Файл: Каменный век (от возникновения человека до iii тыс до н э.), бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс до н э.), железный век (с 1 тыс до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Славянофилы активизируют собирание и изучение фольклора. В 1803-1806 гг. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский совершили первое из 40 русских кругосветных путешествий, уточнили карту мира, описали жизнь народов Камчатки и Сахалина. В январе 1821 г. было сделано величайшее географическое открытие XIX в. - Ф.Ф.Белингсгаузен и М.П.Лазарев отк­рыли шестую часть света - Антарктиду.

Первая половина XIX века отмечена и преобразованиями в управлении государством. В 1802 году Александр I издал манифест, согласно кото­рому устаревшая и частично развалившаяся система петровских коллегий была заменена министерствами (вначале их было восемь).

Во второй половине XIX века просвещение и наука развивались в ус­ловиях, создавшихся после отмены крепостного права. Сеть начальных учебных заведений состояла из церковно-приходских школ (два или четыре класса образования давали знание основ грамоты, счета, письма и Закона Божия), школ, открытых земствами, с более широкой программой и лучшей постановкой преподавания, а также крестьянских школ грамоты.

По уставу 1871 г. единственной формой среднего образования стала классическая гимназия, в которой более 40% учебного времени отводи­лось на изучение древних языков. На основании специального министерс­кого циркуляра ("о кухаркиных детях") был ограничен прием в гимназию детей малоимущих родителей. В то же время количество гимназий, так же, как и количество уча­щихся, возросло с 1861 г. по 1895 г. в 2,5 раза. Росло число грамотных: к началу 60-х годов они составляли 7% населения России, а к концу 90-х - 21%.

В области высшего образования происходил быстрый рост технически учебных заведений (среди них Высшее техническое училище в Москве) при незначительном росте числа университетов (в Одессе и Томске). Если в 60-е годы университеты получали автономию, то в 80-е она была практи­чески упразднена (отменена выборность ректоров, деканов, профессоров, усилился надзор за студентами). По инициативе общественности создава­лись воскресные школы для взрослых. В пореформенные годы открываются женские гимназии и высшие женские курсы, в том числе врачебные.

В развитии науки первостепенное значение приобретают математика и естествознание. Характерной чертой петербургской школы математиков во главе с П.Л.Чебышевым была тесная связь теории и практики. Математик 
Софья Ковалевская получила образование и научное приз­нание за границей, став профессором Стокгольмского университета. Она была также и писательницей. Создателем московской школы физиков стал А.Г.Столетов (работы по магнетизму и фотоэлектрическим явлениям).

Хи­мик А.М. Бутлеров создал теорию строения веществ, основные положения которой лежат в основе современной теории органических соединений. И.М.Сеченов - основоположник русской физиологической школы - в работе "Рефлексы головного мозга" дал физиологическое объяснение пси­хическим явлениям и выражениям чувств. А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет. А.С.Попов изобрел радиотелеграф, П.Н.Яблочков и А.Н.Лодыгин - электрическую лампочку (переворот в технике освещения, передачи, сохранения и распределения энергии).

Географические экспедиции П.П.Семенова-Тян-Шанского и Н.М.Прже­вальского положили начало научному обследованию Средней и Центральной Азии. Н.Н.Миклухо-Маклай изучал быт, нравы, хозяйство и материальную культуру народностей Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Созданием обобщающих трудов по отечественной истории внесли свой вклад в науку С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. Выдающимся религиозным философом был Владимир Сергеевич Соловьев (сын историка).

Новым явлением в общественно-культурной жизни второй половины XVI­II - начала XIX века стало масонство, сложное религиозно-этическое движение, возникшее в Англии еще в начале XVIII века. В России это бы­ли главным образом "розенкрейцеры". Главная идея масонства в России - совершенствование личности через просвещение.

Идеи русского просветительства отражали А.Я.Поленов, С.Е.Десниц­кий, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов и др. Вслед за ними высту­пил А.Н.Радищев, написавший обличительное «Путешествие из Петербурга в Москву».

В первой половине XIX века на общественной мысли сказывается вли­яние Отечественной войны 1812 года. В 20-40-е годы в России становятся популярными произведения Фихте, Шеллинга, Гегеля. Шеллинг, по мнению некоторых ученых, вообще значил для России больше, чем для Германии.


Неотъемлемая часть общественной жизни XIX века - противоборство славянофилов и западников. При этом на стороне славянофилов выступали Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Аксаков, Юрий Федорович Самарин. Видными представителями западничества были П.Я.Чаадаев, Н.В.Стан­кевич, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, А.И.Герцен. Позднее на арену общественной мысли выходит идеология народни­чества и идеология социал-демократии.

Три-четыре десятилетия середины XIX века в истории России стали переходным периодом к индустриальной цивилизации. Крепостничество свя­зывало развитие производительных сил. С 1800 по 1860 гг. население страны увеличилось в 2,1 раза, а сбор хлеба вырос всего на 42%. Вып­лавка чугуна увеличилась в 1,7 раза (в Англии за тот же период - в 24 раза). Прекратился вывоз железа за границу, а вывоз зерна из России увеличился в 5,4 раза. По объему производства промышленной продукции в 1864 г. Россия уступала Великобритании в 18 раз, Германии - в 9 раз, Франции - в 7,2 раза. Доля России в мировом промышленном производстве упала до 1,7 %.

Хронологически становление индустриальной цивилизации в России охватывает пе­риод с 60-х годов XIX века до начала ХХI века. Это период меньше, чем в про­мышленных странах Западной Европы. Причина состоит в том, что промыш­ленная революция в России задержалась примерно на полстолетия по срав­нению с Великобританией. Переходный период к постиндустриальной циви­лизации начался на 15-20 лет позднее, чем в странах, находившихся в авангарде исторического прогресса.

В рамках этого цивилизованного исторического цикла можно выделить несколько крупных этапов (полувековых циклов):

1) 1861-1913 гг. (52 года) - период ускоренного распространения ин­дустриальной цивилизации, промышленного переворота, утверждения капи­тализма и вступления его в монополистическую стадию, подъема науки, культуры и образования, первых признаков общенационального кризиса (поражение в русско-японской войне, революция 1905 г.).

2) 1914-1964 гг. (50 лет) - период общенационального кризиса и по­пытки его решения в рамках социалистического варианта развития, не считаясь с жертвами, ценой крайнего напряжения сил. В этот период страна вступила в полосу индустриализации, ликвидации неграмотности населения, победила в Великой Отечественной войне, освоила космическое пространство, была создана мощная военно-ин­дустриальная держава.

3) 1965-2010 (45 лет) - завершающая фаза индустриальной цивилизации в России, попытки с помощью реформ трансформировать социалистическую экономику, крушение ее основ, очередной общенациональный системный кризис и постепенный болезненный выход из кризиса, формирование предпо­сылок постиндустриальной цивилизации.


Рассмотрим более детально узловые тенденции культурного развития каждого из полувеко­вых циклов современной истории России.

Период промышленного переворота и утверждения буржуазных отношений, в свою очередь, разбивается на пять среднесрочных циклов, которые во многом совпадали с ритмом мировых экономических циклов, специфически отража­ясь в экономике и социально-политической сфере России.

1) 1861-1871 - выход из общенационального кризиса, проведение серии реформ, охвативших все стороны жизни общества. Общество преобразуется без крупных революционных потрясений. Проводятся земельная реформа, земская, судебная, образовательная, городская, военная. Начинается конструктивная реформаторская деятельность. Хотя эти реформы, особенно крестьянская, носили половинчатый, компромиссный характер, они дали свои результаты. Социального взрыва удалось избежать.

2) 1872-1882 - начало пореформенного подъема, ускоренной индустриа­лизации, начало подъема уровня жизни, науки и образования. Добыча угля за десятилетие увеличилась в 3,5 раза, нефти - в 32,8 раза, выплавка стали - в 27 раз. Медленнее росли выпуск продукции машиностроения – на 62%, химической промышленности – на 60%, протяженность железных дорог – на 62%.

3) 1883-1892 - промышленное производство и транспорт продолжали раз­виваться, хотя и более медленными, чем в предыдущее десятилетие темпа­ми. Добыча угля за десятилетие выросла на 84%, нефти - в 5,9 раза, выплавка стали - в 2,1 раза, производство машиностроительной продукции всего на 6%, химической - в 2,2 раза, протяженность железных дорог - на 33%. В то же время обострялись социальные противоречия.

4) 1893-1903 - период ускоренного промышленного подъема, особенно в связи с массовым притоком иностранного капитала. По темпам экономичес­кого роста Россия обогнала развитые промышленные страны: в 90-е годы среднегодовые темпы прироста промышленного производства (по 50 губер­ниям Европейской России) составили 6,2%, тогда как в Германии 5,1%, Англии - 1,7%.

Однако сельское хозяйство, где средний надел уменьшился с 4,8 десятин. в 1861 г. до 2,6 десятин. в 1900 г., топталось на месте. Разразился аграрный кризис, который привел к неурожаям 1889, 1891 и 1892 гг., уменьшился вывоз хлеба, его доля в структуре экспорта снизилась с 49% в 1890 г. до 43% в 1900. В конце 80-х - начале 90-х гг. последовала волна контрреформ, усилившая раскол между обществом и государством.


5) Период 1904-1913 гг. характеризуется, с одной стороны, новым про­мышленным подъемом (среднегодовые темпы промышленного производства составили в 1909-1913 гг. 8,9%), увеличением сети железных дорог, быст­рым ростом числа акционерных обществ и банков, созданием сети монопо­лий, попытками реформировать сельское хозяйство по западному образцу (реформы Столыпина). Это позволило увеличить посевные площади в 63 гу­берниях с 81,2 млн.десятин. в 1904 г. до 138 млн. десятин. в 1913 г., улучшить техническое оснащение крестьянских и помещичьих хозяйств. Стоимость парка сельхозмашин выросла с 163 млн. руб. в 1906 г. до 408 млн. руб. в 1913 г.; в 1910 г. на экспорт было направлено 849 млн. пудов хлеба.

Это были признаки несомненного экономического подъема, сокращав­шего отставание России от центров мирового экономического прогресса. Однако это отставание оставалось к концу этого периода еще весьма зна­чительным. В канун первой мировой войны Россия отставала по совокупно­му показателю экономического развития от США и Британии в 15 раз, Гер­мании - в 10, Франции - в 4 раза.

К тому же в этот период резко обострились социально-политические противоречия, которые нашли выражение в позорном поражении в войне с Японией, "кровавом воскресенье" 9 января 1905 г., вооруженном восста­нии в Москве, волне правительственного террора и общественного разоча­рования в 1906-1908 гг.

Каковы главные итоги первого полувекового индустриального цик­ла в истории России?

1. Россия сумела сравнительно быстро продвинуться по линии ин­дустриального прогресса. Разрыв с промышленно развитыми странами был еще велик, но он сократился. Времени и сил на радикальное изменение полукрепостнических отношений в деревне не хватило. По переписи 1897 г. сельским хозяйством было занято 75% населения, тогда как в промыш­ленности и на железных дорогах - 11,3%, в торговле - 4%. В итоге Рос­сия находилась в группе стран среднего уровня развития (Австро-Венг­рия, Испания, Япония), лишь в 4 раза превышая уровень Индии.

2. Острота противоречий и национальные традиции обусловили ли­дерство России в мировом интеллектуальном прогрессе. При этом по уров­ню грамотности Россия все еще отставала от развитых стран. (Но доля грамотных с 1860 по 1897 гг. возросла с 7 до 21%).

Сформировавшаяся в России интеллектуальная элита охватывала прак­тически все сферы духовной жизни: в науке ученые с мировым именем - Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, И.П.Павлов, А.С.Попов, В.И.Вернадский, Г.В.Плеханов, Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский и др.; в литературе - И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Че­хов, М.Горький; в музыке - композиторы "могучей кучки", П.И.Чайковс­кий, М.И.Глинка и другие; в изобразительном искусстве - И.Е.Репин, М.А.Врубель, Н.К.Рерих; в вокальном искусстве - Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов.