Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине. Практикум для студентов неисторических направлений М. Ю. Арчимачева Абакан, Издательство фгбоу во хгу им. Н. Ф. Катанова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание № 9. Проанализируйте отрывок из документа:

Документ № 1

Великие географические открытия

Историки тысячекратно исследовали успех Португалии: разве не играло небольшое Лузитанское королевство первые роли в огромном космическом перевороте, который открылся географической экспансией Европы в конце XV в. и ее выплескиванием на весь мир? Португалия была детонатором взрыва. Первая роль принадлежала ей. Традиционное объяснение справлялось с этим очень легко: Португалия, расположенная на западной оконечности Европы, была в общем готова начать; после 1253 г. она завершила отвоевание своей территории у мусульман; у нее освободились руки для действий вне своих пределов; взятие в 1415 г. Сеуты на южном берегу Гибралтарского пролива приобщило Португалию к тайнам торговли на дальние расстояния и разбудило в ней агрессивный дух крестовых походов; таким образом, открывалась дверь для разведывательных плаваний и амбициозных проектов, относившихся к африканскому побережью. Итак, в предназначенный для этого момент нашелся герой — инфант Генрих Мореплаватель (1394–1460), пятый сын короля Жуана 1 и магистр богатейшего Ордена Христа, который с 1413 г. обосновался в Сагрише, возле мыса Сан-Висенти, на южной оконечности Португалии. …он сделается страстным вдохновителем плаваний ради открытий, которые начались в 1416 г., год спустя после взятия Сеуты. Противные ветры, полнейшая неприветливость берегов Сахары, страхи, рождавшиеся сами собой или распространяемые португальцами, чтобы скрыть тайну своих плаваний, трудности финансирования экспедиций, малая их популярность — все задерживало обследование нескончаемого побережья Черного континента, которое проходило в замедленном темпе: мыс Бохадор в 1416 г., Зеленый мыс — в 1445 г., пересечение Экватора — в 1471 г., открытие устья Конго — в 1482 г.

…в 1487 г. Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки; он ее окрестил мысом Бурь, король же дал ей название мыса Доброй Надежды. С этого момента все было готово для путешествия Васко да Гамы. … открытие Америки Христофором Колумбом. Так что португальские открытия достигли к тому времени предела своего героического периода. Они закончились блистательным успехом, каким явилось прибытие в Лиссабон перца и пряностей, что само по себе было революцией. Португалию более не рассматривают как величину, не заслуживающую внимания. Не будучи ни слишком маленькой, ни слишком бедной, ни замкнутой в себе, она была в европейском ансамбле самостоятельной державой, способной на инициативу (и она это докажет) и свободной в своих решениях. И главное, ее экономика не была ни примитивной, ни элементарной: на протяжении столетий Португалия находилась в контакте с мусульманскими государствами, с Гранадой, остававшейся свободной до 1492 г., а затем с городами 124 и государствами Северной Африки. Ее отношения с продвинувшимися вперед странами развили в Португалии денежную экономику, достаточно оживленную для того, чтобы там в городах и деревнях очень рано появился наемный труд… Португалия к тому же традиционно располагала городами и деревнями, открытыми к морю, где кипела жизнь народа рыбаков и мореходов.


Источник: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Время мира. М. : Прогресс, 1992. Т. 3. С. 136–140.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем причины успеха Португалии в великих географических открытиях?

  2. Перечислите имена путешественников XV-XVII вв. и сделанные им открытия

Документ 2

Конституция США (текст, переведённый на Русский язык)


Конституция Соединенных Штатов Америки.

Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

Статья 1.

Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В каком году была принята Конституция США? При каких обстоятельствах?

  2. Согласно Конституции формой правления США является?


Тема 3.3. Российская империя и мир в ХVIII - первой пол. ХIХ вв

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Изучив предложенную тему, устно ответьте на вопросы:

Как вы понимаете выражение «европеизация культуры и быта российского общества»? Почему Санкт-Петербург стал символом модернизации России? Как вы понимаете термин «просвещенный абсолютизм»? Почему правление Екатерины II получило название «золотого века дворянства»? Какова заслуга Петра I и Екатерины II в развитии светского образования?

