Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теория и методика развития речи у детей Практическое занятие 7.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Заботливая ежиха», «Семья ежей»).
Вопросы по картине:
Какое время года изображено на картине?
Какая мама ежиха? Что она делает?
Какие ежата? Что они делают?
Какие насекомые изображены на картине?
Игра «Самый внимательный»
Воспитатель. А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т. д.
Физкультминутка
Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.
(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(произнести «пых», «пых», «пых»)
Смотрел влево, смотрел вправо,
(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё через левое плечо,
(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё.
(повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.
(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Составление рассказа по картине.
Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи». После трех рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя. Чей рассказ вам понравился больше? Как начинается и заканчивается рассказ? И т. д.
Игра «Собери ежа»
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат тарелочки с деталями ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы.
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)
На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)
А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)
Игра «Закончи предложение»
• медведь большой, а ёж…(маленький)
• Заяц пушистый, а еж …(колючий)
• Ёж спит днем, а охотится …(ночью)
• Белка живет в дупле, а еж …
(в норе)
• У лисы лисята, а у ежихи …(ежата)
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Ход занятия оформите в виде таблицы.
Таблица — Ход занятия по рассматриванию картины «Ежи» для воспитанников средней группы ДОУ
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов — 4.
Раздел: Технологии формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей
Решите педагогическую задачу:
Воспитатель средней группы, для решения задачи знакомства детей с разными видами животных, показала детям игрушечного медведя, зайца, лису, собаку и кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «теремка» и двигалась перед детьми по столу. Воспитатель громко произносил названия каждого животного, а иногда демонстрировал звуки, произносимые разными зверями. Детям было весело: они внимательно смотрели на игрушки, ждали появления нового персонажа.
В другой средней группе такое же занятие воспитатель провел иначе. Детям показывали игрушечных животных, а воспитатель задавал детям последовательные вопросы, приглашая их к диалогу:
Воспитатель: — Кто это?
Дети: — Лиса.
Воспитатель: — Как вы узнали, что это лиса?
Дети: — У неё рыженькая шёрстка и хитрые глазки.
Воспитатель: — Какая у лисы мордочка?
Дети: — Остренькая.
Воспитатель: — Какой у лисы хвост?
Дети: — Пушистый и рыжий.
Воспитатель: — Ребята, а это кто?
Дети: — Волк.
Воспитатель: — Как вы его узнали?
Дети: — Он серый, похож на собаку.
Воспитатель: — Чем похож волк, на лису?
Дети: — Формой тела, лапами.
Воспитатель: — А что у них разное?
Дети: — Цвет шубы: волк серый, а лиса рыжая. А еще волк намного больше лисы.
Сравните фрагменты занятий в двух разных средних группах ДОУ и дайте обоснованный ответ на вопрос «Какое из проведённых занятий более полезно для развития детей»? Обоснуйте свой ответ.
Какие методы и приёмы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей? Какие методы и приёмы Вы выбрали бы, составляя план занятия по формированию словарного запаса и связной речи детей в средней группе ДОУ? Обоснуйте свой ответ.
Оформите письменно ответы на оба вопроса в формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
По моему мнению второй вариант занятия более продуктивен для детей, т.к. занятие проходит в форме беседы-диалога, воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них, тем самым они расширяют свой словарный запас, развивают связную речь, учатся правильно строить предложения и вести диалог. Это побуждает детей использовать в речи прилагательные (Какой? Какая?), сравнения, активизирует мыслительную деятельность при нахождении ответов на вопросы, вспоминая персонажей из своих любимых сказок. Данный формат занятия позволит детям запомнить больше информации и знаний о животных, и будет способствовать формированию словарного запаса и развитию связной речи.
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по
воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Для успешной работы по фомированию словарного запаса необходимо ввести комплекс упражнений в занятия, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей. (Например, на прогулке проводить множество игр на развитие словаря). Подбор игр и упражнений необходимо осуществлять с нарастающей сложностью. Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, через нее он познает мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.
Работа по развитию разных сторон речи предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.
Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.
Настольные. «Лото», «Домино», «Кубики», «Пазлы»
Цель: развивать логическое мышение, расширение предметного словаря.
Игра «Мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, правильность грамматического оформления слов.
Из мешочка достаются предметы и ребенок описывает их.
«Это мяч. Он красный с белой полосой, резиновый, круглый. Им можно играть в футбол, бросать об пол.»
Игра «Что не так?»
Цель: расширение предметного словаря, развивать слуховое внимание.
Вопросы по картине:
Какое время года изображено на картине?
Какая мама ежиха? Что она делает?
Какие ежата? Что они делают?
Какие насекомые изображены на картине?
Игра «Самый внимательный»
Воспитатель. А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т. д.
Физкультминутка
Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.
(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(произнести «пых», «пых», «пых»)
Смотрел влево, смотрел вправо,
(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё через левое плечо,
(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё.
(повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.
(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Составление рассказа по картине.
Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи». После трех рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя. Чей рассказ вам понравился больше? Как начинается и заканчивается рассказ? И т. д.
