Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Поэмы Пушкина: от романтизма к реализму.

Цель реферата — выявить в поэмах Пушкина наиболее отчет­ливую тенденцию, характерную для развития всей литературы первой половины XIX века, — движение от романтизма к реализму.

Рекомендуемый план:

1) Романтические поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Бахчи­сарайский фонтан».

  1. Поэма «Цыганы», ее особое место в творчестве Пушкина.

  2. Взаимодействие романтических и реалистических элементов в поэме «Полтава».

  3. Поэмы «Граф Нулин», «Домик в Коломне»; их место в творчес­кой биографии Пушкина.

  4. «Медный всадник» — реалистическая поэма Пушкина.

Литература:

  1. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Мед­ный всадник». — М., 1990.

  2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

  3. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

  4. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

  1. Творчество К. Рылеева и А. Пушкина.

В творчестве Рылеева и Пушкина наблюдаются общие романтичес­кие черты. Между тем для Пушкина романтизм был всего лишь этапом на пути к реализму. Выявление общего и различного в думах и поэмах Рылеева и Пушкина — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

  1. Личное общение Пушкина и Рылеева. Сохранившиеся высказы­вания поэтов о творчестве друг друга.

  2. Сходство и различие лирического «я» в стихотворениях Пушки­на и Рылеева.

  3. Думы Рылеева (по выбору) и поэмы Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»): тематика, проблема­тика, образы, черты романтической поэтики. «Олег Вещий» Рылеева и «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина: различие принципов историзма.

  4. Поэма Рылеева «Войнаровский» и поэма Пушкина «Полтава»: тематика, проблематика, система персонажей, образ Мазепы, художест­венные особенности поэм.

Литература:

  1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

  2. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная де­ятельность декабристов. — М., 1987.

  3. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

  4. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

  5. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. — М., 1955.


  1. Пушкин и Жуковский: личные и творческие связи.

Цель реферата — проследить динамику личных и творческих отношений поэтов, определить, что наследует и что отвергает Пушкин в поэтике Жуковского.

Рекомендуемый план:

  1. История личных отношений Пушкина с В.А. Жуковским. Совре­менники о дружбе поэтов. Сохранившаяся переписка как источник све­дений о взаимоотношениях.

  2. Лирика Жуковского в творческом сознании Пушкина-лицеиста. Послание «Жуковскому» (1818) как художественное осмысление Пуш­киным сущности творчества старшего поэта.

  3. «Арзамас» в жизни и поэзии Жуковского и Пушкина.

  1. Пушкин о балладах Жуковского.Творческое взаимодействие Пушкина и Жуковского во второй половине 1820-х и в 1830-е годы.

  2. Жуковский о дуэли и смерти Пушкина.

Литература:

  1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

  2. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

  3. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. — М., 1975.

  4. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

  1. Драматургическое новаторство Пушкина.

Драматургия Пушкина имела принципиально новаторский характер и в плане содержания, и в области художественной формы. Выявить но­ваторское значение драматургии Пушкина — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

  1. Реалистические принципы воссоздания событий русской исто­рии в «Борисе Годунове».

  2. «Маленькие трагедии» Пушкина: принципы художественной ти­пизации, проблематика, художественные особенности.

  3. Жанр трагедии в творчестве Пушкина.

Литература:

  1. Рассадин С.Б. Драматургия Пушкина: поэтика, идеи, эволю­ция. — М., 1977.

  2. Устюжанин Д.Л. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. — М., 1974.

  3. Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. — М., 1984.


  1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

«Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница» (Пуш­кин): художественное своеобразие «Евгения Онегина».

Стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин» уникален и не имеет аналогов во всей русской литературе. В чем заключается его худо­жественная специфика — главный предмет анализа в реферате.

Рекомендуемый план:

  1. «Энциклопедичность» содержания романа «Евгений Онегин».

  2. Единство «энциклопедичного» содержания и стихотворной фор­мы романа.

  3. Художественные особенности стихотворного романа: система персонажей, образ автора, сюжетика, композиция, язык и стих.

  4. Роль романа в творчестве Пушкина и в истории русской литера­туры.

Литература:

  1. Баевский В. С. Сквозь магический кристалл: поэтика «Евгения Онегина». — М., 1990.

  2. Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1996.

  1. Проза А. Пушкина и романтическая проза начала XIX века.

В прозе Пушкина, несмотря на ее реалистическую основу, наблю­даются некоторые романтические элементы: где-то во взаимодействии с романтической прозой, где-то в полемических и пародийных отношени­ях с ней. Каково значение прозы Пушкина для развития реализма в рус­ской литературе? .

Рекомендуемый план:

  1. Романтическая проза В. Одоевского, А. Бестужева-Марлинского: особенности характеров героев, сюжетики, стиля.

  2. «Повести Белкина» Пушкина: пародийный смысл прозаического цикла.

  3. Черты романтизма в повести «Пиковая дама», романах «Дубров­ский», «Капитанская дочка», и их содержательное значение в контексте реалистического повествования.

  4. Преодоление романтизма в прозе Пушкина.

Литература:

  1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

  2. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

  3. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1960.

  4. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. — Л., 1987.


  1. Образ Петра I в творчестве Пушкина.

Образ Петра I привлекал внимание Пушкина, как и писателей XVHI века. Продолжая литературные традиции, Пушкин художественно переосмыслил образ царя-реформатора, представил несколько его ин­терпретаций и связал с реалистической проблематикой. Анализ пушкин­ских трактовок образа Петра — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

  1. Петр I в поэзии Пушкина.

  2. Поэма Пушкина «Полтава»: героический пафос в интерпретации образа Петра.

  3. Поэма Пушкина «Медный всадник»: реалистическая проблема­тика, связанная с образом Петра I; необычность художественного во­площения образа царя.

Литература:

  1. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Мед­ный всадник». — М., 1990.

  2. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

  1. Проблема взаимоотношений личности и общества в творчестве Пушкина.

Пушкин много размышлял о человеке, его характере, жизни, взаи­моотношениях с обществом. Эти размышления нашли художественное воплощение в стихотворном и прозаическом творчестве Пушкина. Вы­явлению основных идей, пушкинского видения проблемы должен быть посвящен данный реферат.

Рекомендуемый план:

  1. Поэма «Цыганы». Алеко: полемика с романтическим героем-ин- дивидуалистом.

  2. Поэма «Медный всадник». Евгений: судьба «маленького челове­ка».

  3. Роман «Евгений Онегин»; его главный герой — «лишний чело­век» в обществе.

  4. Повесть «Пиковая дама». Германн: новый герой-«индивидуа­лист» и его судьба.

Литература:

1) Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. — Л., 1983.

  1. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

  2. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: над страницами духовной био­графии Пушкина. — М., 1987.

  3. Петров С.М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. — М., 1973.