Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4.2. Россия в условиях общенационального кризиса
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Чем был обусловлен рост влияния большевиков в сентябре 1917 года? Какая партия основала Советское государство? Каковы причины и результаты Гражданской войны? В чем сущность политики «военного коммунизма»? Каковы были принципы советского правительства в сфере культуры? Как вы понимаете сущность движения Пролеткульт? Чем была вызвана эмиграция части российской интеллигенции? Какие виды искусства получили развитие в годы Гражданской войны?
Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:
- диктатура пролетариата; декрет; Коминтерн;
- Совет Народных Комиссаров, народные комиссариаты;
- экспроприация, конфискация, национализация; ГОЭЛРО;
Учредительное собрание; дискриминация;
СНК, ВСНХ, ВЧК;
- «военный коммунизм»; комбеды, продразверстка, «антоновщина»;
- гражданская война, Белая гвардия, Добровольческая армия, басмачество;
- патриаршество, обновленчество; атеизм, Пролеткульт
Составьте информационно-логические схемы (таблицы):
1. Органы власти Советской Республики (1918).
2. Политика «военного коммунизма» в Советской России.
3. Заполните таблицу «Гражданская война в Советской России».
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Закончите предложение. В октябре 1917 года переворот в Петрограде организовала партия … А) меньшевиков Б) большевиков В) эсеров
Задание № 2. Вставьте пропущенное слово. Для подготовки восстания в сентябре 1917 года в составе … был создан военно-революционный комитет. А) Временного правительства Б) Московского Совета В) Петроградского Совета
Задание № 3. Укажите последовательность событий Октября 1917 года. А) большевизация Советов Б) открытие II Всероссийского съезда Советов В) принятие первых декретов Советской власти Г) создание ВРК – штаба вооруженного восстания
Ответ: 1 - __. 2 - __. 3 - __. 4 - __.
Задание № 4. Вставьте пропущенные фразы.
Предпосылкой установления в октябре 1917 года нового политического и социально-экономического строя был (о, а) ... А) американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве Б) общинный характер землевладения В) поощрение государством индивидуализма
Задание № 5. Выберите один вариант ответа. Первым председателем советского правительства стал … А) В. И. Ленин Б) Л. Д. Троцкий В) И. В. Сталин
Задание № 6. Соотнесите термины и определения
Задание № 7. Выберите один вариант ответа. Характерной чертой политики «военного коммунизма» не являлось: А) проведение трудовых мобилизаций Б) национализация промышленных предприятий В) восстановление рыночных отношений Г) введение продовольственной диктатуры
Задание № 8. Выберите один вариант ответа. Восстание крестьян центральных губерний в 1920-1921 гг., направленное против политики «военного коммунизма», за свободу торговли и отмену прод-разверстки, получило название ... А) «антоновщина» Б) «лысенковщина» В) басмачество
Задание № 9. Проанализируйте отрывок из документа
Документ № 1
Из Декрета СНК о роспуске Учредительного Собрания (6 января 1918 г.)
(...) Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков
предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов.
Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается.
Декреты Советской власти. Т. 1. – М., 1957. - С. 335 - 336.
Документ « 2
Из Декрета СНК «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства» (11 января 1919 г.)
В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.
1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями.
2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчуждению в каждой губернии, устанавливаются Народным комиссариатом продовольствия, в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.(…)
10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебофуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.(…)
Из истории гражданской войны в СССР. Т. 1. – М., 1960. – С. 335 – 336.
Вопросы для самоконтроля
К документу № 1:
а) Анализируя данные документы, сформулируйте некоторые причины начавшейся в России гражданской войны.
б) Согласны ли с обвинениями, выдвинутыми советскими органами власти, в отношении партий правых эсеров и меньшевиков, кадетов?
в) Что лежало в основе противостояния между большевиками и другими партиями? Какова роль в этом террора?
К документу № 2:
а) Что нового по сравнению с политикой "продовольственной диктатуры" (системой чрезвычайных мер) несла централизованная система продразверстки? Какое это имело значение?
б) Насколько выполнимым являлось положение декрета о разверстке об "отчуждении хлеба и зернового фуража в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления"? Как на практике определялись размеры отчуждаемого?
в) К каким опасным социальным и политическим последствиям могла привести политика "чрезвычайщины"?
Тема 4.3. Советская Россия и СССР в 1918-1941 гг.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Какие республики подписали договор об образовании СССР? Почему в Советском Союзе сформировалась однопартийная политическая система? Чем был обусловлен переход к новой экономической политике? Каковы причины ее кризисов? Какие новые тенденции в развитии культуры получили развитие в годы нэпа? Каковы цели политики индустриализации? Каковы методы и последствия политики коллективизации крестьянских хозяйств? Какова цель реформирования системы образования в 1930-х гг.? Какой художественный метод стал средством пропаганды коммунистической идеологии?
Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:
- федерация, флаг СССР;
- фракция, «новая оппозиция», «рабочая оппозиция»;
- депортация, «нансеновские паспорта»;
- новая экономическая политика, продналог, биржа;
- картель, концерн, концессия;
- культурная революция; сменовеховство.
- индустриализация, «двадцатипятитысячники»;
- коллективизация, колхоз, раскулачивание, конфискация;
- тоталитаризм, репрессии, «большой террор», ГУЛАГ, культ личности;
Составьте информационно-логические схемы:
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Выберите один вариант ответа. Хронологические рамки новой экономической политики – это период ... гг.
А) 1918-1921 Б) 1921-1928 В) 1928-1937
Задание № 2. Закончите предложение. К основным мероприятиям нэпа в области сельского хозяйства не относится ...
А) разрешение аренды земли и найма рабочей силы Б) введение продналога В) введение продовольственной диктатуры
Задание № 3. Соотнесите термины и определения
Задание № 4. Закончите предложение. Договор об образовании СССР в 1922 году подписали представители … А) РСФСР, Польши, Финляндии, Литвы Б) РСФСР, Украины, Латвии, Белоруссии В) РСФСР, ЗСФСР, Украины, Белоруссии
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Выберите три варианта ответа. Для политики индустриализации в СССР было характерно … А) широкомасштабное привлечение иностранного капитала Б) опора на внутренние ресурсы В) приоритетное развитие легкой промышленности Г) приоритетное развитие тяжелой промышленности Д) использование моральных стимулов привлечения рабочей силы
Задание № 2. Выберите один вариант ответа. Форсированная индустриализация в СССР завершилась ... А) вступлением СССР в постиндустриальный этап развития
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Чем был обусловлен рост влияния большевиков в сентябре 1917 года? Какая партия основала Советское государство? Каковы причины и результаты Гражданской войны? В чем сущность политики «военного коммунизма»? Каковы были принципы советского правительства в сфере культуры? Как вы понимаете сущность движения Пролеткульт? Чем была вызвана эмиграция части российской интеллигенции? Какие виды искусства получили развитие в годы Гражданской войны?
Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:
- диктатура пролетариата; декрет; Коминтерн;
- Совет Народных Комиссаров, народные комиссариаты;
- экспроприация, конфискация, национализация; ГОЭЛРО;
Учредительное собрание; дискриминация;
СНК, ВСНХ, ВЧК;
- «военный коммунизм»; комбеды, продразверстка, «антоновщина»;
- гражданская война, Белая гвардия, Добровольческая армия, басмачество;
- патриаршество, обновленчество; атеизм, Пролеткульт
Составьте информационно-логические схемы (таблицы):
1. Органы власти Советской Республики (1918).
2. Политика «военного коммунизма» в Советской России.
3. Заполните таблицу «Гражданская война в Советской России».
Этапы | Районы боевых действий | Действия Красной Армии | Действия белогвардейцев |
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Закончите предложение. В октябре 1917 года переворот в Петрограде организовала партия … А) меньшевиков Б) большевиков В) эсеров
Задание № 2. Вставьте пропущенное слово. Для подготовки восстания в сентябре 1917 года в составе … был создан военно-революционный комитет. А) Временного правительства Б) Московского Совета В) Петроградского Совета
Задание № 3. Укажите последовательность событий Октября 1917 года. А) большевизация Советов Б) открытие II Всероссийского съезда Советов В) принятие первых декретов Советской власти Г) создание ВРК – штаба вооруженного восстания
Ответ: 1 - __. 2 - __. 3 - __. 4 - __.
Задание № 4. Вставьте пропущенные фразы.
Предпосылкой установления в октябре 1917 года нового политического и социально-экономического строя был (о, а) ... А) американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве Б) общинный характер землевладения В) поощрение государством индивидуализма
Задание № 5. Выберите один вариант ответа. Первым председателем советского правительства стал … А) В. И. Ленин Б) Л. Д. Троцкий В) И. В. Сталин
Задание № 6. Соотнесите термины и определения
1 | экспроприация | А | монополия государства на хлебную торгов-лю, централизация заготовок | |
2 | продразверстка | Б | принудительное лишение собственности, безвозмездное или оплачиваемое | |
3 | продовольственная диктатура | В | переход частных предприятий и земельных владений в собственность государства | |
4 | национализация | Г | система заготовок продуктов на основе насильственных реквизиций крестьянских хозяйств
|
Задание № 7. Выберите один вариант ответа. Характерной чертой политики «военного коммунизма» не являлось: А) проведение трудовых мобилизаций Б) национализация промышленных предприятий В) восстановление рыночных отношений Г) введение продовольственной диктатуры
Задание № 8. Выберите один вариант ответа. Восстание крестьян центральных губерний в 1920-1921 гг., направленное против политики «военного коммунизма», за свободу торговли и отмену прод-разверстки, получило название ... А) «антоновщина» Б) «лысенковщина» В) басмачество
Задание № 9. Проанализируйте отрывок из документа
Документ № 1
Из Декрета СНК о роспуске Учредительного Собрания (6 января 1918 г.)
