Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б) началом научно-технической революции В) обеспечением экономической независимости страны

Задание № 3. Соотнесите термины и определения.

1

индустриализация

А

принудительное отчуждение имущества в собственность государства по приговору суда

2

конфискация

Б

процесс и политика создания крупного промышленного производства, нацеленные на техническое переоснащение народного хозяйства

3

коллективизация

В

переход частных предприятий в собственность государства путем экспроприации или обобществления мелкой собственности

4

национализация

Г

политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в производственный кооператив, проводившаяся в СССР с конца 1920-х гг.

Задание № 4. Выберите один вариант ответа. Сущность политики коллективизации в СССР заключалась в … А) возрождении крестьянской общины Б) обобществлении сельского хозяйства В) развитии фермерского хозяйства

Задание № 5. Вставьте пропущенное слово. В состав СССР к началу 1941 года входило ... союзных республик. А) 4 Б) 15 В) 17 Г) 20

Задание № 6. Укажите последовательность внешнеполитических событий 1920-1930-х гг. А) вступление СССР в Лигу Наций Б) начало дипломатического признания СССР В) Раппальский договор СССР с Германией Г) советско-финляндская война

Ответ: 1 - __. 2 - __. 3 - __. 4 - __.

Задание № 7. Соотнесите термины и определения.

1

репарации

А

насильственное присоединение Австрии к Германии

2

аншлюс

Б

договор между Германией и Японией, к которому присоединилась Италия

3

Мюнхенский сговор

В

возмещение побежденным государством причиненного победителю материального ущерба

4

«антикоминтерновский пакт»

Г

соглашение Германии, Англии, Франции и Италии об аннексии вермахтом Судетской области Чехословакии


Задание № 8. Вставьте пропущенную дату. Пакт о ненападении между СССР и Германией был подписан ... 1939 г. А) 1 марта Б) 23 августа В) 17 сентября

Задание № 9. Проанализируйте отрывок из документа

Документ № 1

Из Декрета ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» (21 марта 1921 г.)

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьян­ского хозяйства и поднятия его производительности... разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. (...)

3. Налог взимается... исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным...

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некото­рых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубли­кован в такой срок, чтобы земледельцы еще до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств. (...)

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у зем­ледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоря­жении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продук­ты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйствен­ного производства.

Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.(…)

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1. – М., 1967. – С. 212 – 214.

Документ № 2

И. Сталин. Из статьи «Год великого перелома. К XII годовщине Октября»\ (1929 г.)



(...) Речь идет о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отста­лого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллектив­ному земледелию...

Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства... от старого, капиталистического пути развития ... к новому, социалистическому ...

(...) В чем состоит новое в нынешнем колхозном движении? Новое и решающее в нынешнем колхозном движении состоит в том, что в колхозы идут крестьяне не отдельными группами, как это имело место раньше, а целыми селами, волостями, районами даже округами.

А что это значит? Это значит, что в колхозы пошел середняк. В этом основа того коренного перелома в развитии сельского хозяйства...(…)

Сталин И.В. Сочинения. Т. 12. – М., 1949. – С. 124 – 125; 132.

Документ № 3

Из Постановления ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в райоанх сплошной коллективизации» Совершенно секретно. (30 января 1930 г.)

Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путем на­чавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации ку­лацких хозяйств и решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс и признавая срочность этих мероприятий в связи с приближающейся c-х. кампанией, ЦК постановляет:

(...) 1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении ин­дивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве...(…)

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3. Одновременно… принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория - контрреволюционный кулацкий актив не­медленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавли­ваясь в отношении организаторов террористических актов, контррево­люционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные элементы ку­лацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупоме­щиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пре­делами колхозных хозяйств участках.


4. Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий ку­лацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам в за­висимости от фактического числа кулацких хозяйств в районе, с тем, чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем, примерно, 3-5%. Настоящее указание (3-5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйст­вам и безусловно предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств.(...)

Исторический архив. – 1994. - № 4. – С. 147 – 152.

Вопросы для самоконтроля

К документам № 1-3:

а) В чем состоят преимущества продналога, введенного по дек­рету ВЦИК от 21 марта 1921г.? Какие практичес­кие последствия имела замена продразверстки продналогом? Можно ли эту меру назвать отходом от политики "военного коммунизма"?

б) Какое положение декрета СНК "Об обмене" от 24 мая 1921г. знаменует отход от политики "военного коммунизма"? Чем вызван этот шаг?

в) В чем состоит конкретное содержание новой экономической политики? Найдите и прокомментируйте логические связи каждого последующего шага НЭПа с предыдущим.

г) Каковы результаты фор­сированной индустриализации и сплошной коллективизации в СССР? К каким последствиям это привело? Дайте им оценку.

Тема 4.4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа

ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Каковы результаты действий вермахта в Европе в 1939-1940 гг.? Как измениись границы СССР к началу 1941 года? С какой целью СССР вступил в Лигу Наций? Какие изменения на политической карте Европы произошли в 1938-1939 гг.? Каковы причины подписания пакта Молотова-Риббентропа?

Каковы причины неудач Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны? Какая битва развенчала миф о непобедимости немецкой армии? Какие территории СССР оказались в зоне оккупации? Какие битвы обеспечили коренной перелом в войне? Каково значение решений Ялтинской и Потсдамской конференций в послевоенном устройстве мира? Каковы итоги Второй мировой войны?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

- депрессия; национализм, антисемитизм, фашизм;

- рейхсканцлер, вермахт, аншлюс;

- Коминтерн, «антикоминтерновский пакт».

- вермахт, гестапо, геноцид, блицкриг;

- оккупационный режим, коллаборационисты; движение Сопротивления;

- эвакуация; депортация; ленд-лиз; второй фронт;

- капитуляция, репарации, репатриация, реституция.

Составьте информационно-логические схемы:

1. Внешняя политика СССР на первом этапе Второй мировой войны.

2. Основные этапы Великой Отечественной войны.

3. Деятельность антигитлеровской коалиции.

2. Заполните таблицы.

«Тоталитарные режимы в Европе в 1920-1930-х гг.»

Государство

Правящая партия

Господствующая идеология

Суть идеологии

Государственные лидеры

Германия

СССР

Италия

Выполните практическую работу:

Задание № 1. Выберите два варианта ответа. Основные причины развязывания Второй мировой войны – это ... А) развитие идеологии фашизма Б) приход А. Гитлера к власти