Файл: Каменный век (от возникновения человека до iii тыс до н э.), бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс до н э.), железный век (с 1 тыс до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Новый курс» Рузвельта. В США после прихода к власти президента Ф. Рузвельта провозглашается политика «нового курса». Она включала следующие направления:

1) в промышленности: неконкурентоспособные предприятия оказались вытесненными с рынка); составлялись кодексы честной конкуренции, в рамках которых регламентировался объем производства, минимальный уровень цен, распределялись рынки сбыта продукции;

2) в сельском хозяйстве государство стремилось добиться повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличить доходы фермеров;

3) в финансовой сфере: сокращение банковской системы, контроль над выпуском бумажных денег и ценных бумаг;

4) значительные сдвиги произошли и в сфере трудовых отношений: рабочие получили право на заключение коллективных договоров и организацию профсоюзов на предприятиях.

Данные меры привели к положительным результатам и способствовали постепенному выходу США из кризиса. Необходимо отметить, что «новый курс» осуществлялся в условиях сохранения и развития традиционной американской демократической системы («мягкий вариант»).

Мировой порядок в годы экономического кризиса.

Наступление фашизма. Большинство современных историков подчеркивают, что в данный период существовала достаточно тесная зависимость между наличием или отсутствием у той или иной страны колоний (рынков сбыта продукции) и степенью «жесткости» политического режима в ней в процессе перехода к государственному регулированию экономики.

Крупнейшие колониальные державы — Англия и Франция смогли смягчить для народных масс трудности переходного периода, перекачивая ресурсы из колоний в метрополию, сохранив в результате в незыблемости политическую демократию. США добились сходного результата во многом благодаря накопленным после первой мировой войны и в 20-е годы финансовым ресурсам (в первую мировую войну США были главным кредитором европейских стран).

Деловые круги Германии и Японии, напротив, слишком поздно вступили в борьбу за сферы влияния на мировых рынках (те небольшие колонии, которые Германия имела в начале XX века, были потеряны ей по итогам первой миро­вой войны). Хозяйственный потенциал данных стран явно не соответствовал внешним сферам влияния. В условиях отсутствия колониальных резервов, узости рынков сбыта население Германии, в частности, весьма охотно подхватывает лозунг о необходимости завоевания жизненного пространства. Для подготовки к войне требовалась мобилизация всех ресурсов, что в свою очередь предполагало наличие весьма «жесткого» политического режима.


Стоит отметить, что в годы социально-экономического кризиса начала 30-х гг. фашистские организации активизировались во многих европейских странах. Однако в странах либеральной демократии с давними парламентскими традициями фашисты не смогли прийти к власти. Тоталитарные режимы установились в тех государствах, где произошла ломка старых экономических и политических структур, изменилась общественная идеология. Одной из таких стран была Германия, которая в условиях поиска выхода из экономического кризиса пошла не по пути углубления демократии, а открыла путь фашизму и заменила республиканский строй тоталитарной диктатурой.

С учетом всего вышесказанного, можно заключить, что страны Западной Европы и Америки выработали различные способы выхода из экономического кризиса. Присут­ствие на мировой карте нацеленных на передел мира стран Германии и Японии делало геополитическую обстановку на планете нестабильной. Экономика Германии, к примеру, в конце 30-х годов имела ярко выраженный милитаристский характер (только за период с 1933 по 1938 годы бюджетные расходы на вооружение и военное производство выросли здесь в 10 раз). В 30-е годы складываются предпосылки для новой глобальной войны за передел мира.

32. Советская Россия: поиски путей социально-экономического развития (1920-е гг.)

Советская Россия: поиски путей социально-экономического развития (1920-е гг)

Новая экономическая политика, провозглашенная X съездом РКП (б), представляла собой целую систему мер, направленных на создание условий для возрождения экономики России. Эти меры разрабатывались уже в ходе объявленной новой экономической политики, которую можно представить в виде ряда последовательно осуществляемых этапов. Главные усилия требовалось направить против разрастающегося продовольственного кризиса, ликвидировать который можно было только путем подъема сельского хозяйства. В условиях отсутствия у государства средств для этого необходимо было раскрепостить производителя, дать ему стимулы для развития производства. Именно на это было направлено центральное мероприятие нэпа - замена продразверстки продналогом.
 Размеры налога был значительно меньше разверстки, он носил прогрессивный характер, т.е. уменьшался в том случае, если крестьянин заботился об увеличении производства, и позволял крестьянину свободно распоряжаться излишками продуктов, которые у него оставались после сдачи налога.

Быстрый подъем сельского хозяйства, оживление торговли и меры по укреплению финансовой системы позволили перейти к мерам по стабилизации положения в промышленности, от судьбы которой зависела судьба рабочего класс и всего Советского государства. Промышленная политика была сформулирована не сразу, так как подъем промышленности зависел от положения дел в других отраслях народного хозяйства, прежде всего в аграрном секторе. Кроме того, поднять всю промышленность сразу было не по силам государству и пришлось наметить ряд приоритетов, с которых следовало начинать. Они были сформулированы в выступлении В.И.Ленина на XI конференции РКП (б) в мае 1921 г. и заключались в следующем: поддержка мелких и средних предприятий при участии частного и акционерного капиталов; переориентирование производственных программ части крупных предприятий на выпуск продукции широкого потребления и крестьянского назначения; перевод всей крупной промышленности на хозрасчет при расширении самостоятельности и инициативы каждого предприятия. Эти положения легли в основу промышленной политики, которая стала осуществляться поэтапно.

