Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Как изображается власть Ветулия? Какие идеи Пушкин связывает с образом римского народа? Что предлагается Лицинию для избавления от раб­ства, почему? Почему Пушкин верит, что Рим обретет свободу?

9. Каким образом раннее творчество Пушкина связано с ос­новными художественными направлениями, литературной ситуацией начала XIX века?

10. Какие русские поэты начала XIX века оказали наибольшее влияние на раннее творчество Пушкина? В чем оно проявля­ется?

11. Прочитайте стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак». Какие идеи объе­диняют эти стихотворения? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина эпикурейскими, гедонистическими и почему?

12. Прочитайте стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия». Каково настроение этих стихотворений? Каково значение мотивов печали, слез, тоски, снов, видений в лицейской лирике поэта? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина романти­
ческими?
Петербург. 1817-1820

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Торжество Вак­ха» (1818), «Деревня» (1819), поэма «Руслан и Людмила» (1820).

После выхода из лицея юный Пушкин оказался в столице: в Петербурге теперь жили его родители. Поэт поступает на службу в Коллегию иностранных дел (между прочим, сослуживцем его был Грибоедов). Здесь, в столице, в средоточии политической и литературной жизни России, мощно проявился дар Пушкина. Суетливый и блестящий петербургский свет, балы и театры, лю­бовные увлечения и дружеские пирушки — все это остро привле­кало жадного до новых впечатлений юношу, шесть лет провед­шего в строгих условиях лицея:

Друзья, в сей день благословенный

Забвенью бросим суеты!

Теки, вино, струею пенной

В честь Вакха, муз и красоты!

(«Торжество Вакха», 1818.)

Но и на дружеских пирушках, и в серьезных откровенных бе­седах с молодыми вольнодумцами, деятелями тайных обществ, в чей круг попал Пушкин в Петербурге, рождались иные идеи, зву­чали иные строки. К тайному обществу Пушкин ни в Петербур­ге, ни позднее на юге не принадлежал, но входил в связанное с «Союзом благоденствия» литературное общество «Зеленая лам­па», собиравшееся у Никиты Всеволожского, присутствовал на собраниях декабристов у Никиты Муравьева, у Ильи Долгорукова:

Витийством резким знамениты

Сбирались члены той семьи


У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи... — напишет поэт позднее в X главе «Евгения Онегина» об этих встречах.

Свобода — этот идеал с начала и до конца жизни будет од­ним из самых заветных у Пушкина. Размышления о свободе, страстное желание ее, призывы к ней, ее трагическая судьба в родной стране и странах Европы — все это было предметом его поэзии, бурно обсуждалось с друзьями. Не случайно в квартире братьев Тургеневых, находившейся напротив Михайловского замка, напишет Пушкин одно из самых своих резких антиправи­тельственных стихотворений и назовет его высоким именем свободы — «Вольность». Общение с будущими декабристами повли­яло на политические воззрения поэта, которые могут быть назва­ны умеренными, либерально-конституционными. Он — против «самовластья», то есть не ограниченного законами самодержа­вия, за соблюдение законов монархом и народом, за освобожде­ние крестьян царем.

Но в поэзии Пушкина эти идеи приобретают особое, выс­шее, художественное значение, потому что в стихотворениях зву­чат не только политические концепции, но и «души прекрасные порывы», посвященные отчизне. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) мысль о служении родине передана как жизненное откры­тие, как единственно возможный в тех условиях способ достой­ной реализации юной личности. В оде «Вольность» (1817) свобо­да представлена как следствие всеобщего выполнения законов, а в «Деревне» (1819) крепостное право тяжело ранит свободного душой мыслителя, «друга человечества».

Эти стихотворения не могли быть напечатаны. Они распро­странялись по Петербургу в списках и производили сильное впе­чатление на публику. Влияние вольнолюбивой лирики Пушкина на русскую поэзию было огромно — отныне не только «злодеи» и «тираны» противостояли в ней «свободе», «народам», но вдох­новенная, прекрасная мысль о свободе становилась выражением благородной, нравственно-привлекательной личности.

