Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14. Символика и фантастика в творчестве Пушкина.
Символические и фантастические детали и образы не так часто встречаются в творчестве Пушкина («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). Тем более необходимо выявить их содержательный смысл, художественную природу (романтическую, психологическую и т. д.), — такова главная цель сочинения.
15. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина.
Во всем творчестве Пушкина наблюдается сложное взаимодействие романтических и реалистических элементов: и в содержании (проблемы, идеи), и в художественной форме (приемы). В сочинении важно показать этот синтез, обосновать преобладающие тенденции в творчестве Пушкина.
16. «Ужасный век, ужасные сердца!»: актуальные проблемы начала XIX века в поэзии, драматургии, прозе Пушкина.
Все основные общественно-политические, социально-экономические, нравственно-философские тенденции в жизни России начала XIX века нашли отражение в творчестве Пушкина. В сочинении важно не только их проанализировать, но и обратить внимание на средства художественного воплощения проблематики, ее вневременное, общечеловеческое звучание.
17. Размышления Пушкина о роли личности в истории, власти и народе.
В таких произведениях, как «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Дубровский, «Капитанская дочка», Пушкин пытается ответить на глобальные вопросы, которые волновали его на протяжении всей жизни, — о судьбах личности, власти, страны. Какова точка зрения Пушкина, менялась ли она с течением лет, — таковы содержательные грани данного сочинения.
18. Жизнеутверждающий характер творчества Пушкина.
Несмотря на то что в жизни Пушкина было много драматических событий и потрясений, его творчество в целом очень оптимистично. В сочинении необходимо показать, в чем проявляется жизнеутверждающий пафос пушкинского творчества.
19. Тема России — главная тема творчества Пушкина.
Все творчество Пушкина — о России, ее людях, природе, быте, традициях, истории. Каким предстает обобщенный образ России в творчестве Пушкина, о чем болит душа поэта, чему он искренне радуется, что ненавидит и чем восхищается, — попытайтесь ответить на эти вопросы в своем сочинении.
Творческие задания
1. Внимательно перечитайте стихотворение Пушкина «Воспоминания в Царском Селе». В каком контексте в стихотворении упоминается Г.Р. Державин? Прочитайте стихотворения Державина «На взятие Измаила», «Водопад». Какие исторические события отражены в державинских стихотворениях, как они трактуются? Какие патриотические идеи объединяют стихотворения Державина и Пушкина? Как оценивается двумя поэтами деятельность Екатерины II?
2. Прочитайте стихотворение Г.Р. Державина «Видение Мурзы». Сравните начало стихотворения с пейзажной частью «Воспоминаний в Царском Селе» Пушкина. Насколько они близки? Прочитайте стихотворение Державина «Прогулка в Сарском Селе» и сравните его с «Воспоминаниями...» Пушкина. Что отличает две «прогулки» по Царскому Селу?
Как вы думаете, почему стихотворение Пушкина так поразило Державина?
3. Прочитайте стихотворение К.Н. Батюшкова «На развалинах замка в Швеции». Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Что общего в композиции двух стихотворений? Какие воспоминания описываются в стихотворении Батюшкова, какие — в стихотворении Пушкина? Какие патриотические идеи звучат в двух стихотворениях?
4. Прочитайте стихотворение «Царскосельский лебедь» В. Жуковского. Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Каким образом в двух стихотворениях раскрываются проблемы прошлого и настоящего России, молодого поколения? Имена каких русских царей упоминаются в двух стихотворениях и в какой связи? Что общего в
изображении Царского Села Пушкиным и Жуковским?
5. Сравните стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак» Пушкина со стихотворениями К.Н. Батюшкова «Ответ Тургеневу», «К другу», «Вакханка». Какие мотивы объединяют стихотворения Пушкина и Батюшкова? Можно ли утверждать, что поэзия Батюшкова в определенной степени влияла на раннее творчество Пушкина?