Новая экономическая политика входила в жизнь постепенно, по-разному проявляла себя в различных отраслях народного хозяйства и вызывала острую критику и со стороны части рабочего класса, сосредоточенной прежде всего на крупных промышленных предприятиях, судьба которых должна была решаться в последнюю очередь, и со стороны части руководства партии большевиков, которые не хотели «поступаться принципами». В результате новая экономическая политика прошла через серию острых социально-политических и экономических кризисов, которые держали в напряжении всю страну в 20-е гг. Первый кризис пришелся уже на 1922 г., когда еще не были видны успехи в стабилизации народного хозяйства, зато проявились некоторые негативные моменты нэпа: усилилась роль частного капитала, особенно в торговле, появился термин «нэпман», наблюдалось оживление буржуазной идеологии. Часть большевистского руководства стала открыто высказывать недовольство нэпом, и ее творец В.И. Ленин вынужден был на XI съезде партии заявить о том, что отступление в смысле уступок капитализму закончилось и нужно поставить частный капитал в надлежащие рамки и регулировать его.


Однако успехи в аграрном секторе в 1922-1923 гг. несколько снизили остроту противостояния в руководстве и дали нэпу внутренние импульсы для развития. В 1923 г. сказалась диспропорция в развитии сельского хозяйства, которая уже в течение двух лет наращивала темпы, и в промышленности, которая еще только начала выходить из кризиса. Конкретным проявлением этой диспропорции стал «кризис цен», или «ножницы цен». В условиях, когда сельскохозяйственное производство составляло уже 70% от уровня 1913 г., а крупное промышленное производство - лишь 39%, цены на сельхозпродукты резко снизились, а цены на промтовары продолжали оставаться высокими. На этих «ножницах» деревня теряла 500 млн. руб., или половину своего платежеспособного спроса.

Обсуждение «кризиса цен» вылилось в партийную открытую дискуссию, и выход был найден в результате применения чисто экономических мер. Цены на промтовары упали, а хороший урожай в сельском хозяйстве позволил промышленности обрести широкий и емкий рынок для сбыта своих товаров.

К середине 20-х годов объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро поставил проблему подъема сельскохозяйственного производства и его реорганизации. Неэквивалентный обмен между деревней и городом в пользу последнего лимитировал рост товарности крестьянских хозяйств, что вело к сокращению экспорта зерна и ставило под вопрос успех индустриализации. В 1928 г. из-за небольших объемов экспорта зерна СССР смог ввезти лишь половину импорта оборудования дореволюционной России. Срыв хлебозаготовок зимой 1927/28 г. способствовал окончательному повороту к форсированному свертыванию нэпа, прежде всего в наиболее важной системе экономических отношений - между городом и деревней. В результате государство стало стремиться к собственности на весь произведенный хлеб, а затем и к монополии на его производство. С 1928 г. началось систематическое использование чрезвычайных, внеэкономических мер, в их числе: конфискации хлебных излишков, запрещение купли-продажи хлеба, закрытие рынков, обыски, деятельность заградительных отрядов. Осенью 1928 г. в стране вводятся хлебные карточки.

Н.И. Бухарин выступил против дисбаланса и нарушения пропорций между промышленностью и сельским хозяйством, против директивно-бюрократического планирования с его склонностью к организации "больших скачков". Бухарин считал, что в условиях нэпа кооперирование через рынок будет включать все более широкие слои крестьян в систему экономических связей и тем самым обеспечивать их "врастание" в социализм. Этому должно было способствовать техническое перевооружение крестьянского труда, включая электрификацию сельского хозяйства. Н.И. Бухарин и А.И. Рыков предлагали свой путь выхода из заготовительного кризиса 1927/28 гг.: повышение закупочных цен (и даже ввоз хлеба), отказ от применения чрезвычайных мер, разумная система налогов на деревенские "верхи", развертывание крупных коллективных хозяйств в зерновых районах, индустриализация сельского хозяйства. Такова была "бухаринская альтернатива", которую отвергло сталинское руководство, расценив ее как уступку кулаку и проявление правого оппортунизма в партии.


В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах "сплошной коллективизации" за год. 7 ноября 1929 г. появилась статья И.В. Сталина "Год великого перелома", в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса "благодаря росту колхозно-совхозного движения" (хотя к тому моменту лишь 6,9% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). В связи с переходом к политике "большого скачка" была отброшена идея по переводу мелких крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства на основе добровольности и постепенности и был взят курс на сплошную коллективизацию, которая включала в себя три главные цели: 1) осуществление социалистических преобразований в деревне; 2) обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов; 3) развитие системы принудительных работ из числа "спецпереселенцев"- высланных кулаков и членов их семей.

Согласно первому пятилетнему плану намечалась коллективизация 20% посевных площадей. Летом 1930 г. было обобществлено 23,6% крестьянских хозяйств, к 1932 г. в колхозах состояло 62% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации по требованию Сталина установка делалась на максимальное обобществление всех средств производства, скота и птицы. В 1929-1930 гг. на работу в колхозы и на машинно-тракторные станции (МТС) были направлены рабочие - двадцатипятитысячники (большинство кадровые рабочие с трудовым стажем свыше 5 лет). В результате массовой коллективизации к лету 1935 г. в колхозах страны оказалось 83,2% крестьянских дворов, 94,1% посевных площадей. Даже на Украине, несмотря на голод 1932-33 гг., показатель коллективизации составил к 1935 г. 93 %.

Составной частью процесса коллективизации стало раскулачивание. В конце декабря 1929 г. И.В. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике "ликвидации кулачества как класса". Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя: запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. За два года (1930-31 гг.) в "спецпоселки" была выселена 381 тыс. семей. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ. Всего к 1932 г. в спецпоселках находилось 1,4 млн. бывших кулаков и членов их семей (без учета находившихся в лагерях и тюрьмах). Меньшая часть выселенных занималась сельским хозяйством, большая трудилась в лесной и добывающей промышленности.