Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теория и методика развития речи у детей Практическое занятие 7.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Детям дается задание: «Внимательно слушать, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, курица, собака, белка, заяц, ворона?». Дети должны исправить ошибки.

Игра «Нади по описанию»

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать признаки предметов.

Например: Надо найти предмет красного цвета, круглой формы, сделанного из резины.

Игра «Путаница»

Цель: расширять предметный словарь, закрепить названия частей целого предмета.

Детям раздаются конверты с деталями от разных видов одежды. Они меняются друг с другом и складывают свою одежду.

Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Сухой, легкий, грустный.

Гудит, свистит, шипит.

Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь, развивать память

Детям показываются картинки с изображением зверей (не более 5). Затем картинки убираются, а дети вспоминают увиденное в нужной последовательности: лиса, волк, заяц, тигр, слон.

Упражнение «Часть-целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям называются части предмета или объекта, а они догадываются о каком предмете идет речь и называют его.

Например: Ствол, ветки, сучья — дерево.

Крылья, клюв, хвост — птица, и т. д.

Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: расширять предметный словарь глагольными словами, развитие логического мышления.

Повар лечит, врач готовит. Маляр рисует, художник красит. Летчик ездит, шофёр летает.

Упражнение «Какой?»

Цель: расширять предметный словарь качественными прилагательными, развитие логического мышления.

Огурец - зеленый, помидор - красный, тыква - оранжевая.

Упражнение «Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это яблоко, а это яблоки.


ЗАДАНИЕ 4

Максимальное количество баллов — 3.

Раздел: Особенности речевого развития детей

Решите педагогическую задачу:

Саша (1 год 10 месяцев), овладев только автономной речью, не мог внятно объяснить маме своё желание получить от нее игрушку. В ответ мама настаивала на том, чтобы Саша попытался словесно воспроизвести то, что он хочет получить, и не заменял речь жестами. В другом случае мама старалась включить Сашу в игру с детьми во время прогулок в скверике.


Верно ли поступала мама, когда создавала для ребёнка подобные ситуации для развития его речи? Обоснуйте свой ответ.

Что Вы как будущий педагог посоветуете родителям для развития речи детей? Обоснуйте свой ответ.

Оформите письменно ответ на оба вопроса в формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Решение педагогической задачи:

Мама сознательно создавала для Саши проблемные речевые ситуации, чтобы мальчик стремился преодолеть их, пытался говорить яснее, точнее, правильнее, т. е. Таким образом развивал свою речь.

В данных ситуациях существует два противоречия: с одной стороны — владение Сашей автономной речью, а с другой - непонимание этой речи другими детьми во время игры — всё это становится необходимым условием для развития речи малыша.

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение с вами. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Постарайтесь во время совместных прогулок обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

  • Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье - это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).

  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

  • Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным, выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.

  • Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам), составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

  • Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

  • Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.

  • Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память).

  • Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.

  • Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки .Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: «Как догадался?», «Почему?»

  • Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей – это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.



ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов — 3.

Раздел: Технологии формирования грамматического строя речи у дошкольников

Решите педагогическую задачу:

Современные родители зачастую умиляются замысловатости и оригинальности детских изречений, нередко называя своих детей вундеркиндерами. Показательна следующая ситуация:

Мама говорит маленькому Серёже: «Не удирай так далеко!»

Сережа отвечает: «Не переживай, мама, я удеру и придеру обратно!»

С чем вы как специалист можете связать данное явление? Представьте подробный ответ с рекомендациями для родителей по данной ситуации.

Составьте памятку для родителей с целью предотвращения ситуации поощрения речевых аграмматизмов (неспособность построения или восприятия грамматических конструкций).

Оформите письменно ответ на оба вопроса в формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Решение педагогической задачи: Подобное явление связано с несовершенством владенияграмматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову ту форму, которой он овладел. Элементы осознанного владения ребенком этой формы вызывают детское словотворчество.

Рекомендации для родителей.

Словотворчество – это одна из важнейших особенностей развития речи детей. Ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых. Он пробует экспериментировать и играть со словом как предметом. Изменяя состав слова, ставя слово в один ряд с другими словами, ребенок прислушивается к полученной комбинации звуков и слов. Он получает истинное наслаждение, если произнесенные им слова и фразы звучат красиво, если родители одобрительно улыбаются ему в ответ, хвалят его. Тогда ребенок при первом же удобном случае еще раз продемонстрирует свою «находку» – слово, которое он недавно изобрел. Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы.

Детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. Детское словотворчество способствует тому, что ребенок уже на третьем году своей жизни овладевает обширным арсеналом всех частей слова и великолепно угадывает значение каждой из них.


Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы.

Словотворчество может проявляться в

а) словообразовании;

б) словоизменении.

Детское словотворчество нужно поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Следует стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов. Словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. И наоборот, небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей является причиной конца любого творчества.

Но, наряду, с допустимыми и даже нужными «нарушениями речи» существуют нарушения, на которые следует обратить внимание родителей для того, чтобы не упустить и не допустить нарушения, которые влекут за собой тяжелые нарушения речи, такими как аграмматизм.

Что такое аграмматизм и почему он возникает?

Аграмматизм (дисграмматизм, параграмматизм) – нейропсихологическое нарушение, характеризующееся потерей способности анализировать грамматический строй речи. У детей возникают проблемы с восприятием и построением предложений, они не могут грамотно выражать свои мысли, у них наблюдаются трудности с чтением и письмом.

Подобные расстройства могут возникнуть при повреждениях коры головного мозга в лобной и височной области, общим поражением головного мозга и нарушении периферической части слухового анализатора.

Причинами развития заболевания могут быть:

Заболевания нервной системы

Травмы и повреждения головного мозга, в том числе внутриутробные и перинатальные.

Также аграмматизм возникает при тугоухости и умственной отсталости.

Выделяют 2 основных вида нарушения:

1. Импрессивный аграмматизм – нарушение восприятия. Из-за изменений в коре головного мозга дети не могут полностью или частично воспринимать слышимую речь. Это может быть как полное непонимание слышимого, так и частичное – например дети не воспринимают сложные предложения.

2. Экспрессивный аграмматизм – нарушение воспроизведения. Ребенок понимает речь, но не может использовать в разговоре или письме предлоги, склонения, падежи или неправильно составляют предложения. Выделяют сенсорный и моторный экспрессивный аграмматизм. Сенсорный обусловлен нарушением восприятия звукового сигнала, а моторный возникает при нарушениях управления мышечным аппаратом гортани, голосовых связок, челюстей и языка. Из-за этого ребенок не может повторять и воспроизводить сложные фразы или звуки.


Симптомы аграмматизма у детей проявляются уже в 2-3 года. Ребенок позднее начинает говорить, использует упрощенные предложения, с трудом понимает обращенные к нему длинные фразы и не согласовывает слова между собой.

Для того чтобы выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка, необходима точная диагностика речевого развития, необходимы знания основных периодов развития речи и после этого обратиться к соответствующему специалисту, который поможет в устранении речевой патологии, если в этом будет необходимость.

И, конечно же необходимо помнить, что нарушение речи это в первую очередь проблема с коммуникацией, поэтому постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисовать, учить стихи, небольшие рассказы, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи вашего ребенка.

ЗАДАНИЕ 6

Максимальное количество баллов — 3.

Раздел: Подготовка к обучению грамоте

Решите педагогическую задачу:

В групповой комнате детского сада стоял большой аквариум с рыбками. Дети (3 г. 6 мес.) совместно с воспитателем ухаживали за ними: своевременно кормили, меняли воду, чистили аквариум и т.д. Дети каждый день длительно и с увлечением наблюдали за рыбками, но в ходе специального занятия, посвящённого рассматриванию и обсуждению рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы:

— Чем питаются наши рыбки?

— Где живут рыбки?

— Сколько в нашем аквариуме рыбок?

— Какого цвета и формы наши рыбки?

Чем вы как специалист можете объяснить факт затруднения детей предоставить ответы на вопросы о рыбках?

Ответ оформите письменно в формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Решение педагогической задачи: Неумение детей рассказывать можно объяснить тем, что с ними не проводилось целенаправленное наблюдение за рыбками. Знания детей приобретались бессистемно, не выявлялись общие связи и зависимости. Описанный случай характеризуется тем, что воспитатель не развивал у детей наблюдательност