Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ведь мотив добровольного изгнанничества необычайно ха­рактерен для романтизма. Он воплощает порыв отречения героя от породившей его среды. Экзотика новых земель, природы и быта «диких» народов придавала романтизму яркие краски, ри­совала необычные обстоятельства, в которых действовал исклю­чительный герой. Он и будет занимать Пушкина-поэта в годы южной ссылки. В его стихах появляются реальные исторические герои, олицетворяющие романтический порыв к свободе. Таков борец за свободу сербов Карагеоргий (Георгий Черный, стихо­творение «Дочери Карагеоргия»). Узнав о смерти Наполеона (в 1821 году), поэт пишет оду «Наполеон», где подводит своеобраз­ный итог историческому пути этого человека, злодея, завоевате­ля, который в то же время был олицетворением воли, романти­ческой исключительности. Над могилой Наполеона поэт произ­носит слова, как будто ставя точку в спорах об этой историчес­кой личности:

Хвала! он русскому народу

Высокий жребий указал

И миру тайную свободу

Из мрака ссылки завещал.

Начало службы в Кишиневе стало серьезным испытанием для поэта. Он тоскует по Петербургу, верным друзьям, шумной литературной жизни, театрам, балам... Однако и на юге Пушки­ну удалось обрести дружеский круг. В Каменке, имении Давыдо­вых7, собирались члены «Южного общества» декабристов. В это время Пушкин познакомился с П.И. Пестелем. Поэта не посвя­щали в тайны этих

собраний, но когда в 1822 году на юге арес­овали В.Ф. Раевского8, Пушкин остро переживал этот арест.

По­ругание, стеснение свободы всегда вызывало решительный про­тест Пушкина, и стихотворение «Узник» (1822) несет на себе сле­ды этого события. В нем отразились также впечатления поэта от бесед с арестантами в кишиневском остроге — говорят, там он и увидел орла, прикованного цепью. В «Узнике» цепи тоже не поз­воляют орлу улететь, стать «вольной птицей». Стихотворение не случайно стало народной песней — уподобление орла и молодца нередко в русском фольклоре. И эта скованная птица, рожденная быть свободной, — яркий символ неволи, которую тяжело пере­носил сам Пушкин.

Романтическая поэма «Кавказский пленник» (1821) — тоже о несвободном человеке, о пленнике. Это своеобразное продолже­ние элегии «Погасло дневное светило...». Герой покидает родину в поисках иной жизни, жизни без заблуждений. Но ирония же­стокой судьбы в том, что, желая обрести свободу на чужбине, он становится пленником — его берут в плен черкесы
93.

Герой «Кавказского пленника» сыграл огромную роль в творчестве Пушкина — это была его первая попытка создать об­раз героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость ду­ши, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин. Задача эта по целям типизации — вполне реалистическая. Гениальной удачей на этом пути в даль­нейшем будет образ Онегина. Важно то, что роман в стихах «Ев­гений Онегин» был начат Пушкиным именно в южной ссыл­ке, 9 мая 1823 года. Но грандиозная задача создания образа героя времени требовала больших творческих усилий: «Евгений Оне­гин» был завершен только в 1831 году.

Самая романтическая из южных поэм Пушкина — «Бахчи­сарайский фонтан» (1823). Здесь яркими красками представлена романтическая концепция любовного чувства. Любовь хана Гирея к Марии, непостижимая и непреодолимая, со сценами рев­ности отвергнутой Заремы и с трагическим финалом, нарисо­ванная в дикой и прекрасной обстановке Крыма, рядом с леген­дарным фонтаном, — все это завораживает и возвышает читателя.

Иная тональность у последней южной поэмы — «Цыганы» (1824). Автобиографический герой (не случайна перекличка имен поэта и его героя Алеко) бежит к свободным цыганам из «нево­ли душных городов», к тому же «его преследует закон» (по пре­данию, сам Пушкин, будучи в Молдавии, прожил несколько дней в таборе). Оказывается, однако, что герой несет несвободу в себе самом. Он плоть от плоти породившего его общества — не приемлет свободную любовь и жестоко наказывает предавшую его возлюбленную. Очевидно, что в этой поэме преодолевается обаяние романтического героя-индивидуалиста.

