Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14. Символика и фантастика в творчестве Пушкина.

Символические и фантастические детали и образы не так часто встре­чаются в творчестве Пушкина («Каменный гость», «Пиковая дама», «Мед­ный всадник»). Тем более необходимо выявить их содержательный смысл, художественную природу (романтическую, психологическую и т. д.), та­кова главная цель сочинения.

15. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина.

Во всем творчестве Пушкина наблюдается сложное взаимодействие романтических и реалистических элементов: и в содержании (проблемы, идеи), и в художественной форме (приемы). В сочинении важно показать этот синтез, обосновать преобладающие тенденции в творчестве Пушкина.

16. «Ужасный век, ужасные сердца!»: актуальные проблемы начала XIX века в поэзии, драматургии, прозе Пушкина.

Все основные общественно-политические, социально-экономические, нравственно-философские тенденции в жизни России начала XIX века на­шли отражение в творчестве Пушкина. В сочинении важно не только их проанализировать, но и обратить внимание на средства художественного воплощения проблематики, ее вневременное, общечеловеческое звучание.

17. Размышления Пушкина о роли личности в истории, власти и народе.

В таких произведениях, как «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Дубровский, «Капитанская дочка», Пушкин пытается отве­тить на глобальные вопросы, которые волновали его на протяжении всей жизни, о судьбах личности, власти, страны. Какова точка зрения Пуш­кина, менялась ли она с течением лет, таковы содержательные грани данного сочинения.

18. Жизнеутверждающий характер творчества Пушкина.

Несмотря на то что в жизни Пушкина было много драматических со­бытий и потрясений, его творчество в целом очень оптимистично. В сочи­нении необходимо показать, в чем проявляется жизнеутверждающий па­фос пушкинского творчества.

19. Тема России — главная тема творчества Пушкина.

Все творчество Пушкина — о России, ее людях, природе, быте, тра­дициях, истории. Каким предстает обобщенный образ России в творчест­ве Пушкина, о чем болит душа поэта, чему он искренне радуется, что ненавидит и чем восхищается, попытайтесь ответить на эти вопросы в своем сочинении.


Творческие задания

1. Внимательно перечитайте стихотворение Пушкина «Вос­поминания в Царском Селе». В каком контексте в стихотво­рении упоминается Г.Р. Державин? Прочитайте стихотворения Держа­вина «На взятие Измаила», «Водопад». Какие исторические события от­ражены в державинских стихотворениях, как они трактуются? Какие па­триотические идеи объединяют стихотворения Державина и Пушкина? Как оценивается двумя поэтами деятельность Екатерины II?

2. Прочитайте стихотворение Г.Р. Державина «Видение Мурзы». Сравните начало стихотворения с пейзажной частью «Воспоминаний в Царском Селе» Пушкина. Насколько они близки? Прочитайте стихотворе­ние Державина «Прогулка в Сарском Селе» и сравните его с «Воспоминаниями...» Пушкина. Что отличает две «прогулки» по Царскому Селу?
Как вы думаете, почему стихотворение Пушкина так поразило Державина?

3. Прочитайте стихотворение К.Н. Батюшкова «На развалинах зам­ка в Швеции». Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Что общего в композиции двух стихотворений? Какие воспоминания описываются в стихотворении Батюшкова, какие — в стихотворении Пушкина? Какие патриотические идеи звучат в двух стихотворениях?

4. Прочитайте стихотворение «Царскосельский лебедь» В. Жуков­ского. Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Каким образом в двух стихотворениях раскрываются проблемы прошлого и настоящего России, молодого поколения? Имена каких русских царей упоминаются в двух стихотворениях и в какой связи? Что общего в
изображении Царского Села Пушкиным и Жуковским?

5. Сравните стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак» Пушкина со стихотворениями К.Н. Батюшкова «Ответ Тургеневу», «К другу», «Вакханка». Какие мотивы объединяют стихотворения Пушкина и Батюшкова? Можно ли утверждать, что поэзия Батюшкова в определенной степени влияла на раннее творчество Пушкина?

6. Сравните стихотворения «Певец» Пушкина и «Певец» В.А. Жуковского. Какие мотивы, настроения объединяют два стихотворения? Каково значение повторов строк «Слыхали ль вы?», «Встречали вы?», «Вздохнули ль вы?», «Бедный певец!»? Сопоставьте «Элегию» («Я думал, что любовь погасла навсегда...», 1816) Пушкина со стихотворением Жу­ковского «Пловец». Что общего и различного в содержании стихотворе

ний? Каково значение образов пловцов, челна, океана, паруса и др. в двух стихотворениях? Можно ли сказать, что на раннем этапе творчест­ва Пушкин испытывал влияние Жуковского?

  1. Прочитайте оду «Вольность» А.Н. Радищева. Как Радищев ос­мысливает проблемы закона, свободы, власти, народа? Какие историче­ские события и герои упоминаются в оде? Как Радищев оценивает про­шлое, настоящее, будущее России и всего человечества? Сравните оду Радищева с одой «Вольность» Пушкина. Чем отличается способ изложе­ния поэтического материала, композиция, образное решение двух од? Что общего и различного в идейном осмыслении темы свободы?

  2. Вспомните стихотворение К.Ф. Рылеева «К временщику». Как поэтом-декабристом раскрываются тема власти и народа, образ времен­щика? Какие политические декларации звучат в стихотворении? Срав­ните стихотворение Рылеева с одой «Вольность» Пушкина. Что общего и различного в двух произведениях в трактовке темы власти и народа? Каково значение исторических героев и событий, упоминаемых в двух стихотворениях? Насколько близки политические идеалы Рылеева и Пушкина?

