Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Исторические события и герои в художественной трактовке Пушкина.
Пушкин серьезно занимался русской историей: ездил в путешествия, работал в архивах, изучал историческую литературу. Это нашло отражение в его художественном творчестве. Какие исторические события и герои привлекали внимание Пушкина, с чем это было связано, какие идеи вкладывал он в прочтение событий исторического прошлого, — все эти аспекты должны быть раскрыты в реферате.
Рекомендуемый план:
-
Трагедия «Борис Годунов» — реалистическая трагедия о народе и власти. -
Поэма «Полтава» — героическая поэма о даре-реформаторе. -
Поэма «Медный всадник» — новые содержательные грани образа Петра I. -
Повесть «Пиковая дама» — Наполеон в качестве характеристики образа Германна. -
Повесть «Капитанская дочка» — размышления Пушкина о народном бунте.
Литература: та же, что и для реферата № 9.
-
Творчество Пушкина и музыка.
Практически все значительные произведения Пушкина получили музыкальное прочтение. Какие русские композиторы обращались к творчеству Пушкина, в каких музыкальных жанрах интерпретировали пушкинские произведения, что привлекало композиторов в произведениях Пушкина, — все эти вопросы необходимо раскрыть в реферате.
Рекомендуемый план:
-
Трагедия «Моцарт и Сальери»: размышления Пушкина о музыке, таланте, гениальности и нравственности. -
Романсы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др. на стихи Пушкина. -
Оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Каменный гость», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского- Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Э.Ф. Направника «Дубровский», С.В. Рахманинова «Алеко» и др.
Литература:
-
Винокур Н.Г., Каган Р.А. Пушкин в музыке. Справочник. — М.,
1974.
-
Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников (1816— 1837). - М., 1974.
-
Творчество Пушкина и изобразительное искусство.
Пушкин обладал несомненными способностями к изобразительному искусству. Этот талант художественного изображения проявился не только в его многочисленных рисунках, но и в литературных произведениях, что было замечено русскими художниками-иллюстраторами Пушкина. Показать различные грани взаимодействия творчества Пушкина с изобразительным искусством — главная цель реферата.
Рекомендуемый план:
-
Рисунки Пушкина. -
Мастерство Пушкина в изображении природы (пейзажи), внешности человека (портреты) в литературных произведениях Пушкина. -
Художники-иллюстраторы пушкинских произведений.
Литература:
-
Иллюстраторы А.С. Пушкина: 1799—1999. — М., 1999. -
Керцелли Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках. — М., 1988. -
Московская изобразительная Пушкиниана. Альбом. — М., 1991. -
Павлова Е.В. А.С. Пушкин в портретах. — М., 1989. -
Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. — М., 1986.
-
Переписка А.С. Пушкина.
Переписка — важный источник сведений о личности, жизни и творчестве Пушкина. Показать это на основе пушкинской йереписки — главная цель реферата.
Рекомендуемый план:
-
Пушкин-человек в переписке с друзьями, писателями, женой. -
Пушкинские замечания о художественном творчестве в переписке с друзьями-писателями.
Литература:
-
Левкович ЯЛ. Автобиографическая проза и письма Пушкина. — Л., 1988. -
Переписка А.С. Пушкина.: В 2 т. — М., 1982. -
Пушкин А. С. Письма к жене. — Л., 1986.
-
Пушкин в воспоминаниях современников.
В воспоминаниях современников отражены многие черты характера Пушкина, его поэтического гения. Понять их, а также проследить изменения в миропонимании, отношении Пушкина к жизни — главные цели реферата.
Рекомендуемый план:
-
Воспоминания о детстве и юности Пушкина. -
Воспоминания о поэте в период южной ссылки. -
Пушкин во время ссылки в Михайловское. -
Пушкин в Москве. -
Жйзнь Пушкина в Петербурге в 1830-е годы. -
Современники о смерти Пушкина.
Литература:
-
А.С. Пушкин в воспоминаниях современников.: В 2 т. — М., 1985. -
Бартенев П.И. О Пушкине. Страницы жизни поэта. Воспоминания современников. — М., 1992. -
Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Переписка. Воспоминания. Дневники. — М., 1987.
-
Пушкинские места России.
Пушкин много ездил по России. Потомки свято хранят память о его пребывании в разных уголках страны. Познакомиться с некоторыми пушкинскими музеями — главная цель во время работы над рефератом.
Рекомендуемый план:
-
Музей Пушкина в Царском Селе под Петербургом. -
Мойка, 12 — музей Пушкина в Петербурге. -
Пушкинские музеи Москвы. -
Пушкинское Болдино. -
Пушкинские Горы — знаменитый музей в Псковской области.
Литература:
-
Волович Н.М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. — М., 1979. -
Гейченко С.С. Пушкиногорье. — М., 1987. -
Гессен А.И. Набережная Мойки, 12: последняя квартира А.С. Пушкина. — Минск, 1983. -
Гордин А.М., Гордин М.А. Путешествие в пушкинский Петербург. — Л., 1983. -
Гордин А.М. Пушкин в псковском крае. — Л., 1970. -
Левина Ю.И. Пушкинское Болдино. — Горький, 1974. -
Овчинникова С. Т. и др. Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате. — М., 1998. -
Пушкинские места России. Путеводитель. — М., 1984.
Рекомендуемая литература:
-
Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. — М., 1984.
Книга представляет собой переиздание первой научной биографии Пушкина, созданной в 50-е годы XIX века. Основана на живых свидетельствах современников поэта; рассказывает об окружении и дружеских и литературный связях Пушкина, восприятии его произведений чи- тателями-современниками.
-
Благой Д.Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина. — М., 1979.
Проблемы поэтики пушкинских произведений, созданных во второй половине 1820-х — 1830-е годы, рассматриваются в связи с основными этапами внутренней жизни поэта; особое внимание уделяется социальноисторическим взглядам Пушкина, его художественным пристрастиям.
-
Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. — М., 1983.
Книга посвящена проблемам исследования текста пушкинских произведений, прежде всего лирике. Особое внимание уделяется истории создания текстов, специфике творческого мышления поэта.
-
Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. — Л., 1989.
Целостное монографическое исследование творческой биографии Пушкина.
-
Вересаев В.В. Пушкин в жизни: В 2 т. — М., 1987.
Свод документальных свидетельств о жизни и творчестве поэта, заимствованных из его писем, переписки и воспоминаний современников, литературно-критических статей, журнальных публикаций Пушкин-
ской эпохи. Разнообразные фрагменты, собранные вместе, создают целостное представление о культурной среде, которая питала творчество Пушкина.
-
Грановская Н.И. «Род Пушкиных мятежный...»: из истории рода А.С. Пушкина. — СПб., 1992.
В книге собраны свидетельства о предках Пушкина, выясняются проблемы родословной поэта. Все это позволяет лучше понять пушкинскую гордость духовным наследием семьи и дома, рода; более глубоко проникнуть в смысл таких произведений, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Дубровский», «Капитанская дочка».
-
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
Монография рассматривает личные и творческие связи поэта с русским романтизмом 1810 — 1820-х годов. Особое внимание уделено проблеме творческой самостоятельности, новаторства Пушкина.
- 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20