(...) Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков
предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов.
Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается.
Декреты Советской власти. Т. 1. – М., 1957. - С. 335 - 336.
Документ « 2
Из Декрета СНК «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства» (11 января 1919 г.)
В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.
1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями.
2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчуждению в каждой губернии, устанавливаются Народным комиссариатом продовольствия, в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.(…)
10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебофуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.(…)
Из истории гражданской войны в СССР. Т. 1. – М., 1960. – С. 335 – 336.
Вопросы для самоконтроля
К документу № 1:
а) Анализируя данные документы, сформулируйте некоторые причины начавшейся в России гражданской войны.
б) Согласны ли с обвинениями, выдвинутыми советскими органами власти, в отношении партий правых эсеров и меньшевиков, кадетов?
в) Что лежало в основе противостояния между большевиками и другими партиями? Какова роль в этом террора?
К документу № 2:
а) Что нового по сравнению с политикой "продовольственной диктатуры" (системой чрезвычайных мер) несла централизованная система продразверстки? Какое это имело значение?
б) Насколько выполнимым являлось положение декрета о разверстке об "отчуждении хлеба и зернового фуража в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления"? Как на практике определялись размеры отчуждаемого?
в) К каким опасным социальным и политическим последствиям могла привести политика "чрезвычайщины"?
Тема 4.3. Советская Россия и СССР в 1918-1941 гг.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Какие республики подписали договор об образовании СССР? Почему в Советском Союзе сформировалась однопартийная политическая система? Чем был обусловлен переход к новой экономической политике? Каковы причины ее кризисов? Какие новые тенденции в развитии культуры получили развитие в годы нэпа? Каковы цели политики индустриализации? Каковы методы и последствия политики коллективизации крестьянских хозяйств? Какова цель реформирования системы образования в 1930-х гг.? Какой художественный метод стал средством пропаганды коммунистической идеологии?
Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:
- федерация, флаг СССР;
- фракция, «новая оппозиция», «рабочая оппозиция»;
- депортация, «нансеновские паспорта»;
- новая экономическая политика, продналог, биржа;
- картель, концерн, концессия;
- культурная революция; сменовеховство.
- индустриализация, «двадцатипятитысячники»;
- коллективизация, колхоз, раскулачивание, конфискация;
- тоталитаризм, репрессии, «большой террор», ГУЛАГ, культ личности;
Составьте информационно-логические схемы:
-
Культурная революция в СССР. -
Заполните таблицу. «Внутрипартийная борьба за лидерство»
Название оппозиции | Лидеры | Платформа (взгляды) | Их судьба |
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Выберите один вариант ответа. Хронологические рамки новой экономической политики – это период ... гг.
А) 1918-1921 Б) 1921-1928 В) 1928-1937
Задание № 2. Закончите предложение. К основным мероприятиям нэпа в области сельского хозяйства не относится ...
А) разрешение аренды земли и найма рабочей силы Б) введение продналога В) введение продовольственной диктатуры
Задание № 3. Соотнесите термины и определения
1 | «военный коммунизм» | А | политический режимв Советской России, установившийся в результате победы Октябрьской революции |
2 | новая экономическая политика | Б | система репрессивных мерСоветского государства в годы Гражданской войны |
3 | «красный террор» | В | политика советского государства, нацеленная на восстановление рыночных отношений |
4 | диктатура пролетариата | Г | политика советской власти, нацеленная на свертывание рыночных отношений |
Задание № 4. Закончите предложение. Договор об образовании СССР в 1922 году подписали представители … А) РСФСР, Польши, Финляндии, Литвы Б) РСФСР, Украины, Латвии, Белоруссии В) РСФСР, ЗСФСР, Украины, Белоруссии
Выполните практическую работу:
Задание № 1. Выберите три варианта ответа. Для политики индустриализации в СССР было характерно … А) широкомасштабное привлечение иностранного капитала Б) опора на внутренние ресурсы В) приоритетное развитие легкой промышленности Г) приоритетное развитие тяжелой промышленности Д) использование моральных стимулов привлечения рабочей силы
Задание № 2. Выберите один вариант ответа. Форсированная индустриализация в СССР завершилась ... А) вступлением СССР в постиндустриальный этап развития