Файл: Каменный век (от возникновения человека до iii тыс до н э.), бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс до н э.), железный век (с 1 тыс до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности российской модернизации в начале XVIIIв. Петр I


На рубеже XVII—XVIII вв. Россия оказалась перед вызовом модернизации. Начавшаяся в Англии в XVII в. модернизация охватывала все новые страны Западной Европы приближалась к России.постепенно поворачивает страну в русло «догоняющей модернизации»: внедряет мануфактурную промышленность, новую систему управления и организации вооруженных сил, светскую науку и образование. Но западные идеи и процессы попали на не готовую для их восприятия социокультурную почву. В результате весь петербургский период российской истории характеризует культурный и психологический разрыв между меняющимся городом и традиционной деревнейК моменту прихода Петра в стране произошли значительные сдвиги. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Возрастало общественное и географическое разделение труда . Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. русская культура и науки развиваются. Во 2-й половине 17в. появляется больше элементов абсолютизма.Но Рос. отставала от передовых стран Европы. Войско состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. гос аппарат, не отвечал потребностям страны. Сохранялся патриархальный образ жизни. Южные границы Рос оставались незащищенными. Почти каждый год крымские татары проникали в пределы русских земель.Реформы были неизбежны. условием начала реформ стала сама личность царя-преобразователя.

Петровские преобразования были вызваны рядом факторов:а) нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, б) служилое не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи.в) социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования госуд. аппарата управления и войска; г) необходимость выхода к морю.Толчком к проведению военной реформы стало неудачноеначало Северной войны. были изменены принципы комплектования и организации армии. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска создаётся регулярная армия. Вводятся рекрутские наборы как система комплектования армии создаются специал школы. Возникает гвардия. создан военно-морской флот.Реформа системы государственного управления была связана с необходимостью создания нового государственного аппарата. В ходе губернской реформы 1708-1710 гг. страна разделена на 8 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. С 1719 г. губернии делаться на 50 провинций, а провинции — на уезды. В 1711 г. создается Сенат. В 1718 г. на смену приказам приходят коллегии. В 1721 г. создана Духовная коллегия, переименованная в Синод. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству. Структура и функции новых органов расписаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.В 1722 г. принята Табель о рангах -, определяет порядок прохождения службы и устанавливающий иерархию служебных разрядов. продви-жение по службе зависело от выслуги, образования, а в итоге — от личных способностей дворянина. все должности делились на 14 рангов . Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14 ранга получал личное, а с 8-го — потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось с 14 ранга .Промышленность начато освоение нового промышленного района — Урала, ставшего центром металлургии. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур.Всего при Петре было основано около 200 мануфактур. Особенностью промышленности было то, что она создавалась за счет казны и долгое время находилась под непосредственным госуд.контролем. Другой особенностью использование крепостнического труда на мануфактурах. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к заводу и обязанные в течение 2—3 месяцев нести там свои повинности («приписные» крестьяне). В 1721 г. мануфактуристам разрешили покупать к заводам крепостных крестьян, которых стали называть «посессионными».Выросло значение внешней торговли. Царь насильственно начал переводить торговлю из Архангельска на Балтийское море. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На
вывоз вводились низкие пошлины, России сохранялось и усиливалось крепостничество, а социальной опорой абсолютизма, соответственно, были дворяне-крепостники.Итоги реформ. Все изменения происходили на феодально- крепостнической основе. Однако изменения во всех сферах жизни страны, пере-росли в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. изменились место России в мире и ее роль в международных отношениях. Сложность, противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.Таким образом, в результате петровских преобразований были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть международную изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в крупную державу. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет усиления архаичных форм эксплуатации масс. Это была модернизация на основе мобилизационного типа развития. Преобразования в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Однако, с другой стороны, дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, обособлялось от национальной традиции и ее хранителя — народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это усиливало социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и мощь последующих социальных потрясений в России.


18. «Просвещенный абсолютизм» в России. Екатерина П.

Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставление прав и свобод обществу.

Екатерина II была образованной женщиной. Она была знакома с идеями просветителей, вела переписку с Вольтером, Дидро, хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне».
Восемнадцатое столетие в истории человечества называют эпохой Просвещения. Термин, просвещенный абсолютизм появился в работах английских мыслителей еще в середине 17 века. Россия, пройдя сложный путь Петровских реформ, противоречивое время дворцовых переворотов открыла для себя европейские образовательные ценности. В 1755 г. благодаря усилиям М.В. Ломоносова был основан Московский университет. Первыми профессорами в учебном заведении стали немецкие ученые, приглашенные Елизаветой Петровной.

Истоки взглядов




Вступление на российский престол Екатерины Второй можно назвать случайностью, однако вряд ли так считала сама императрица. Чтение книг, было любимым занятием будущей правительницы. Выбирая авторов, она отдавала предпочтение, тем, чьи взгляды и рассуждения несли пользу обществу. Еще в юном возрасте она познакомилась с творчеством французских просветителей, их философия давала ответы на многие вопросы прусской принцессы. Большое влияние на мировоззрение оказало сочинение Монтескье о правовых проблемах. Уже при петербургском дворе она прочитала произведение Вольтера о нравах народов, где была высказана мысль о роли культуры в историческом развитии государств.
В течение своего правления Екатерина Вторая стремилась соблюдать три главных принципа просвещенного абсолютизма.

Первый принцип обосновывал, право монарха быть покровителем своего народа. Второй утверждал, что глава государства должен заниматься своим саморазвитием и третий принцип гласил о том, что государь должен заботиться о просвещении и образовании подданных.

Законотворчество и Наказ





Законотворческую деятельность императрица начала уже через пять лет своего царствования. Сложная ситуация в правовой сфере была вызвана применением на территории России огромного количества указов различных эпох. Неповоротливость правовой системы создавала условия для дестабилизации существующих устоев монархии. В продолжение работы начатой в предыдущие правления, в 1762 г. были назначены выборы делегатов. Созыв Уложенной комиссии для обсуждения новых законов растянулся на несколько лет. Представители разных сословий собрались в Москве в конце июня1767 году, пятьсот депутатов привезли пожелания из разных регионов империи. Екатерина Вторая составила Наказ, где написала рекомендации делегатам. Во многом содержание документа повторяло взгляды французских просветителей, половина статей являются выдержками из трудов Монтескье, Вольтера, Беккариа. Главой учреждения выбрали А.И. Бибикова. Чтобы деятельность общей комиссии сделать эффективной, организовали еще пятнадцать подкомиссий, в каждую из которых по пять депутатов. Было принято решение проводить собрания по четыре раза в неделю. Но уже в сентябре стало ясно, что прошло всего семь заседаний. С началом военных действий с Турцией, вопросы обсуждались еще реже. Затем приезд делегатов стали откладывать и переноситься на неопределенный срок. В архивных документах встречается упоминание об Уложенной комиссии в 1775 году.

Просветительская деятельность императрицы




Важная частью просвещенного абсолютизма Екатерины Второй является переписка с французскими просветителями. В начале своего правления императрица предложила Дидро перевести на русский язык его «Энциклопедию». Российская государыня проявила щедрость и помогла мыслителю оплатить долги, выкупив его библиотеку, но благородно оставила книги в распоряжении Дидро. Сделав хранителем собрания произведений, она назначила философу содержание, выдав ему жалование на полвека вперед. Дидро, чтобы лично поблагодарить Екатерину прибыл в Петербург осенью 1773 года. Мыслитель пробыл в России пять месяцев, беседуя с императрицей каждый день по несколько часов.

Книги французских просветителей за весь период правления Екатерины II Второй стали наиболее издаваемой литературой в стране. Вольтер в переписке с императрицей называл ее идеалом просвещенного монарха.
Уже в первые годы нахождения у власти Екатерина II приближает к себе людей, способных к самообразованию и просветительской деятельности, таких как Е.Дашкова, И. Бецкой, Н. Новиков, Г. Державин. В 1764 г. было открыто первое образовательное учреждение, позволяющее благородным девицам продолжать обучение в России. С этого же года талантливые юноши могли поступать в училище при Академии художеств. В 1775 г. началась подготовка профессиональных кадров для коммерческой торговли. В 1882 г. в России открываются народные училища, в которых занятия проводились в классах по единой системе уроков.

Реформы Екатерины Второй




Активная законотворческая деятельность Екатерины Второй обозначила необходимость проведение реформ.

- реформа Сената в 1763 г. обозначила более широкие полномочия главы Сената, создала административные структуры и судебные функции подконтрольного органа императрицы.

- секуляризация привела к сокращению в 1764 г. половины монастырских владений, и к передаче земель в ведение Коллегии экономии.

- реформа в 1769 г. определила направления в сфере финансовой деятельности государства, начат выпуск ассигнаций, открыты первые банковские структуры.

- цель проведенной в 1775 г. Губернской реформы являлось создание нового административного и территориального деления на основе численности населения и нового порядка подчинения учреждений.

- реформа 1775 г. в сфере предпринимательства разрешила подданным империи создавать мелкое производство, отмена промысловых сборов с целью стимулирования инициативы предпринимателей.

- реформа, направленная на улучшение охраны порядка в 1782 г. создала новую структуру Управа Благочиния.

- реформирование таможенной системы в 1782 г. привела к увеличению ввоза товаров и к увеличению средств поступающих в бюджет от отчисления таможенных пошлин.

- поднять статус город была призвана реформа, осуществленная в 1785 г., которая разделила городских жителей на разряды, увеличила привилегии и создала условия для самоуправления на местах.