Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Исторические события и герои в художественной трактовке Пуш­кина.

Пушкин серьезно занимался русской историей: ездил в путешест­вия, работал в архивах, изучал историческую литературу. Это нашло от­ражение в его художественном творчестве. Какие исторические события и герои привлекали внимание Пушкина, с чем это было связано, какие идеи вкладывал он в прочтение событий исторического прошлого, — все эти аспекты должны быть раскрыты в реферате.

Рекомендуемый план:

  1. Трагедия «Борис Годунов» — реалистическая трагедия о народе и власти.

  2. Поэма «Полтава» — героическая поэма о даре-реформаторе.

  3. Поэма «Медный всадник» — новые содержательные грани обра­за Петра I.

  4. Повесть «Пиковая дама» — Наполеон в качестве характеристики образа Германна.

  5. Повесть «Капитанская дочка» — размышления Пушкина о на­родном бунте.

Литература: та же, что и для реферата № 9.

  1. Творчество Пушкина и музыка.

Практически все значительные произведения Пушкина получили музыкальное прочтение. Какие русские композиторы обращались к творчеству Пушкина, в каких музыкальных жанрах интерпретировали пушкинские произведения, что привлекало композиторов в произведе­ниях Пушкина, — все эти вопросы необходимо раскрыть в реферате.

Рекомендуемый план:

  1. Трагедия «Моцарт и Сальери»: размышления Пушкина о музы­ке, таланте, гениальности и нравственности.

  2. Романсы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др. на стихи Пушкина.

  3. Оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Каменный гость», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского- Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», П.И. Чайков­ского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Э.Ф. Направника «Дубров­ский», С.В. Рахманинова «Алеко» и др.

Литература:

  1. Винокур Н.Г., Каган Р.А. Пушкин в музыке. Справочник. — М.,


1974.

  1. Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников (1816— 1837). - М., 1974.

  1. Творчество Пушкина и изобразительное искусство.

Пушкин обладал несомненными способностями к изобразительно­му искусству. Этот талант художественного изображения проявился не только в его многочисленных рисунках, но и в литературных произведениях, что было замечено русскими художниками-иллюстраторами Пуш­кина. Показать различные грани взаимодействия творчества Пушкина с изобразительным искусством — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

  1. Рисунки Пушкина.

  2. Мастерство Пушкина в изображении природы (пейзажи), внеш­ности человека (портреты) в литературных произведениях Пушкина.

  3. Художники-иллюстраторы пушкинских произведений.

Литература:

  1. Иллюстраторы А.С. Пушкина: 1799—1999. — М., 1999.

  2. Керцелли Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках. — М., 1988.

  3. Московская изобразительная Пушкиниана. Альбом. — М., 1991.

  4. Павлова Е.В. А.С. Пушкин в портретах. — М., 1989.

  5. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. — М., 1986.

  1. Переписка А.С. Пушкина.

Переписка — важный источник сведений о личности, жизни и творчестве Пушкина. Показать это на основе пушкинской йереписки — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

  1. Пушкин-человек в переписке с друзьями, писателями, женой.

  2. Пушкинские замечания о художественном творчестве в перепи­ске с друзьями-писателями.

Литература:

  1. Левкович ЯЛ. Автобиографическая проза и письма Пушкина. — Л., 1988.

  2. Переписка А.С. Пушкина.: В 2 т. — М., 1982.

  3. Пушкин А. С. Письма к жене. — Л., 1986.

  1. Пушкин в воспоминаниях современников.


В воспоминаниях современников отражены многие черты характе­ра Пушкина, его поэтического гения. Понять их, а также проследить из­менения в миропонимании, отношении Пушкина к жизни — главные цели реферата.

Рекомендуемый план:

  1. Воспоминания о детстве и юности Пушкина.

  2. Воспоминания о поэте в период южной ссылки.

  3. Пушкин во время ссылки в Михайловское.

  4. Пушкин в Москве.

  5. Жйзнь Пушкина в Петербурге в 1830-е годы.

  6. Современники о смерти Пушкина.

Литература:

  1. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников.: В 2 т. — М., 1985.

  2. Бартенев П.И. О Пушкине. Страницы жизни поэта. Воспомина­ния современников. — М., 1992.

  3. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Переписка. Воспоминания. Дневники. — М., 1987.

  1. Пушкинские места России.

Пушкин много ездил по России. Потомки свято хранят память о его пребывании в разных уголках страны. Познакомиться с некоторыми пушкинскими музеями — главная цель во время работы над рефератом.

Рекомендуемый план:

  1. Музей Пушкина в Царском Селе под Петербургом.

  2. Мойка, 12 — музей Пушкина в Петербурге.

  3. Пушкинские музеи Москвы.

  4. Пушкинское Болдино.

  5. Пушкинские Горы — знаменитый музей в Псковской области.

Литература:

  1. Волович Н.М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. — М., 1979.

  2. Гейченко С.С. Пушкиногорье. — М., 1987.

  3. Гессен А.И. Набережная Мойки, 12: последняя квартира А.С. Пушкина. — Минск, 1983.

  4. Гордин А.М., Гордин М.А. Путешествие в пушкинский Петербург. — Л., 1983.

  5. Гордин А.М. Пушкин в псковском крае. — Л., 1970.

  6. Левина Ю.И. Пушкинское Болдино. — Горький, 1974.

  7. Овчинникова С. Т. и др. Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате. — М., 1998.

  8. Пушкинские места России. Путеводитель. — М., 1984.


Рекомендуемая литература:

  1. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. — М., 1984.

Книга представляет собой переиздание первой научной биографии Пушкина, созданной в 50-е годы XIX века. Основана на живых свиде­тельствах современников поэта; рассказывает об окружении и дружес­ких и литературный связях Пушкина, восприятии его произведений чи- тателями-современниками.

  1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина. — М., 1979.

Проблемы поэтики пушкинских произведений, созданных во второй половине 1820-х — 1830-е годы, рассматриваются в связи с основными этапами внутренней жизни поэта; особое внимание уделяется социально­историческим взглядам Пушкина, его художественным пристрастиям.

  1. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. — М., 1983.

Книга посвящена проблемам исследования текста пушкинских про­изведений, прежде всего лирике. Особое внимание уделяется истории создания текстов, специфике творческого мышления поэта.

  1. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. — Л., 1989.

Целостное монографическое исследование творческой биографии Пушкина.

  1. Вересаев В.В. Пушкин в жизни: В 2 т. — М., 1987.

Свод документальных свидетельств о жизни и творчестве поэта, за­имствованных из его писем, переписки и воспоминаний современни­ков, литературно-критических статей, журнальных публикаций Пушкин-

ской эпохи. Разнообразные фрагменты, собранные вместе, создают це­лостное представление о культурной среде, которая питала творчество Пушкина.

  1. Грановская Н.И. «Род Пушкиных мятежный...»: из истории рода А.С. Пушкина. — СПб., 1992.

В книге собраны свидетельства о предках Пушкина, выясняются проблемы родословной поэта. Все это позволяет лучше понять пушкин­скую гордость духовным наследием семьи и дома, рода; более глубоко проникнуть в смысл таких произведений, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Дубровский», «Капитанская дочка».


  1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

Монография рассматривает личные и творческие связи поэта с рус­ским романтизмом 1810 — 1820-х годов. Особое внимание уделено про­блеме творческой самостоятельности, новаторства Пушкина.

  1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20