Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведь мотив добровольного изгнанничества необычайно характерен для романтизма. Он воплощает порыв отречения героя от породившей его среды. Экзотика новых земель, природы и быта «диких» народов придавала романтизму яркие краски, рисовала необычные обстоятельства, в которых действовал исключительный герой. Он и будет занимать Пушкина-поэта в годы южной ссылки. В его стихах появляются реальные исторические герои, олицетворяющие романтический порыв к свободе. Таков борец за свободу сербов Карагеоргий (Георгий Черный, стихотворение «Дочери Карагеоргия»). Узнав о смерти Наполеона (в 1821 году), поэт пишет оду «Наполеон», где подводит своеобразный итог историческому пути этого человека, злодея, завоевателя, который в то же время был олицетворением воли, романтической исключительности. Над могилой Наполеона поэт произносит слова, как будто ставя точку в спорах об этой исторической личности:
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру тайную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Начало службы в Кишиневе стало серьезным испытанием для поэта. Он тоскует по Петербургу, верным друзьям, шумной литературной жизни, театрам, балам... Однако и на юге Пушкину удалось обрести дружеский круг. В Каменке, имении Давыдовых7, собирались члены «Южного общества» декабристов. В это время Пушкин познакомился с П.И. Пестелем. Поэта не посвящали в тайны этих
собраний, но когда в 1822 году на юге аресовали В.Ф. Раевского8, Пушкин остро переживал этот арест.
Поругание, стеснение свободы всегда вызывало решительный протест Пушкина, и стихотворение «Узник» (1822) несет на себе следы этого события. В нем отразились также впечатления поэта от бесед с арестантами в кишиневском остроге — говорят, там он и увидел орла, прикованного цепью. В «Узнике» цепи тоже не позволяют орлу улететь, стать «вольной птицей». Стихотворение не случайно стало народной песней — уподобление орла и молодца нередко в русском фольклоре. И эта скованная птица, рожденная быть свободной, — яркий символ неволи, которую тяжело переносил сам Пушкин.
Романтическая поэма «Кавказский пленник» (1821) — тоже о несвободном человеке, о пленнике. Это своеобразное продолжение элегии «Погасло дневное светило...». Герой покидает родину в поисках иной жизни, жизни без заблуждений. Но ирония жестокой судьбы в том, что, желая обрести свободу на чужбине, он становится пленником — его берут в плен черкесы
93.
Герой «Кавказского пленника» сыграл огромную роль в творчестве Пушкина — это была его первая попытка создать образ героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин. Задача эта по целям типизации — вполне реалистическая. Гениальной удачей на этом пути в дальнейшем будет образ Онегина. Важно то, что роман в стихах «Евгений Онегин» был начат Пушкиным именно в южной ссылке, 9 мая 1823 года. Но грандиозная задача создания образа героя времени требовала больших творческих усилий: «Евгений Онегин» был завершен только в 1831 году.
Самая романтическая из южных поэм Пушкина — «Бахчисарайский фонтан» (1823). Здесь яркими красками представлена романтическая концепция любовного чувства. Любовь хана Гирея к Марии, непостижимая и непреодолимая, со сценами ревности отвергнутой Заремы и с трагическим финалом, нарисованная в дикой и прекрасной обстановке Крыма, рядом с легендарным фонтаном, — все это завораживает и возвышает читателя.
Иная тональность у последней южной поэмы — «Цыганы» (1824). Автобиографический герой (не случайна перекличка имен поэта и его героя Алеко) бежит к свободным цыганам из «неволи душных городов», к тому же «его преследует закон» (по преданию, сам Пушкин, будучи в Молдавии, прожил несколько дней в таборе). Оказывается, однако, что герой несет несвободу в себе самом. Он плоть от плоти породившего его общества — не приемлет свободную любовь и жестоко наказывает предавшую его возлюбленную. Очевидно, что в этой поэме преодолевается обаяние романтического героя-индивидуалиста.