6. Сравните стихотворения «Певец» Пушкина и «Певец» В.А. Жуковского. Какие мотивы, настроения объединяют два стихотворения? Каково значение повторов строк «Слыхали ль вы?», «Встречали вы?», «Вздохнули ль вы?», «Бедный певец!»? Сопоставьте «Элегию» («Я думал, что любовь погасла навсегда...», 1816) Пушкина со стихотворением Жуковского «Пловец». Что общего и различного в содержании стихотворе
ний? Каково значение образов пловцов, челна, океана, паруса и др. в двух стихотворениях? Можно ли сказать, что на раннем этапе творчества Пушкин испытывал влияние Жуковского?
-
Прочитайте оду «Вольность» А.Н. Радищева. Как Радищев осмысливает проблемы закона, свободы, власти, народа? Какие исторические события и герои упоминаются в оде? Как Радищев оценивает прошлое, настоящее, будущее России и всего человечества? Сравните оду Радищева с одой «Вольность» Пушкина. Чем отличается способ изложения поэтического материала, композиция, образное решение двух од? Что общего и различного в идейном осмыслении темы свободы? -
Вспомните стихотворение К.Ф. Рылеева «К временщику». Как поэтом-декабристом раскрываются тема власти и народа, образ временщика? Какие политические декларации звучат в стихотворении? Сравните стихотворение Рылеева с одой «Вольность» Пушкина. Что общего и различного в двух произведениях в трактовке темы власти и народа? Каково значение исторических героев и событий, упоминаемых в двух стихотворениях? Насколько близки политические идеалы Рылеева и Пушкина? -
Перечитайте элегию В.А. Жуковского «Море». Какие чувства вызывает у Жуковского образ моря? Какова характеристика образа моря? Сравните элегию Жуковского со стихотворением Пушкина «К морю». Чем отличается образ моря Пушкина? Какие идеи он вкладывает в этот образ? Каково значение олицетворений в двух стихотворениях? Что сближает и отличает два стихотворения о море? -
Вспомните стихотворения Пушкина о поэте и поэзии, их основные мотивы и идеи. Сравните их с мотивами и идеями стихотворений «Я ль буду в роковое время...», «Бестужеву» К.Ф. Рылеева и «К мимо- пролетевшему знакомому гению», «Невыразимое» В.А. Жуковского. Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина получают развитие мотивы и Рылеева, и Жуковского, то есть двух поэтических направлений: гражданского и этико-психологического романтизма? -
Сравните стихотворения М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», Г.Р. Державина «Памятник», Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как три автора определяют свои заслуги перед поэзией, страной? В чем их различия? Какие автобиографические мотивы звучат во всех трех стихотворениях? Почему в стихотворении Ломоносова встречаются антологические мотивы и образы, у Державина — русские географические названия, у Пушкина перечисляются народы, населяющие «Русь великую»? Как это связано с основными идеями стихотворений? Чем они отличаются? -
Перечитайте стихотворение В.А. Жуковского «Лалла Рук». Сравните его со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Чем отличается образ лирической героини, «гений чистой красоты» у Жуковского и Пушкина? Каково значение мотива сна, видения в стихотворениях? Какие романтические черты присутствуют в прочтении темы любви Жуковским? Как тему любви трактует Пушкин?
-
Какие вы знаете романсы русских композиторов на стихи Пушкина? (Для ответа на этот вопрос обратитесь к справочнику «Пушкин в музыке» — М., 1974.) Как вы думаете, почему поэзия Пушкина так привлекала композиторов? Сравните главных героев поэм «Цыганы», «.Полтава», «Медный всадник» Пушкина. Какие идеи связаны с этими образами, каковы художественные средства их воплощения? Насколько они отражают идейные поиски автора? -
Докажите, что общей темой «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» является тема власти (в общественно-историческом и нравственно-психологическом смысле). -
Какие высказывания в пьесах Пушкина можно рассматривать как афоризмы? Выпишите их в рабочую тетрадь. Напишите небольшое сочинение-эссе по одному из них («Ужасный век, ужасные сердца!», «Гений и злодейство — две вещи несовместимые», «Жалок тот, в ком совесть нечиста...» и др. — по выбору). -
Сравните образ Светланы из баллады В.А. Жуковского «Светлана» и образ Татьяны Лариной из романа Пушкина «Евгений Онегин». Каково идейное различие в трактовке женских образов Жуковским и Пушкиным? Что объединяет два женских образа? Какие фольклорные мотивы и элементы используются поэтами для воплощения женских персонажей? Каковы содержательные функции фольклорных приемов? -
Чацкий и Онегин — «герои своего времени». Проведите сопоставительный анализ двух образов, выявив общее и различное в миропонимании, взглядах, характерах, судьбах героев и сравнив их с конкретно-историческими особенностями эпохи. -
Проведите сравнительный анализ «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «Станционного смотрителя» Пушкина. Что сближает и отличает два произведения на тему жизни «маленького человека»? -
Выявите общее и различное в трактовке главных образов, тематике, проблематике двух прозаических произведений Пушкина: «Дубровский» и «Капитанская дочка». Какие актуальные вопросы первой половины XIX века нашли отражение в этих произведениях? -
Сравните «Повести Белкина» и «Пиковую даму» Пушкина. Каковы содержательные функции сюжетных неожиданностей, случайных коллизий, фантастических событий в произведениях? Как эти приемы соотносятся с реалистической проблематикой повестей? -
Перечитайте эпиграфы, которые Пушкин использует в «Повестях Белкина», «Пиковой даме», «Капитанской дочке». Из каких источников заимствует их Пушкин? Насколько они взаимосвязаны с основными идеями отдельных глав, произведений в целом? -
Сравните сцену пира Пугачева и его сподвижников из «Капитанской дочки» с трагедией Пушкина «Пир во время чумы». Какие идеи сближают эти сцены? В чем проявляется философско-символический смысл трагедии Пушкина «Пир во время чумы»? -
В творчестве Пушкина активно используются внесюжетные элементы, среди которых наиболее распространен прием сна, вид'ния. Проанализируйте сны Татьяны из «Евгения Онегина», Гринева из «Капитанской дочки», Григория Отрепьева из «Бориса Годунова», Германна из «Пиковой дамы», Прохорова из «Гробовщика» («Повести Белкина»), Луизы из «Пира во время чумы». Какие содержательные функции выполняет этот прием? Как он связан с романтической или реалистической направленностью произведений?
-
Среди внесюжетных элементов, распространенных в творчестве Пушкина, очень значимы письма героев. Проанализируйте переписку в «Барышне-крестьянке» («Повести Белкина»), «Дубровском», «Пиковой даме», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине». Как письма способствуют раскрытию характеров героев? Каково их место в развитии действия? Какие художественные приемы используются для воспроизведения переписки героев? -
Какие русские художники писали портреты Пушкина? Чем отличаются изображения поэта? Какой пушкинский портрет кажется вам наиболее глубоко раскрывающим личность поэта? Напишите небольшое сочинение-эссе «Пушкин на портрете кисти русского художника» (по одной из картин - на выбор). -
Какие русские художники иллюстрировали произведения Пушкина? Найдите несколько иллюстраций и сопоставьте их с литературным источником. Какие пушкинские идеи воплощаются в иллюстрациях? Напишите сочинение-эссе «Произведения Пушкина в иллюстрациях художника» (по выбору).
1. Лирика Пушкина и поэтические традиции классицизма, сентиментализма, романтизма.
Цель реферата — доказать, что творчество Пушкина не было изолированным и развивалось в соответствии с литературной ситуацией начала XIX века. На разных этапах в поэтическом творчестве Пушкина наблюдаются черты трех художественных направлений. Их выявлению необходимо посвятить реферат.
Рекомендуемый план:
-
Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в лицейской лирике Пушкина. -
Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в поэзии Пушкина 1817—1820 годов. -
Романтическая доминанта в поэтическом творчестве периода южной ссылки. -
Формирование индивидуального поэтического стиля в творчестве второй половины 1820—1830-х годов.
Литература:
-
Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1970. -
Грехнев В. Мир пушкинской лирики. — Н. Новгород, 1994. -
А.С. Пушкин. Стихотворения лицейских лет. 1813—1817. — СПб., 1994. -
Стенник Ю.В. Пушкин и русская литертура XVIII века. — СПб., 1995. -
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. — Л., 1986.