В 1823 году, благодаря хлопотам друзей, Пушкина переводят из Кишинева в Одессу: это город вполне европейский, с театра­ми, образованным обществом. Начальником по службе у Пушки­на стал новороссийский генерал-губернатор граф М.Г. Воронцов. Однако отношения между ними, сначала вполне корректные, скоро обострились. Влиятельный чиновник не желал видеть в подчиненном большого поэта. Поводом для ссоры послужило ре­шение Воронцова отправить Пушкина на борьбу с саранчой. Причиной вражды была также ревность: Пушкин полюбил жену всесильного наместника Елизавету Ксаверьевну, обаятельную и образованную женщину. Чувство было большим и взаимным. Любовная ситуация усложнилась тем, что соперником Пушкина оказался Александр Раевский (старший сын генерала Раевского), с которым Пушкин в 1820 году путешествовал по Крыму и Кав­казу. А. Раевский вел себя коварно по отношению к другу; Пуш­кин увидел в нем своего злого «демона». Исследователи считают А.Н. Раевского «прототипом» образа «искушающего Провиденье» демона из одноименного стихотворения Пушкина. С Раевским связывают также трагические размышления поэта о предательст­ве в дружбе (стихотворение «Коварность»).



Злая эпиграмма Пушкина на Воронцова «Полу-милорд, по­лу-купец // Полу-мудрец, полу-невежда...» послужила одной из причин высылки поэта из Одессы в Михайловское в августе 1824 года. Кроме того, полицией было перехвачено письмо Пуш­кина, где он признавался, что берет уроки «чистого афеизма», то есть атеизма. Это послужило главной причиной суровой переме­ны его участи — вместо отставки, которую он просил, Пушкина отправили в ссылку в имение семьи Михайловское, находивше­еся в Псковской губернии.

Прощание с любовью, морем, с благословенным югом лири­чески воссоздано в стихотворении «К морю» (1824), которое бы­ло закончено уже в Михайловском.

1. Расскажите об основных событиях жизни Пушкина в пе­риод южной ссылки.

2. Почему южная ссылка усилила романтические чувства, идеи Пушкина, повлиявшие на его творчество?

3. Прочитайте стихотворение «Погасло дневное светило...». В чем проявляется его элегический характер? Каково значение образов моря, ночи? На какие воспоминания они наводят лири­ческого героя? Как он оценивает свое настоящее, прошлое, буду­щее? Каково значение мотива бегства из отеческих краев? Како­во значение антитезы в стихотворении, сколько раз она исполь­зуется? Каково значение лейтмотива «Шуми, шуми, послушное
ветрило...», сколько раз он повторяется?

4. Прочитайте стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...». Какие композиционные части можно условно выделить в этом стихотворении? Какие романтические черты присущи ему? Можно ли утверждать, что образ ночи дан здесь в романтической интерпретации, почему? На какие мысли наводит лирического ге­роя «слабый свет звезды»?

5. Прочитайте стихотворение «Наполеон». Какое событие по­служило поводом к его написанию? Какие определения дает Пушкин Наполеону? Как в связи с образом Наполеона трактуют­ся проблемы жизни и смерти, рабства и свободы, роли личности
в истории, презрения к человечеству, изгнанничества, одиночест­ва? Как Пушкин оценивает роль России в войне 1812 года и в развенчании культа Наполеона? Какова, по мнению Пушкина, положительная роль Наполеона в истории и национальном созна­нии России?

6. Прочитайте стихотворение «Узник». Как Пушкин трактует в нем тему свободы и несвободы человека? Каково значение стравнения узника с орлом? Каково значение анафоры в послед­ней строфе стихотворения? Это романтическое или реалистичес­кое стихотворение?

7. Прочитайте поэму «Кавказский пленник». Как в ней проявилось стремление Пушкина создать образ героя времени? Ка­кие романтические черты проявляются в сюжете, характерах героев, художественной структуре поэмы? Какое значение имеет мес­

то действия — Кавказ? В чем трагизм финала поэмы? Как в поэме раскрывается тема свободы и несвободы человека?

8. Прочитайте поэму «Бахчисарайский фонтан». Укажите ро­мантические черты поэмы.

9. Когда была написана поэма «Цыганы»? Почему в ней Пушкин не утверждает, а опровергает романтического героя?