В 1823 году, благодаря хлопотам друзей, Пушкина переводят из Кишинева в Одессу: это город вполне европейский, с театрами, образованным обществом. Начальником по службе у Пушкина стал новороссийский генерал-губернатор граф М.Г. Воронцов. Однако отношения между ними, сначала вполне корректные, скоро обострились. Влиятельный чиновник не желал видеть в подчиненном большого поэта. Поводом для ссоры послужило решение Воронцова отправить Пушкина на борьбу с саранчой. Причиной вражды была также ревность: Пушкин полюбил жену всесильного наместника Елизавету Ксаверьевну, обаятельную и образованную женщину. Чувство было большим и взаимным. Любовная ситуация усложнилась тем, что соперником Пушкина оказался Александр Раевский (старший сын генерала Раевского), с которым Пушкин в 1820 году путешествовал по Крыму и Кавказу. А. Раевский вел себя коварно по отношению к другу; Пушкин увидел в нем своего злого «демона». Исследователи считают А.Н. Раевского «прототипом» образа «искушающего Провиденье» демона из одноименного стихотворения Пушкина. С Раевским связывают также трагические размышления поэта о предательстве в дружбе (стихотворение «Коварность»).
Злая эпиграмма Пушкина на Воронцова «Полу-милорд, полу-купец // Полу-мудрец, полу-невежда...» послужила одной из причин высылки поэта из Одессы в Михайловское в августе 1824 года. Кроме того, полицией было перехвачено письмо Пушкина, где он признавался, что берет уроки «чистого афеизма», то есть атеизма. Это послужило главной причиной суровой перемены его участи — вместо отставки, которую он просил, Пушкина отправили в ссылку в имение семьи Михайловское, находившееся в Псковской губернии.
Прощание с любовью, морем, с благословенным югом лирически воссоздано в стихотворении «К морю» (1824), которое было закончено уже в Михайловском.
1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в период южной ссылки.
2. Почему южная ссылка усилила романтические чувства, идеи Пушкина, повлиявшие на его творчество?
3. Прочитайте стихотворение «Погасло дневное светило...». В чем проявляется его элегический характер? Каково значение образов моря, ночи? На какие воспоминания они наводят лирического героя? Как он оценивает свое настоящее, прошлое, будущее? Каково значение мотива бегства из отеческих краев? Каково значение антитезы в стихотворении, сколько раз она используется? Каково значение лейтмотива «Шуми, шуми, послушное
ветрило...», сколько раз он повторяется?
4. Прочитайте стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...». Какие композиционные части можно условно выделить в этом стихотворении? Какие романтические черты присущи ему? Можно ли утверждать, что образ ночи дан здесь в романтической интерпретации, почему? На какие мысли наводит лирического героя «слабый свет звезды»?
5. Прочитайте стихотворение «Наполеон». Какое событие послужило поводом к его написанию? Какие определения дает Пушкин Наполеону? Как в связи с образом Наполеона трактуются проблемы жизни и смерти, рабства и свободы, роли личности
в истории, презрения к человечеству, изгнанничества, одиночества? Как Пушкин оценивает роль России в войне 1812 года и в развенчании культа Наполеона? Какова, по мнению Пушкина, положительная роль Наполеона в истории и национальном сознании России?
6. Прочитайте стихотворение «Узник». Как Пушкин трактует в нем тему свободы и несвободы человека? Каково значение стравнения узника с орлом? Каково значение анафоры в последней строфе стихотворения? Это романтическое или реалистическое стихотворение?
7. Прочитайте поэму «Кавказский пленник». Как в ней проявилось стремление Пушкина создать образ героя времени? Какие романтические черты проявляются в сюжете, характерах героев, художественной структуре поэмы? Какое значение имеет мес
то действия — Кавказ? В чем трагизм финала поэмы? Как в поэме раскрывается тема свободы и несвободы человека?
8. Прочитайте поэму «Бахчисарайский фонтан». Укажите романтические черты поэмы.
9. Когда была написана поэма «Цыганы»? Почему в ней Пушкин не утверждает, а опровергает романтического героя?
10. Прочитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие философские проблемы ставятся в стихотворении? Каково значение мотивов памяти, любви? Каково отношение Пушкина к жизни и смерти? Оптимистично или пессимистично звучание стихотворения, почему?
