и приемы: беседа, демонстрация, объяснение, рассказ детей.
7. Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Ежи» Ушаковой Е. С., игрушка еж.
Раздаточный материал: тарелочки с разрезными деталями ежа на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций с изображением ежей, беседа о жизни ежей летом.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель. Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Н. Артюхова)
Дети отгадывают. Воспитатель предлагает обосновать отгадку.
Основная часть
Беседа о еже. Сюрпризный момент.
Воспитатель показывает детям игрушку ежа.
Воспитатель. Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный). Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать). Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата).
Игра «Найди ежа».
Воспитатель. Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф)
Работа по картине.
Воспитатель. Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (