Файл: Каменный век (от возникновения человека до iii тыс до н э.), бронзовый век (с конца iv до начала 1 тыс до н э.), железный век (с 1 тыс до н э.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Славянофилы активизируют собирание и изучение фольклора. В 1803-1806 гг. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский совершили первое из 40 русских кругосветных путешествий, уточнили карту мира, описали жизнь народов Камчатки и Сахалина. В январе 1821 г. было сделано величайшее географическое открытие XIX в. - Ф.Ф.Белингсгаузен и М.П.Лазарев открыли шестую часть света - Антарктиду.
Первая половина XIX века отмечена и преобразованиями в управлении государством. В 1802 году Александр I издал манифест, согласно которому устаревшая и частично развалившаяся система петровских коллегий была заменена министерствами (вначале их было восемь).
Во второй половине XIX века просвещение и наука развивались в условиях, создавшихся после отмены крепостного права. Сеть начальных учебных заведений состояла из церковно-приходских школ (два или четыре класса образования давали знание основ грамоты, счета, письма и Закона Божия), школ, открытых земствами, с более широкой программой и лучшей постановкой преподавания, а также крестьянских школ грамоты.
По уставу 1871 г. единственной формой среднего образования стала классическая гимназия, в которой более 40% учебного времени отводилось на изучение древних языков. На основании специального министерского циркуляра ("о кухаркиных детях") был ограничен прием в гимназию детей малоимущих родителей. В то же время количество гимназий, так же, как и количество учащихся, возросло с 1861 г. по 1895 г. в 2,5 раза. Росло число грамотных: к началу 60-х годов они составляли 7% населения России, а к концу 90-х - 21%.
В области высшего образования происходил быстрый рост технически учебных заведений (среди них Высшее техническое училище в Москве) при незначительном росте числа университетов (в Одессе и Томске). Если в 60-е годы университеты получали автономию, то в 80-е она была практически упразднена (отменена выборность ректоров, деканов, профессоров, усилился надзор за студентами). По инициативе общественности создавались воскресные школы для взрослых. В пореформенные годы открываются женские гимназии и высшие женские курсы, в том числе врачебные.
В развитии науки первостепенное значение приобретают математика и естествознание. Характерной чертой петербургской школы математиков во главе с П.Л.Чебышевым была тесная связь теории и практики. Математик
Софья Ковалевская получила образование и научное признание за границей, став профессором Стокгольмского университета. Она была также и писательницей. Создателем московской школы физиков стал А.Г.Столетов (работы по магнетизму и фотоэлектрическим явлениям).
Химик А.М. Бутлеров создал теорию строения веществ, основные положения которой лежат в основе современной теории органических соединений. И.М.Сеченов - основоположник русской физиологической школы - в работе "Рефлексы головного мозга" дал физиологическое объяснение психическим явлениям и выражениям чувств. А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет. А.С.Попов изобрел радиотелеграф, П.Н.Яблочков и А.Н.Лодыгин - электрическую лампочку (переворот в технике освещения, передачи, сохранения и распределения энергии).
Географические экспедиции П.П.Семенова-Тян-Шанского и Н.М.Пржевальского положили начало научному обследованию Средней и Центральной Азии. Н.Н.Миклухо-Маклай изучал быт, нравы, хозяйство и материальную культуру народностей Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.
Созданием обобщающих трудов по отечественной истории внесли свой вклад в науку С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. Выдающимся религиозным философом был Владимир Сергеевич Соловьев (сын историка).
Новым явлением в общественно-культурной жизни второй половины XVIII - начала XIX века стало масонство, сложное религиозно-этическое движение, возникшее в Англии еще в начале XVIII века. В России это были главным образом "розенкрейцеры". Главная идея масонства в России - совершенствование личности через просвещение.
Идеи русского просветительства отражали А.Я.Поленов, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов и др. Вслед за ними выступил А.Н.Радищев, написавший обличительное «Путешествие из Петербурга в Москву».
В первой половине XIX века на общественной мысли сказывается влияние Отечественной войны 1812 года. В 20-40-е годы в России становятся популярными произведения Фихте, Шеллинга, Гегеля. Шеллинг, по мнению некоторых ученых, вообще значил для России больше, чем для Германии.
Неотъемлемая часть общественной жизни XIX века - противоборство славянофилов и западников. При этом на стороне славянофилов выступали Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Аксаков, Юрий Федорович Самарин. Видными представителями западничества были П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, А.И.Герцен. Позднее на арену общественной мысли выходит идеология народничества и идеология социал-демократии.
Три-четыре десятилетия середины XIX века в истории России стали переходным периодом к индустриальной цивилизации. Крепостничество связывало развитие производительных сил. С 1800 по 1860 гг. население страны увеличилось в 2,1 раза, а сбор хлеба вырос всего на 42%. Выплавка чугуна увеличилась в 1,7 раза (в Англии за тот же период - в 24 раза). Прекратился вывоз железа за границу, а вывоз зерна из России увеличился в 5,4 раза. По объему производства промышленной продукции в 1864 г. Россия уступала Великобритании в 18 раз, Германии - в 9 раз, Франции - в 7,2 раза. Доля России в мировом промышленном производстве упала до 1,7 %.
Хронологически становление индустриальной цивилизации в России охватывает период с 60-х годов XIX века до начала ХХI века. Это период меньше, чем в промышленных странах Западной Европы. Причина состоит в том, что промышленная революция в России задержалась примерно на полстолетия по сравнению с Великобританией. Переходный период к постиндустриальной цивилизации начался на 15-20 лет позднее, чем в странах, находившихся в авангарде исторического прогресса.
В рамках этого цивилизованного исторического цикла можно выделить несколько крупных этапов (полувековых циклов):
1) 1861-1913 гг. (52 года) - период ускоренного распространения индустриальной цивилизации, промышленного переворота, утверждения капитализма и вступления его в монополистическую стадию, подъема науки, культуры и образования, первых признаков общенационального кризиса (поражение в русско-японской войне, революция 1905 г.).
2) 1914-1964 гг. (50 лет) - период общенационального кризиса и попытки его решения в рамках социалистического варианта развития, не считаясь с жертвами, ценой крайнего напряжения сил. В этот период страна вступила в полосу индустриализации, ликвидации неграмотности населения, победила в Великой Отечественной войне, освоила космическое пространство, была создана мощная военно-индустриальная держава.
3) 1965-2010 (45 лет) - завершающая фаза индустриальной цивилизации в России, попытки с помощью реформ трансформировать социалистическую экономику, крушение ее основ, очередной общенациональный системный кризис и постепенный болезненный выход из кризиса, формирование предпосылок постиндустриальной цивилизации.
Рассмотрим более детально узловые тенденции культурного развития каждого из полувековых циклов современной истории России.
Период промышленного переворота и утверждения буржуазных отношений, в свою очередь, разбивается на пять среднесрочных циклов, которые во многом совпадали с ритмом мировых экономических циклов, специфически отражаясь в экономике и социально-политической сфере России.
1) 1861-1871 - выход из общенационального кризиса, проведение серии реформ, охвативших все стороны жизни общества. Общество преобразуется без крупных революционных потрясений. Проводятся земельная реформа, земская, судебная, образовательная, городская, военная. Начинается конструктивная реформаторская деятельность. Хотя эти реформы, особенно крестьянская, носили половинчатый, компромиссный характер, они дали свои результаты. Социального взрыва удалось избежать.
2) 1872-1882 - начало пореформенного подъема, ускоренной индустриализации, начало подъема уровня жизни, науки и образования. Добыча угля за десятилетие увеличилась в 3,5 раза, нефти - в 32,8 раза, выплавка стали - в 27 раз. Медленнее росли выпуск продукции машиностроения – на 62%, химической промышленности – на 60%, протяженность железных дорог – на 62%.