Михайловское. 1824—1826
«К морю» (1824), «Подражания Корану» (1824), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825), «19 октября» (1825), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826); трагедия «Борис Годунов» (1824—1825).
Когда Пушкин в июле 1824 года приехал в Михайловское, там была вся семья, но бурная радость встречи домашних была омрачена сообщением Александра о своей новой ссылке. Вспыльчивый отец разгневался, а вскоре и Александр напугал отца своим гневом. Дело в том, что «из лучших побуждений» отец взялся следить за корреспонденцией своего поднадзорного сына. Ссора закончилась отъездом родных. Пушкин остался в Михайловском лишь с няней. Приближалась осень — время человеческих и творческих прозрений Пушкина, любимое время года поэта. В памяти шумело море, любовь к Воронцовой: у Пушкина был перстень, подаренный ею при прощании, с непонятной надписью на нем — талисман поэта, в чудесную силу которого он верил:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
(«Храни меня, мой талисман...», 1825.)
О привязанности Пушкина к своей няне Арине Родионовне мы знаем с детства — здесь не было ни кровного родства, ни социального или образовательного равенства. Просто силою взаимной симпатии и обстоятельств, заботой и нежностью скреплены были два этих сердца. Об этом — знаменитое стихотворение «Зимний вечер» (1825).
Вглядимся в это знакомое с детства стихотворение по-взрослому: кроме великолепной простоты образов и ритма мы увидим здесь глубоко человечную картину. Два человека застигнуты бурей. Буря воплощает стихийное, звериное начало («то, как зверь, она завоет»), ощущение опасностей жизни. Бедное, убогое жилье — плохая защита от бури, сти-
Хии жизни. В таком окружении обостряются чувства: нянино молчание беспокоит ее воспитанника, защитника; он бережно спрашивает, нарушая тягостную печальную атмосферу, о причинах ее молчания. Кажется, сейчас их объединит застолье — пир будет вызовом злым обстоятельствам, он разгонит тоску:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
А потом зазвучит песня, которая будет победой над молчанием, над человеческой подавленностью:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
В песнях (имеются в виду русские народные песни «За морем синичка непышно жила», «По улице мостовой шла девица за водой») — тишина и утро, в то время как вокруг буря и ночь; теплота человеческой заботы, общая чаша (не потому ли в стихотворении названа «кружка», а не «кружки»?). Песни словно побеждают стихию. Два существа, поддерживающие друг друга среди жизненной бури, — эта тема звучит по-пушкински гуманно, просто и глубоко. Зима в трактовке Пушкина, фактически открывшего эту тему (заявил о ней Вяземский10) в русской поэзии, — «русская» погода, многое определяющая в нашем национальном характере, испытывающая, закаляющая его.
В Михайловском общительный поэт тяготился вынужденным одиночеством. Он любил уходить в соседнее Тригорское, где жило большое семейство Осиповых-Вульф. Глава семьи Прасковья Александровна была женщиной образованной, мудрой и хозяйственной, и под крышей ее гостеприимного дома Пушкин находил уют и веселье. Ее дочери были в восторге, когда Пушкин неожиданно запрыгивал в гостиную через окно: Пушкина и его стихи они обожали, влюблялись в него. Легкая атмосфера молодости, ухаживаний, тепла была той самой средой, где раскрывалось блестящее остроумие поэта, сыпались его искрометные шутки, кипела жизнь...
С удивлением и трепетом почувствовал Пушкин воскрешение души, когда в Тригорское приехала в гости племянница хозяйки Анна Керн. Так появился шедевр любовной лирики «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Любовь в этом стихотворении — это часть пробуждения души и симптом этого пробуждения. Благодаря любви в жизнь возвращается «божество», сердце начинается биться «в упоенье».
Вообще, годы, проведенные в Михайловском, — это расцвет пушкинской лирики. Поэт по-прежнему обращается к темам предназначения поэзии, любви, дружбы, свободы, но в его творчестве все меньше звучат эпикурейские, вакхические мотивы, все сильнее слышны мотивы изгнанничества, одиночества, грусти, усталости. Ясность мысли, простота высказывания становятся отличительными чертами поэтического стиля Пушкина.