Если говорить о творчестве Пушкина петербургского перио­да в целом, то необходимо отметить, что его поэтический стиль постепенно меняется. В его лирике продолжают звучать эпику­рейские мотивы, как и интонации высоких классических жан­ров. Но Пушкин, преодолевая ограничения различных художест­венных направлений, стремится к простоте, ясности поэтическо­го высказывания. Его все больше интересует гражданская тема­тика, связанная с жизнью общества, государства. А новое содер­жание рождает новую форму. Пушкин, постепенно освобождаясь от прежних влияний, находит свои индивидуальные приемы, он
видит собственное поэтическое направление, которое на данном этапе пока еще было связано с романтической эстетикой. Не слу­чайно Пушкин в эти годы пародирует стиль некоторых совре­менных авторов.

Большой шум вызвало в Петербурге появление в печати на­чатой еще в лицее поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (1820).

Во многом похожая на комические «бурлескные»1 поэмы XVIII ве­ка, пушкинская поэма вобрала в себя черты практически всех течений популярной в ту пору литературы — и высокого классицизма, и сенти­ментализма, и романтизма.

'Бурлеск — от итальянского слова burla(шутка), жанр комической, паро­дийной поэзии.

Шутливая позма-сказка Пушкина во многом пародировала балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев», что ближайшие друзья поэта вос­приняли как непозволительную насмешку над их учителем. И лишь сам Жуковский увидел в этом эпизод творческого соревнования и послал ав­тору «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью «Победителю-учени­ку от побежденного учителя». Жуковскому не могли не импонировать жи­вость, яркость событий поэмы, чистота и взвешенность пушкинского «слога», близкого художественным исканиям поэтов-карамзинистов.

Следует особо отметить, что образ автора-повествователя «Руслана и Людмилы», свободного и лукавого, был выдающимся достижением молодого Пушкина и оказался в каком-то смысле «предшественником» образа автора в «Евгении Онегине».

Между тем над головой Пушкина собиралась гроза. Стихо­творения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», многочислен­ные эпиграммы, в том числе и неправомерно приписываемые Пушкину, ходили в списках и вскоре обратили на себя внимание правительства. Само поведение Пушкина, по мнению власть предержащих, было вызывающим. Характерен известный случай в театре, вызвавший гнев императора.

Пушкин любил театр — за ««принародное» горение мысли и таланта, за красоту и обаяние актрис, за бурно реагировавшую на все публику:

Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин...

Во времена Пушкина театр был также чем-то вроде полити­ческого клуба — зрители частенько использовали спектакль для выражения своих общественных пристрастий, здесь формирова­лись и распространялись политические мнения. И вот однажды, в 1820 году, Пушкин принес сюда портрет Лувеля, убившего на­следника французского престола, и послал портрет по рядам с надписью «Урок царям». Это вызвало гнев Александра I, и лишь хлопоты друзей — Карамзина, Жуковского, Чаадаева и др. — по­могли заменить ссылку в Сибирь или на Соловецкие острова переводом на службу в Екатеринослав, а затем в Кишинев. Так
окончился бурный период жизни Пушкина в Петербурге, куда он вернется только через семь лет.

1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в Пе­тербурге в 1817—1820-х годах.

2. Как повлияло на мировоззрение и творчество Пушкина общение с будущими декабристами? Каковы были политические взгляды Пушкина в этот период?

3. В каких стихотворениях, написанных в Петербурге, идея свободы стала главной?

4.Прочитайте оду «Вольность». Как связана она с поэтической традицией XVIII века? Какие черты одического стиля вы можете выделить в стихотворении Пушкина? Как в оде раскрывают­ся проблемы «неправедной Власти», «Вольности святой», «Свобо­ды мира», «страданья народа», «мощных Законов»? Какие истори­ческие события, герои упоминаются в стихотворении, каков их содержательный смысл? К чему призывает Пушкин в этой оде?

5. Прочитайте стихотворение «К Чаадаеву». Что вы знаете о П.Я. Чаадаеве, адресате послания Пушкина? Как развивается по­этическая мысль в стихотворении и что можно считать идейно-эмоциональной кульминацией? Докажите, что у лирического героя стихотворения проявляется органическое единство личного и общественного.

6. Прочитайте стихотворение «Деревня». На какие композионные части можно разделить его? Каков эмоциональный тон в первой части стихотворения? Можно ли ее назвать идиллической и почему? Какие художественные детали избирает Пушкин для
описания деревенского пейзажа в первой части? Какова тональ­ность второй части стихотворения? Какие черты ораторского сти­ля вы можете указать в ней? Каковы изменения в интонациях, в лексике второй части? Какие идеи звучат в стихотворении?

7. Прочитайте поэму «Руслан и Людмила». Какие волшебно-сказочные черты поэмы вы можете назвать? Какие общечеловече­ские ценности отстаивает Пушкин в этой поэме? Каково значе­ние образа автора-повествователя? В чем проявляется комичес­кий, пародийный смысл этой поэмы?

8. Какие события привели к высылке Пушкина из Петербурга?

Юг. 1820-1824

«Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков лету­чая гряда...» (1820), «Наполеон» (1821), «Узник» (1822), «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823); по­эмы «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824).

В мае 1820 года Пушкин выехал из Петербурга. Начинался новый этап его жизни, южная ссылка — четырехлетний период службы в Кишиневе и Одессе.

Его пребывание на юге началось с болезни. Больного, в го­рячке, нашли в Екатеринославе своего друга Раевские, добрые знакомые Пушкина по Петербургу. Это была замечательная семья. Ее глава — герой войны 1812 года, знаменитый генерал Н.Н. Раевский, говорят, воодушевлял солдат на поле битвы, дер­жа за руки своих малолетних сыновей. Теперь они, Александр и Николай, выросли. В этой большой семье были и дочери, краса-

вицы и умницы. Во время общения с этой семьей Пушкин, ка­жется, поочередно будет влюбляться в каждую, но младшая, Ма­рия, оставит в его душе особый след. В будущем она станет же­ной декабриста Волконского и последует за мужем в Сибирь. Ра­евские, найдя Пушкина в отчаянном положении, взяли его с со­бой в путешествие по Кавказу и Крыму — непосредственный на­чальник Пушкина, добряк генерал И.Н. Инзов (Инзушко, как называл его ласково Пушкин) дал ему этот отпуск.

Это путешествие было великолепным: роскошная природа юга, море, милое образованное семейство, влюбленность, — все это дало душе молодого поэта высокий настрой. Южный пери­од — расцвет пушкинского романтизма. Поэт обращается к это­му течению и в результате мощного литературного влияния: в это время вся Европа бредила Байроном. Великим английским романтиком зачитывались в семействе Раевских. Глубокое разоча­рование, мощь байроновского скепсиса, — все это потрясло и за­хватило Пушкина. В поэме «Паломничество Чайлд-Гарольда» Байрона есть знаменитая «песнь прощания»: герой Байрона по­кидает Англию, разуверившись в идеалах молодости, в завоева­ниях цивилизации, он рвется навстречу новым землям, новой жизни. Не случайно первое значительное лирическое произведе­ние Пушкина южного периода написано по мотивам названного отрывка из Байрона. Элегия «Погасло дневное светило...» (1820), созданная Пушкиным августовской ночью 1820 года на корабле при переезде в Гурзуф, раскрывает мысли и чувства человека, ос­тавляющего родину. Заметно давление романтического канона на стиль этого стихотворения. Несмотря на то что Пушкина с роди­ны выслали, автобиографический герой этого стихотворения — добровольный изгнанник: «Я вас бежал, отечески края...»