Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Как изображается власть Ветулия? Какие идеи Пушкин связывает с образом римского народа? Что предлагается Лицинию для избавления от рабства, почему? Почему Пушкин верит, что Рим обретет свободу?
9. Каким образом раннее творчество Пушкина связано с основными художественными направлениями, литературной ситуацией начала XIX века?
10. Какие русские поэты начала XIX века оказали наибольшее влияние на раннее творчество Пушкина? В чем оно проявляется?
11. Прочитайте стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак». Какие идеи объединяют эти стихотворения? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина эпикурейскими, гедонистическими и почему?
12. Прочитайте стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия». Каково настроение этих стихотворений? Каково значение мотивов печали, слез, тоски, снов, видений в лицейской лирике поэта? Можно ли назвать эти стихотворения Пушкина романти
ческими?
Петербург. 1817-1820
«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Торжество Вакха» (1818), «Деревня» (1819), поэма «Руслан и Людмила» (1820).
После выхода из лицея юный Пушкин оказался в столице: в Петербурге теперь жили его родители. Поэт поступает на службу в Коллегию иностранных дел (между прочим, сослуживцем его был Грибоедов). Здесь, в столице, в средоточии политической и литературной жизни России, мощно проявился дар Пушкина. Суетливый и блестящий петербургский свет, балы и театры, любовные увлечения и дружеские пирушки — все это остро привлекало жадного до новых впечатлений юношу, шесть лет проведшего в строгих условиях лицея:
Друзья, в сей день благословенный
Забвенью бросим суеты!
Теки, вино, струею пенной
В честь Вакха, муз и красоты!
(«Торжество Вакха», 1818.)
Но и на дружеских пирушках, и в серьезных откровенных беседах с молодыми вольнодумцами, деятелями тайных обществ, в чей круг попал Пушкин в Петербурге, рождались иные идеи, звучали иные строки. К тайному обществу Пушкин ни в Петербурге, ни позднее на юге не принадлежал, но входил в связанное с «Союзом благоденствия» литературное общество «Зеленая лампа», собиравшееся у Никиты Всеволожского, присутствовал на собраниях декабристов у Никиты Муравьева, у Ильи Долгорукова:
Витийством резким знамениты
Сбирались члены той семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи... — напишет поэт позднее в X главе «Евгения Онегина» об этих встречах.
Свобода — этот идеал с начала и до конца жизни будет одним из самых заветных у Пушкина. Размышления о свободе, страстное желание ее, призывы к ней, ее трагическая судьба в родной стране и странах Европы — все это было предметом его поэзии, бурно обсуждалось с друзьями. Не случайно в квартире братьев Тургеневых, находившейся напротив Михайловского замка, напишет Пушкин одно из самых своих резких антиправительственных стихотворений и назовет его высоким именем свободы — «Вольность». Общение с будущими декабристами повлияло на политические воззрения поэта, которые могут быть названы умеренными, либерально-конституционными. Он — против «самовластья», то есть не ограниченного законами самодержавия, за соблюдение законов монархом и народом, за освобождение крестьян царем.
Но в поэзии Пушкина эти идеи приобретают особое, высшее, художественное значение, потому что в стихотворениях звучат не только политические концепции, но и «души прекрасные порывы», посвященные отчизне. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) мысль о служении родине передана как жизненное открытие, как единственно возможный в тех условиях способ достойной реализации юной личности. В оде «Вольность» (1817) свобода представлена как следствие всеобщего выполнения законов, а в «Деревне» (1819) крепостное право тяжело ранит свободного душой мыслителя, «друга человечества».
Эти стихотворения не могли быть напечатаны. Они распространялись по Петербургу в списках и производили сильное впечатление на публику. Влияние вольнолюбивой лирики Пушкина на русскую поэзию было огромно — отныне не только «злодеи» и «тираны» противостояли в ней «свободе», «народам», но вдохновенная, прекрасная мысль о свободе становилась выражением благородной, нравственно-привлекательной личности.
Если говорить о творчестве Пушкина петербургского периода в целом, то необходимо отметить, что его поэтический стиль постепенно меняется. В его лирике продолжают звучать эпикурейские мотивы, как и интонации высоких классических жанров. Но Пушкин, преодолевая ограничения различных художественных направлений, стремится к простоте, ясности поэтического высказывания. Его все больше интересует гражданская тематика, связанная с жизнью общества, государства. А новое содержание рождает новую форму. Пушкин, постепенно освобождаясь от прежних влияний, находит свои индивидуальные приемы, он
видит собственное поэтическое направление, которое на данном этапе пока еще было связано с романтической эстетикой. Не случайно Пушкин в эти годы пародирует стиль некоторых современных авторов.
Большой шум вызвало в Петербурге появление в печати начатой еще в лицее поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (1820).
Во многом похожая на комические «бурлескные»1 поэмы XVIII века, пушкинская поэма вобрала в себя черты практически всех течений популярной в ту пору литературы — и высокого классицизма, и сентиментализма, и романтизма.
'Бурлеск — от итальянского слова burla(шутка), жанр комической, пародийной поэзии.
Шутливая позма-сказка Пушкина во многом пародировала балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев», что ближайшие друзья поэта восприняли как непозволительную насмешку над их учителем. И лишь сам Жуковский увидел в этом эпизод творческого соревнования и послал автору «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковскому не могли не импонировать живость, яркость событий поэмы, чистота и взвешенность пушкинского «слога», близкого художественным исканиям поэтов-карамзинистов.
Следует особо отметить, что образ автора-повествователя «Руслана и Людмилы», свободного и лукавого, был выдающимся достижением молодого Пушкина и оказался в каком-то смысле «предшественником» образа автора в «Евгении Онегине».
Между тем над головой Пушкина собиралась гроза. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», многочисленные эпиграммы, в том числе и неправомерно приписываемые Пушкину, ходили в списках и вскоре обратили на себя внимание правительства. Само поведение Пушкина, по мнению власть предержащих, было вызывающим. Характерен известный случай в театре, вызвавший гнев императора.
Пушкин любил театр — за ««принародное» горение мысли и таланта, за красоту и обаяние актрис, за бурно реагировавшую на все публику:
Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин...
Во времена Пушкина театр был также чем-то вроде политического клуба — зрители частенько использовали спектакль для выражения своих общественных пристрастий, здесь формировались и распространялись политические мнения. И вот однажды, в 1820 году, Пушкин принес сюда портрет Лувеля, убившего наследника французского престола, и послал портрет по рядам с надписью «Урок царям». Это вызвало гнев Александра I, и лишь хлопоты друзей — Карамзина, Жуковского, Чаадаева и др. — помогли заменить ссылку в Сибирь или на Соловецкие острова переводом на службу в Екатеринослав, а затем в Кишинев. Так
окончился бурный период жизни Пушкина в Петербурге, куда он вернется только через семь лет.
1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в Петербурге в 1817—1820-х годах.
2. Как повлияло на мировоззрение и творчество Пушкина общение с будущими декабристами? Каковы были политические взгляды Пушкина в этот период?
3. В каких стихотворениях, написанных в Петербурге, идея свободы стала главной?
4.Прочитайте оду «Вольность». Как связана она с поэтической традицией XVIII века? Какие черты одического стиля вы можете выделить в стихотворении Пушкина? Как в оде раскрываются проблемы «неправедной Власти», «Вольности святой», «Свободы мира», «страданья народа», «мощных Законов»? Какие исторические события, герои упоминаются в стихотворении, каков их содержательный смысл? К чему призывает Пушкин в этой оде?
5. Прочитайте стихотворение «К Чаадаеву». Что вы знаете о П.Я. Чаадаеве, адресате послания Пушкина? Как развивается поэтическая мысль в стихотворении и что можно считать идейно-эмоциональной кульминацией? Докажите, что у лирического героя стихотворения проявляется органическое единство личного и общественного.
6. Прочитайте стихотворение «Деревня». На какие композионные части можно разделить его? Каков эмоциональный тон в первой части стихотворения? Можно ли ее назвать идиллической и почему? Какие художественные детали избирает Пушкин для
описания деревенского пейзажа в первой части? Какова тональность второй части стихотворения? Какие черты ораторского стиля вы можете указать в ней? Каковы изменения в интонациях, в лексике второй части? Какие идеи звучат в стихотворении?
7. Прочитайте поэму «Руслан и Людмила». Какие волшебно-сказочные черты поэмы вы можете назвать? Какие общечеловеческие ценности отстаивает Пушкин в этой поэме? Каково значение образа автора-повествователя? В чем проявляется комический, пародийный смысл этой поэмы?
8. Какие события привели к высылке Пушкина из Петербурга?
Юг. 1820-1824
«Погасло дневное светило...» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Наполеон» (1821), «Узник» (1822), «Надеждой сладостной младенчески дыша...» (1823); поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824).
В мае 1820 года Пушкин выехал из Петербурга. Начинался новый этап его жизни, южная ссылка — четырехлетний период службы в Кишиневе и Одессе.
Его пребывание на юге началось с болезни. Больного, в горячке, нашли в Екатеринославе своего друга Раевские, добрые знакомые Пушкина по Петербургу. Это была замечательная семья. Ее глава — герой войны 1812 года, знаменитый генерал Н.Н. Раевский, говорят, воодушевлял солдат на поле битвы, держа за руки своих малолетних сыновей. Теперь они, Александр и Николай, выросли. В этой большой семье были и дочери, краса-
вицы и умницы. Во время общения с этой семьей Пушкин, кажется, поочередно будет влюбляться в каждую, но младшая, Мария, оставит в его душе особый след. В будущем она станет женой декабриста Волконского и последует за мужем в Сибирь. Раевские, найдя Пушкина в отчаянном положении, взяли его с собой в путешествие по Кавказу и Крыму — непосредственный начальник Пушкина, добряк генерал И.Н. Инзов (Инзушко, как называл его ласково Пушкин) дал ему этот отпуск.
Это путешествие было великолепным: роскошная природа юга, море, милое образованное семейство, влюбленность, — все это дало душе молодого поэта высокий настрой. Южный период — расцвет пушкинского романтизма. Поэт обращается к этому течению и в результате мощного литературного влияния: в это время вся Европа бредила Байроном. Великим английским романтиком зачитывались в семействе Раевских. Глубокое разочарование, мощь байроновского скепсиса, — все это потрясло и захватило Пушкина. В поэме «Паломничество Чайлд-Гарольда» Байрона есть знаменитая «песнь прощания»: герой Байрона покидает Англию, разуверившись в идеалах молодости, в завоеваниях цивилизации, он рвется навстречу новым землям, новой жизни. Не случайно первое значительное лирическое произведение Пушкина южного периода написано по мотивам названного отрывка из Байрона. Элегия «Погасло дневное светило...» (1820), созданная Пушкиным августовской ночью 1820 года на корабле при переезде в Гурзуф, раскрывает мысли и чувства человека, оставляющего родину. Заметно давление романтического канона на стиль этого стихотворения. Несмотря на то что Пушкина с родины выслали, автобиографический герой этого стихотворения — добровольный изгнанник: «Я вас бежал, отечески края...»