Найдите ключевые понятия в терминологическом словаре:

- модернизация; Просвещение, либерализм; абсолютизм;

- «потешные войска», гвардия; Великое посольство;

- самодержавие; флаг Российской империи;

- Сенат, коллегии; губерния; ратуша, магистраты;

- Генеральный регламент, «Табель о рангах»; генерал-прокурор;

- дворянство, герольдия; цехи; подушная подать, ревизия;

- рекрутская повинность; Духовный регламент, Синод; секуляризация;

- эпоха «дворцовых переворотов»; конституционная монархия;

- Верховный тайный совет, «Кондиции», «бироновщина»;

- «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия;

- «золотой век дворянства», Жалованная грамота; «потемкинские деревни»

Составьте информационно-логические схемы (таблицы):

1. Династия Романовых в 1682-1801 гг.

Выполните практическую работу:

Задание № 1. Вставьте пропущенные слова и даты. Первой пробой сил Петра I были ... походы, которые состоялись в
... гг. и закончились взятием турецкой крепости ...

Первая вставка

Вторая вставка

Третья вставка

А) Каспийские

А) 1645, 1646

А) Азов

Б) Балтийские

Б) 1695, 1696

Б) Нарва

В) Азовские

В) 1727, 1730

В) Шлиссельбург

Задание № 2. Выберите несколько вариантов ответа. Великое посольство Петра I в Европу было организованно с целью ...

А) поиска союзников в борьбе с Турцией Б) изучения культуры европейских стран В) поиска новой невесты для царя Г) изучения кораблестроения и морского дела

Задание № 3. Соотнесите термины и определения

1

Просвещение

А

политическое течение, объединяющее сторонников парламентаризма, политических прав и свобод

2

модернизация

Б

процесс освобождения общества от влияния религии, обращение государством церковной собственности в светскую

3

либерализм

В

процесс развития индустриального общества, его способность к самосовершенствованию

4

секуляризация

Г

идейное течение второй половины XVII–XVIII вв., отразившее веру в «царство разума»

Задание № 4. Выберите один вариант ответа. Понятие «бироновщина» относится к эпохе правления ...

А) Анны Иоанновне Б) Екатерины II В) Павла I

Задание № 5. Соотнесите название органов власти и их функции.

1

Сенат

А

сословный орган городского управления

2

Синод

Б

высшее правительственное учреждение

3

коллегия

В

орган исполнительной власти

4

магистрат

Г

орган управления Русской православной церковью


Задание № 6. Вставьте пропущенную дату. Манифест о вольности российского дворянства был издан Петром III в г.

А) 1682 Б) 1700 В) 1762

Задание № 7. Выберите один вариант ответа. Политика «просвещенного абсолютизма» относится к эпохе правления ...

А) Анны Иоанновны Б) Екатерины II В) Елизаветы Петровны

Задание № 8

Документ « 1

Из «Указа об учреждении Правительствующего Сената» (22 февраля 1711 г.)

§ 1Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления...(…)

§ 2 Указ, что по отбытии нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отня­тием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует.

2. Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо опасные отставить.

3. Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть артериею войны.

4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячу человек людей боярских гра­мотных для того ж.

5. Вексели исправить и держать в одном месте.

6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и правидетельствовать.

7. О соли стараться отдать на откуп и попещися прибыли у оной.

8. Торг китайской, сделав компанию добрую, отдать.

9. Персидской торг умножить, а армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда. Учинить фискалов во всяких делах, а как быть им, пришлется известие.

§ 3 Всем, в Сенате пребывающим, места иметь по списку, кто после кого написан в определительном указе.

Голосы иметь равные, и у всяких указов подписывать всем своими руками. И что хотя один не подпишет и засвидетельствует неправо тому быти приговору, то и прочие недейственны суть. Аднокож, надлежит тому, хто оспорит, тои протестацию дать за своею рукою на письме.

Выбрать обор-фискала, человека умнова и доброва (из какого чина ни есть)...(…)

Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Т. IV. – СПб., 1830. – С. 627

Документ № 2

Из «Генерального регламента» (28 февраля 1720г.).

(…) Глава II. О преимуществе коллегий.

Понеже все государственные коллегии, токмо под е.ц.в. особ­ливым, також и Правительствующего сената, указами обретают­ся; буде же Сенат о каком деле что повелит, коллегиум усмотрит, что то е. в. указал, и высокому интересу противно, то государст­венному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в Сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели Сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то Сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по пись­менному указу сенатскому исполнять, и потом е. ц. в. об оном донести должен, а ежели не известит, то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради позволяет е.ц.в. всякие указы в Сенат и в коллегии, також и из Сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в Сенате, так и в кол­легиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат. (…)