Игра «Собери ежа»
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам собрать ёжика из частей. У вас на столах лежат тарелочки с деталями ежа. Правильно располагайте все детали на листе. Проверка результатов работы.
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)
На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)
А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)
Игра «Закончи предложение»
• медведь большой, а ёж…(маленький)
• Заяц пушистый, а еж …(колючий)
• Ёж спит днем, а охотится …(ночью)
• Белка живет в дупле, а еж …
(в норе)
• У лисы лисята, а у ежихи …(ежата)
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Ход занятия оформите в виде таблицы.
Таблица — Ход занятия по рассматриванию картины «Ежи» для воспитанников средней группы ДОУ
№ п/п | Наименования этапов занятия | Решаемые задачи | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности воспитанников | Ожидаемый результат |
1. | Вводная часть | Узнать, о ком пойдёт речь на занятии. | Игровая, коммуникативная | Коммуникативная | Дети отгадали загадку |
2. | Основная часть | Беседа о еже. Игра «Найди ежа». | Игровая, коммуникативная | Игровая, Познавательно-исследовательская | Отвечают на вопросы |
3. | Работа по картине | Узнать больше о ежах. Игра «Самый внимательный» | Коммуникативная | Игровая, Познавательно-исследовательская, коммуникативная | Отвечают на вопросы |
4 | Физкультминутка Пальчиковая гимнастика | Отдых, снятие напряжения, расслабление. | Игровая, Коммуникативная | Игровая, Коммуникативная | повышение интереса к занятиям. |
5 | Игра «Собери ежа» | Собрать картинку | Игровая, коммуникативная | Конструирование | Собирают картинку |
6 | Заключительная часть | Подведение итогов | Игровая, Коммуникативная | Игровая, Коммуникативная | Делятся впечатлениями от занятий, рассказывают что узнали нового. |
… | | | | | |
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов — 4.
Раздел: Технологии формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей
Решите педагогическую задачу:
Воспитатель средней группы, для решения задачи знакомства детей с разными видами животных, показала детям игрушечного медведя, зайца, лису, собаку и кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «теремка» и двигалась перед детьми по столу. Воспитатель громко произносил названия каждого животного, а иногда демонстрировал звуки, произносимые разными зверями. Детям было весело: они внимательно смотрели на игрушки, ждали появления нового персонажа.
В другой средней группе такое же занятие воспитатель провел иначе. Детям показывали игрушечных животных, а воспитатель задавал детям последовательные вопросы, приглашая их к диалогу:
Воспитатель: — Кто это?
Дети: — Лиса.
Воспитатель: — Как вы узнали, что это лиса?
Дети: — У неё рыженькая шёрстка и хитрые глазки.
Воспитатель: — Какая у лисы мордочка?
Дети: — Остренькая.
Воспитатель: — Какой у лисы хвост?
Дети: — Пушистый и рыжий.
Воспитатель: — Ребята, а это кто?
Дети: — Волк.
Воспитатель: — Как вы его узнали?
Дети: — Он серый, похож на собаку.
Воспитатель: — Чем похож волк, на лису?
Дети: — Формой тела, лапами.
Воспитатель: — А что у них разное?
Дети: — Цвет шубы: волк серый, а лиса рыжая. А еще волк намного больше лисы.
Сравните фрагменты занятий в двух разных средних группах ДОУ и дайте обоснованный ответ на вопрос «Какое из проведённых занятий более полезно для развития детей»? Обоснуйте свой ответ.
Какие методы и приёмы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей? Какие методы и приёмы Вы выбрали бы, составляя план занятия по формированию словарного запаса и связной речи детей в средней группе ДОУ? Обоснуйте свой ответ.
Оформите письменно ответы на оба вопроса в формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
По моему мнению второй вариант занятия более продуктивен для детей, т.к. занятие проходит в форме беседы-диалога, воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них, тем самым они расширяют свой словарный запас, развивают связную речь, учатся правильно строить предложения и вести диалог. Это побуждает детей использовать в речи прилагательные (Какой? Какая?), сравнения, активизирует мыслительную деятельность при нахождении ответов на вопросы, вспоминая персонажей из своих любимых сказок. Данный формат занятия позволит детям запомнить больше информации и знаний о животных, и будет способствовать формированию словарного запаса и развитию связной речи.
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по
воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Для успешной работы по фомированию словарного запаса необходимо ввести комплекс упражнений в занятия, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей. (Например, на прогулке проводить множество игр на развитие словаря). Подбор игр и упражнений необходимо осуществлять с нарастающей сложностью. Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, через нее он познает мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.
Работа по развитию разных сторон речи предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.
Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.
Настольные. «Лото», «Домино», «Кубики», «Пазлы»
Цель: развивать логическое мышение, расширение предметного словаря.
Игра «Мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, правильность грамматического оформления слов.
Из мешочка достаются предметы и ребенок описывает их.
«Это мяч. Он красный с белой полосой, резиновый, круглый. Им можно играть в футбол, бросать об пол.»
Игра «Что не так?»
Цель: расширение предметного словаря, развивать слуховое внимание.