Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4.2. Россия в условиях общенационального кризиса

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Чем был обусловлен рост влияния большевиков в сентябре 1917 года? Какая партия основала Советское государство? Каковы причины и результаты Гражданской войны? В чем сущность политики «военного коммунизма»? Каковы были принципы советского правительства в сфере культуры? Как вы понимаете сущность движения Пролеткульт? Чем была вызвана эмиграция части российской интеллигенции? Какие виды искусства получили развитие в годы Гражданской войны?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

- диктатура пролетариата; декрет; Коминтерн;

- Совет Народных Комиссаров, народные комиссариаты;

- экспроприация, конфискация, национализация; ГОЭЛРО;

Учредительное собрание; дискриминация;

СНК, ВСНХ, ВЧК;

- «военный коммунизм»; комбеды, продразверстка, «антоновщина»;

- гражданская война, Белая гвардия, Добровольческая армия, басмачество;

- патриаршество, обновленчество; атеизм, Пролеткульт

Составьте информационно-логические схемы (таблицы):

1. Органы власти Советской Республики (1918).

2. Политика «военного коммунизма» в Советской России.

3. Заполните таблицу «Гражданская война в Советской России».

Этапы

Районы боевых действий

Действия Красной Армии

Действия белогвардейцев

Выполните практическую работу:

Задание № 1. Закончите предложение. В октябре 1917 года переворот в Петрограде организовала партия … А) меньшевиков Б) большевиков В) эсеров

Задание № 2. Вставьте пропущенное слово. Для подготовки восстания в сентябре 1917 года в составе был создан военно-революционный комитет. А) Временного правительства Б) Московского Совета В) Петроградского Совета

Задание № 3. Укажите последовательность событий Октября 1917 года. А) большевизация Советов Б) открытие II Всероссийского съезда Советов В) принятие первых декретов Советской власти Г) создание ВРК – штаба вооруженного восстания

Ответ: 1 - __. 2 - __. 3 - __. 4 - __.

Задание № 4. Вставьте пропущенные фразы.
Предпосылкой установления в октябре 1917 года нового политического и социально-экономического строя был (о, а) ... А) американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве Б) общинный характер землевладения В) поощрение государством индивидуализма

Задание № 5. Выберите один вариант ответа. Первым председателем советского правительства стал … А) В. И. Ленин Б) Л. Д. Троцкий В) И. В. Сталин

Задание № 6. Соотнесите термины и определения

1

экспроприация

А

монополия государства на хлебную торгов-лю, централизация заготовок

2

продразверстка

Б

принудительное лишение собственности, безвозмездное или оплачиваемое

3

продовольственная диктатура

В

переход частных предприятий и земельных владений в собственность государства

4

национализация

Г

система заготовок продуктов на основе насильственных реквизиций крестьянских хозяйств







Задание № 7. Выберите один вариант ответа. Характерной чертой политики «военного коммунизма» не являлось: А) проведение трудовых мобилизаций Б) национализация промышленных предприятий В) восстановление рыночных отношений Г) введение продовольственной диктатуры

Задание № 8. Выберите один вариант ответа. Восстание крестьян центральных губерний в 1920-1921 гг., направленное против политики «военного коммунизма», за свободу торговли и отмену прод-разверстки, получило название ... А) «антоновщина» Б) «лысенковщина» В) басмачество

Задание № 9. Проанализируйте отрывок из документа

Документ № 1

Из Декрета СНК о роспуске Учредительного Собрания (6 января 1918 г.)

(...) Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков

предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые со­ставляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются до­верием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Совет­ской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим под­держивая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки тру­дящихся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за сверже­ние власти Советов.

Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учреди­тельное собрание распускается.

Декреты Советской власти. Т. 1. – М., 1957. - С. 335 - 336.

Документ « 2

Из Декрета СНК «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства» (11 января 1919 г.)

В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.

1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями.