3) 1883-1892 - промышленное производство и транспорт продолжали развиваться, хотя и более медленными, чем в предыдущее десятилетие темпами. Добыча угля за десятилетие выросла на 84%, нефти - в 5,9 раза, выплавка стали - в 2,1 раза, производство машиностроительной продукции всего на 6%, химической - в 2,2 раза, протяженность железных дорог - на 33%. В то же время обострялись социальные противоречия.
4) 1893-1903 - период ускоренного промышленного подъема, особенно в связи с массовым притоком иностранного капитала. По темпам экономического роста Россия обогнала развитые промышленные страны: в 90-е годы среднегодовые темпы прироста промышленного производства (по 50 губерниям Европейской России) составили 6,2%, тогда как в Германии 5,1%, Англии - 1,7%.
Однако сельское хозяйство, где средний надел уменьшился с 4,8 десятин. в 1861 г. до 2,6 десятин. в 1900 г., топталось на месте. Разразился аграрный кризис, который привел к неурожаям 1889, 1891 и 1892 гг., уменьшился вывоз хлеба, его доля в структуре экспорта снизилась с 49% в 1890 г. до 43% в 1900. В конце 80-х - начале 90-х гг. последовала волна контрреформ, усилившая раскол между обществом и государством.
5) Период 1904-1913 гг. характеризуется, с одной стороны, новым промышленным подъемом (среднегодовые темпы промышленного производства составили в 1909-1913 гг. 8,9%), увеличением сети железных дорог, быстрым ростом числа акционерных обществ и банков, созданием сети монополий, попытками реформировать сельское хозяйство по западному образцу (реформы Столыпина). Это позволило увеличить посевные площади в 63 губерниях с 81,2 млн.десятин. в 1904 г. до 138 млн. десятин. в 1913 г., улучшить техническое оснащение крестьянских и помещичьих хозяйств. Стоимость парка сельхозмашин выросла с 163 млн. руб. в 1906 г. до 408 млн. руб. в 1913 г.; в 1910 г. на экспорт было направлено 849 млн. пудов хлеба.
Это были признаки несомненного экономического подъема, сокращавшего отставание России от центров мирового экономического прогресса. Однако это отставание оставалось к концу этого периода еще весьма значительным. В канун первой мировой войны Россия отставала по совокупному показателю экономического развития от США и Британии в 15 раз, Германии - в 10, Франции - в 4 раза.
К тому же в этот период резко обострились социально-политические противоречия, которые нашли выражение в позорном поражении в войне с Японией, "кровавом воскресенье" 9 января 1905 г., вооруженном восстании в Москве, волне правительственного террора и общественного разочарования в 1906-1908 гг.
Каковы главные итоги первого полувекового индустриального цикла в истории России?
1. Россия сумела сравнительно быстро продвинуться по линии индустриального прогресса. Разрыв с промышленно развитыми странами был еще велик, но он сократился. Времени и сил на радикальное изменение полукрепостнических отношений в деревне не хватило. По переписи 1897 г. сельским хозяйством было занято 75% населения, тогда как в промышленности и на железных дорогах - 11,3%, в торговле - 4%. В итоге Россия находилась в группе стран среднего уровня развития (Австро-Венгрия, Испания, Япония), лишь в 4 раза превышая уровень Индии.
2. Острота противоречий и национальные традиции обусловили лидерство России в мировом интеллектуальном прогрессе. При этом по уровню грамотности Россия все еще отставала от развитых стран. (Но доля грамотных с 1860 по 1897 гг. возросла с 7 до 21%).
Сформировавшаяся в России интеллектуальная элита охватывала практически все сферы духовной жизни: в науке ученые с мировым именем - Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, И.П.Павлов, А.С.Попов, В.И.Вернадский, Г.В.Плеханов, Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский и др.; в литературе - И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький; в музыке - композиторы "могучей кучки", П.И.Чайковский, М.И.Глинка и другие; в изобразительном искусстве - И.Е.Репин, М.А.Врубель, Н.К.Рерих; в вокальном искусстве - Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов.