Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В) стремление СССР к мировому господству

Задание № 2. Выберите один вариант ответа. Переход стратегической инициативы от Германии к СССР в годы Великой Отечественной войны получил название … А) второй фронт Б) коренной перелом В) капитуляция

Задание № 3. Вставьте пропущенные слова и фразы. В 1941 году сложился союз государств, выступивший против ... блока. Он называется ... коалиция. Ее ведущие члены — СССР, ... и Великобритания.

Первая вставка

Вторая вставка

Третья вставка

А) фашистского

А) антисталинская

А) Италия

Б) коммунистического

Б) антигитлеровская

Б) Турция

В) демократического

В) антияпонская

В) США

Задание № 4. Выберите один вариант ответа. Началом коренного перелома в Великой Отечественной войне стала ... А) операция по форсированию Днепра Б) танковое сражение под деревней Прохоровкой В) разгром немецких войск под Сталинградом

Задание № 5. Вставьте пропущенную дату. Завершающим этапом Второй мировой войны стала советско-японская война, которая закончилась 1945 года. А) 9 мая Б) 8 августа В) 2 сентября

Задание № 6. Соотнесите термины и определения.

1

капитуляция

А

возвращение имущества, культурных ценностей, вывезенных с оккупированной территории

2

реституция

Б

возвращение на родину эмигрантов, военнопленных и гражданских лиц

3

репатриация

В

принудительное перемещение лица, группы лиц за пределы государства или определенного региона

4

депортация

Г

прекращение борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств

Задание 7. Проанализируйте отрывок из документа

Документ № 1

Из «Договора о ненападении между Германией и СССР» (23 августа 1939 г.)


1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совмест­но с другими державами.

2. В случае, если одна из Договариваю­щихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу. (…)

4. Ни одна из До­говаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена про­тив другой стороны. (...)

6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок дейст­вия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет. (...). В. Молотов, И. Риббентроп.

Международная жизнь. – 1989. - № 9. – С. 90.

Документ № 2

Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении (23 августа 1939 г.)

При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:

1) В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Лит­ва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской об­ласти признаются обеими сторонами.

2) В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, границы сфер интересов Германии и СССР будут приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение неза­висимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политическо­го развития.

Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

3) Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной поли­тической незаинтересованности в этих областях.



4) Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.

Вопросы истории. – 1993. - № 1. – С. 6.

Вопросы для самоконтроля

К документам № 1 – 2:

а) Ваши оценки заключения СССР и Германией пакта о ненападении?

б) Согласны ли Вы с объяснением И. Сталина в речи по радио 3 июля 1941 г. о заключении пакта?

в) Как Вы думаете, почему советские коммунистические руководители отрицали существование секретного протокола к пакту Молотова-Риббентропа?
Тема 4.5. Мир во второй половине XX века. «Холодная война» и раскол мира. Крушение колониальной системы.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Изучив предложенные темы, устно ответьте на вопросы: Какие изменения в системе международных отношений произошли после окончания Второй мировой войны? Каковы причины и сущность «холодной войны»? Между какими системами и сверхдержавами развивалось противостояние в послевоенный период? Почему образовалось два немецких государства? Какой ущерб понес СССР за годы войны? Чем была вызвана новая волна репрессий?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

- «холодная война», доктрина «сдерживания», «железный занавес», альянс;

Составьте информационно-логические схемы:

1. Военно-политическое противостояние в годы «холодной войны».

2. Послевоенные репрессии в СССР.

3. Партия и творческая интеллигенция в 1946-1952 гг.
По темам 18 и 19 дается одна практическая работа.

Задание. Проанализируйте отрывок из документа

Документ № 1

У. Черчилль. Из реи в Вестминстерском колледже (5 марта 1946 г., Фултон, штат Миссури)

(…)Теперь я перехожу ко второй опасности, грозящей очагу и прос­тым людям, а именно к тирании. Мы не можем закрывать глаза перед тем фактом, что свободы, которыми пользуются граждане по всей Британской империи, не существуют в значительном числе стран, при­чем некоторые из этих стран являются весьма могущественными. В этих государствах контроль над простыми людьми осуществляется с помощью различного рода всеобъемлющих полицейских правительств в такой степени, которая является подавляющей и противоречит всем принципам демократии. Государственная власть осуществляется неог­раниченно либо диктаторами, либо узкими олигархиями, действующими через посредство привилегированной партии и политической полиции...(…)

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы
, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах, и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлин­ной демократии. Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены претензиями, предъявляемыми им, и давлением, которое осуществляе­тся Московским правительством.

Русские в Берлине пытаются создать квази-коммунистическую па­ртию в своей оккупационной зоне в Германии посредством предоста­вления специальных привилегии левому крылу Германских лидеров.(…)

Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла. Я говорю теперь об этом потому, что я уверен, что наше счастье находится в наших собственных ру­ках и что мы в силах спасти будущее. Я считаю своей обязанностью высказаться в настоящее время, когда мне представилась возмож­ность. Я не верю, в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин...

Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несос­тоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначите­льный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...

Известия. – 1946. – 12 марта.

Вопросы для самоконтроля к документу № 1:

а) Проследите общее и особенное в послевоенных программах Сталина и Черчилля;

б) Какие меры воздействия предпринимались к странам, пытавшимся освободиться от навязанной им сталинской модели социализма?
Тема 4.6. СССР в 50-80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. Советский Союз в период перестройки (1985-1991 гг.)

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

Изучив предложенные темы, устно ответьте на вопросы: Как было увековечено имя И. В. Сталина? Какой политический процесс стал последним делом над «врагом народа»? Кто из руководителей КПСС стал символом демократизации страны? Какова суть зерновой проблемы в СССР и какие меры предпринимались для ее решения? На решение какой задачи была нацелена III Программа КПСС? Какие достижения СССР свидетельствовали о научно-технической революции? Какие достижения были сделаны в социальной сфере? Каковы причины смещения Н. С. Хрущева с занимаемых постов?

Кто из руководителей КПСС стал символом эпохи «застоя»? Каковы причины диссидентского движения в СССР? Каковы причины свертывания экономической реформы 1965 года? Каковы основные тенденции развития советской экономики в 1970-1985 гг.? Чем были обусловлены негативные явления в развитии сельского хозяйства? Каковы положительные результаты социальной полити-ки? Чем была обусловлена политика «разрядки международной напряженно-сти»? Чем был вызван рост антисоциалистических настроений в странах Восточной Европы в первой половине 1980-х гг.?


Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

глобализация, интеграция, интернационализация;

 «оттепель», демократизация, реабилитация;

целина; совет народного хозяйства (совнархоз); деноминация;

научно-техническая революция; лысенковщина;

волюнтаризм; «антипартийная группа»;

номенклатура, диссидентство;

разрядка международной напряженности, мораторий;

Составьте информационно-логические схемы:

1. Основные направления внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

2. Достижения научно-технической революции в СССР в 1953-1964 гг.

3. Заполните таблицу «Реформы 1953-1964-х гг.».

Выполните практическую работу:

Задание № 1. Выберите один вариант ответа. Конверсия – это ... А) слияние города с близлежащими населенными пунктами Б) переход оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции В) разработка сценариев мировой войны

Задание № 2. Вставьте пропущенные слова и фразы. В 1946 году ЦК ВКП (б) принял Постановления «О журналах «Звезда» и ...», в которых были выдвинуты ... обвинения в адрес А. А. Ахматовой и ...

Первая вставка

Вторая вставка

Третья вставка

А) «Ленинград»

А) уголовные

А) А. Барто

Б) «Огонек»

Б) политические

Б) С. Я. Маршака

В) «Новый мир»

В) этические

В) М. М. Зощенко

Задание № 3. Соотнесите термины и определения.

1

«железный занавес»

А

военно-политическое противостояние между СССР и США в послевоенный период

2

«холодная война»

Б

политическая и культурная изоляция СССР от ка-питалистического мира в послевоенную эпоху

3

космополитизм

В

внешнеполитическая концепция США, нацеленная на противодействие стремлению СССР расширить сферу своего влияния

4

доктрина «сдерживания»

Г

идеология мирового гражданства, отрицание узких рамок национального патриотизма и замкнутости национальной культуры