10. Прочитайте стихотворение «Надеждой сладостной младенчески дыша...». Какие философские проблемы ставятся в стихотворении? Каково значение мотивов памяти, любви? Каково отношение Пушкина к жизни и смерти? Оптимистично или пес­симистично звучание стихотворения, почему?
Михайловское. 1824—1826

«К морю» (1824), «Подражания Корану» (1824), «Храни ме­ня, мой талисман...» (1825), «К***» («Я помню чудное мгно­венье...») (1825), «19 октября» (1825), «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826); трагедия «Борис Годунов» (1824—1825).

Когда Пушкин в июле 1824 года приехал в Михайловское, там была вся семья, но бурная радость встречи домашних была омрачена сообщением Александра о своей новой ссылке. Вспыль­чивый отец разгневался, а вскоре и Александр напугал отца сво­им гневом. Дело в том, что «из лучших побуждений» отец взялся следить за корреспонденцией своего поднадзорного сына. Ссора закончилась отъездом родных. Пушкин остался в Михайловском лишь с няней. Приближалась осень — время человеческих и творческих прозрений Пушкина, любимое время года поэта. В памяти шумело море, любовь к Воронцовой: у Пушкина был перстень, подаренный ею при прощании, с непонятной надписью на нем — талисман поэта, в чудесную силу которого он верил:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

(«Храни меня, мой талисман...», 1825.)

О привязанности Пушкина к своей няне Арине Родионовне мы знаем с детства — здесь не было ни кровного родства, ни со­циального или образовательного равенства. Просто силою взаим­ной симпатии и обстоятельств, заботой и нежностью скреплены были два этих сердца. Об этом — знаменитое стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Вглядимся в это знакомое с детства стихотворение по-взрослому: кроме великолепной простоты образов и ритма мы увидим здесь глубо­ко человечную картину. Два человека застигнуты бурей. Буря воплоща­ет стихийное, звериное начало («то, как зверь, она завоет»), ощущение опасностей жизни. Бедное, убогое жилье — плохая защита от бури, сти-


Хии жизни. В таком окружении обостряются чувства: нянино молчание беспокоит ее воспитанника, защитника; он бережно спрашивает, нару­шая тягостную печальную атмосферу, о причинах ее молчания. Кажет­ся, сейчас их объединит застолье — пир будет вызовом злым обстоятель­ствам, он разгонит тоску:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

А потом зазвучит песня, которая будет победой над молчанием, над человеческой подавленностью:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

В песнях (имеются в виду русские народные песни «За морем си­ничка непышно жила», «По улице мостовой шла девица за водой») — тишина и утро, в то время как вокруг буря и ночь; теплота человечес­кой заботы, общая чаша (не потому ли в стихотворении названа «круж­ка», а не «кружки»?). Песни словно побеждают стихию. Два существа, поддерживающие друг друга среди жизненной бури, — эта тема звучит по-пушкински гуманно, просто и глубоко. Зима в трактовке Пушкина, фактически открывшего эту тему (заявил о ней Вяземский10) в русской поэзии, — «русская» погода, многое определяющая в нашем националь­ном характере, испытывающая, закаляющая его.

В Михайловском общительный поэт тяготился вынужден­ным одиночеством. Он любил уходить в соседнее Тригорское, где жило большое семейство Осиповых-Вульф. Глава семьи Пра­сковья Александровна была женщиной образованной, мудрой и хозяйственной, и под крышей ее гостеприимного дома Пушкин находил уют и веселье. Ее дочери были в восторге, когда Пуш­кин неожиданно запрыгивал в гостиную через окно: Пушкина и его стихи они обожали, влюблялись в него. Легкая атмосфера молодости, ухаживаний, тепла была той самой средой, где рас­крывалось блестящее остроумие поэта, сыпались его искромет­ные шутки, кипела жизнь...

С удивлением и трепетом почувствовал Пушкин воскреше­ние души, когда в Тригорское приехала в гости племянница хо­зяйки Анна Керн. Так появился шедевр любовной лирики «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Любовь в этом стихотворении — это часть пробуждения души и симптом этого пробужде­ния. Благодаря любви в жизнь возвращается «божество», сердце начинается биться «в упоенье».

Вообще, годы, проведенные в Михайловском, — это расцвет пушкинской лирики. Поэт по-прежнему обращается к темам предназначения поэзии, любви, дружбы, свободы, но в его твор­честве все меньше звучат эпикурейские, вакхические мотивы, все сильнее слышны мотивы изгнанничества, одиночества, грусти, усталости. Ясность мысли, простота высказывания становятся отличительными чертами поэтического стиля Пушкина.