2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчуждению в каж­дой губернии, устанавливаются Народным комиссариатом продовольствия, в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.(…)

10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебофуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам наро­дного суда.(…)


Из истории гражданской войны в СССР. Т. 1. – М., 1960. – С. 335 – 336.

Вопросы для самоконтроля

К документу № 1:

а) Анализируя данные документы, сформулируйте некоторые причины начавшейся в России гражданской войны.

б) Согласны ли с обвинениями, выдвинутыми советскими органами власти, в отношении партий правых эсеров и меньшевиков, кадетов?

в) Что лежало в основе противостояния между большевиками и другими партиями? Какова роль в этом террора?

К документу № 2:

а) Что нового по сравнению с политикой "продовольственной диктатуры" (системой чрезвычайных мер) несла централизованная сис­тема продразверстки? Какое это имело значение?

б) Насколько выполни­мым являлось положение декрета о разверстке об "отчуждении хлеба и зернового фуража в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления"? Как на практике определялись размеры отчужда­емого?

в) К каким опас­ным социальным и политическим последствиям могла привести политика "чрезвычайщины"?
Тема 4.3. Советская Россия и СССР в 1918-1941 гг.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы: Какие республики подписали договор об образовании СССР? Почему в Советском Союзе сформировалась однопартийная политическая система? Чем был обусловлен переход к новой экономической политике? Каковы причины ее кризисов? Какие новые тенденции в развитии культуры получили развитие в годы нэпа? Каковы цели политики индустриализации? Каковы методы и последствия политики коллективизации крестьянских хозяйств? Какова цель реформирования системы образования в 1930-х гг.? Какой художественный метод стал средством пропаганды коммунистической идеологии?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

- федерация, флаг СССР;

- фракция, «новая оппозиция», «рабочая оппозиция»;

- депортация, «нансеновские паспорта»;

- новая экономическая политика, продналог, биржа;

- картель, концерн, концессия;

- культурная революция; сменовеховство.

- индустриализация, «двадцатипятитысячники»;

- коллективизация, колхоз, раскулачивание, конфискация;

- тоталитаризм, репрессии, «большой террор», ГУЛАГ, культ личности;

Составьте информационно-логические схемы:

  1. Культурная революция в СССР.

  2. Заполните таблицу. «Внутрипартийная борьба за лидерство»


Название оппозиции

Лидеры

Платформа (взгляды)

Их судьба

Выполните практическую работу:

Задание № 1. Выберите один вариант ответа. Хронологические рамки новой экономической политики – это период ... гг.

А) 1918-1921 Б) 1921-1928 В) 1928-1937

Задание № 2. Закончите предложение. К основным мероприятиям нэпа в области сельского хозяйства не относится ...

А) разрешение аренды земли и найма рабочей силы Б) введение продналога В) введение продовольственной диктатуры

Задание № 3. Соотнесите термины и определения

1

«военный коммунизм»

А

политический режимв Советской России, установившийся в результате победы Октябрьской революции

2

новая экономическая политика

Б

система репрессивных мерСоветского государства в годы Гражданской войны

3

«красный террор»

В

политика советского государства, нацеленная на восстановление рыночных отношений

4

диктатура пролетариата

Г

политика советской власти, нацеленная на свертывание рыночных отношений

Задание № 4. Закончите предложение. Договор об образовании СССР в 1922 году подписали представители … А) РСФСР, Польши, Финляндии, Литвы Б) РСФСР, Украины, Латвии, Белоруссии В) РСФСР, ЗСФСР, Украины, Белоруссии

Выполните практическую работу:

Задание № 1. Выберите три варианта ответа. Для политики индустриализации в СССР было характерно … А) широкомасштабное привлечение иностранного капитала Б) опора на внутренние ресурсы В) приоритетное развитие легкой промышленности Г) приоритетное развитие тяжелой промышленности Д) использование моральных стимулов привлечения рабочей силы

Задание № 2. Выберите один вариант ответа. Форсированная индустриализация в СССР завершилась ... А) вступлением СССР в постиндустриальный этап развития