  3. Перечитайте элегию В.А. Жуковского «Море». Какие чувства вы­зывает у Жуковского образ моря? Какова характеристика образа моря? Сравните элегию Жуковского со стихотворением Пушкина «К морю». Чем отличается образ моря Пушкина? Какие идеи он вкладывает в этот образ? Каково значение олицетворений в двух стихотворениях? Что сближает и отличает два стихотворения о море?

  4. Вспомните стихотворения Пушкина о поэте и поэзии, их основ­ные мотивы и идеи. Сравните их с мотивами и идеями стихотворений «Я ль буду в роковое время...», «Бестужеву» К.Ф. Рылеева и «К мимо- пролетевшему знакомому гению», «Невыразимое» В.А. Жуковского. Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина получают развитие моти­вы и Рылеева, и Жуковского, то есть двух поэтических направлений: гражданского и этико-психологического романтизма?

  5. Сравните стихотворения М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», Г.Р. Державина «Памятник», Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как три автора определяют свои заслу­ги перед поэзией, страной? В чем их различия? Какие автобиографиче­ские мотивы звучат во всех трех стихотворениях? Почему в стихотворе­нии Ломоносова встречаются антологические мотивы и образы, у Дер­жавина — русские географические названия, у Пушкина перечисляются народы, населяющие «Русь великую»? Как это связано с основными идеями стихотворений? Чем они отличаются?

  6. Перечитайте стихотворение В.А. Жуковского «Лалла Рук». Срав­ните его со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Чем отличается образ лирической героини, «гений чистой красоты» у Жуковского и Пушкина? Каково значение мотива сна, видения в стихо­творениях? Какие романтические черты присутствуют в прочтении темы любви Жуковским? Как тему любви трактует Пушкин?


  1. Какие вы знаете романсы русских композиторов на стихи Пуш­кина? (Для ответа на этот вопрос обратитесь к справочнику «Пушкин в музыке» — М., 1974.) Как вы думаете, почему поэзия Пушкина так при­влекала композиторов? Сравните главных героев поэм «Цыганы», «.Полтава», «Медный всадник» Пушкина. Какие идеи связаны с этими образами, каковы ху­дожественные средства их воплощения? Насколько они отражают идей­ные поиски автора?

  2. Докажите, что общей темой «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» является тема власти (в общественно-историческом и нравст­венно-психологическом смысле).

  3. Какие высказывания в пьесах Пушкина можно рассматривать как афоризмы? Выпишите их в рабочую тетрадь. Напишите небольшое сочинение-эссе по одному из них («Ужасный век, ужасные сердца!», «Гений и злодейство — две вещи несовместимые», «Жалок тот, в ком совесть нечиста...» и др. — по выбору).

  4. Сравните образ Светланы из баллады В.А. Жуковского «Светла­на» и образ Татьяны Лариной из романа Пушкина «Евгений Онегин». Каково идейное различие в трактовке женских образов Жуковским и Пушкиным? Что объединяет два женских образа? Какие фольклорные мотивы и элементы используются поэтами для воплощения женских персонажей? Каковы содержательные функции фольклорных приемов?

  5. Чацкий и Онегин — «герои своего времени». Проведите сопос­тавительный анализ двух образов, выявив общее и различное в миропо­нимании, взглядах, характерах, судьбах героев и сравнив их с конкрет­но-историческими особенностями эпохи.

  6. Проведите сравнительный анализ «Бедной Лизы» Н.М. Карам­зина и «Станционного смотрителя» Пушкина. Что сближает и отличает два произведения на тему жизни «маленького человека»?

  7. Выявите общее и различное в трактовке главных образов, тема­тике, проблематике двух прозаических произведений Пушкина: «Дуб­ровский» и «Капитанская дочка». Какие актуальные вопросы первой по­ловины XIX века нашли отражение в этих произведениях?

  8. Сравните «Повести Белкина» и «Пиковую даму» Пушкина. Ка­ковы содержательные функции сюжетных неожиданностей, случайных коллизий, фантастических событий в произведениях? Как эти приемы соотносятся с реалистической проблематикой повестей?

  9. Перечитайте эпиграфы, которые Пушкин использует в «Повес­тях Белкина», «Пиковой даме», «Капитанской дочке». Из каких источ­ников заимствует их Пушкин? Насколько они взаимосвязаны с основ­ными идеями отдельных глав, произведений в целом?

  10. Сравните сцену пира Пугачева и его сподвижников из «Капи­танской дочки» с трагедией Пушкина «Пир во время чумы». Какие идеи сближают эти сцены? В чем проявляется философско-символический смысл трагедии Пушкина «Пир во время чумы»?

  11. В творчестве Пушкина активно используются внесюжетные эле­менты, среди которых наиболее распространен прием сна, вид'ния. Проанализируйте сны Татьяны из «Евгения Онегина», Гринева из «Ка­питанской дочки», Григория Отрепьева из «Бориса Годунова», Герман­на из «Пиковой дамы», Прохорова из «Гробовщика» («Повести Белки­на»), Луизы из «Пира во время чумы». Какие содержательные функции выполняет этот прием? Как он связан с романтической или реалистиче­ской направленностью произведений?


  1. Среди внесюжетных элементов, распространенных в творчестве Пушкина, очень значимы письма героев. Проанализируйте переписку в «Барышне-крестьянке» («Повести Белкина»), «Дубровском», «Пиковой даме», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине». Как письма способст­вуют раскрытию характеров героев? Каково их место в развитии дейст­вия? Какие художественные приемы используются для воспроизведения переписки героев?

  2. Какие русские художники писали портреты Пушкина? Чем от­личаются изображения поэта? Какой пушкинский портрет кажется вам наиболее глубоко раскрывающим личность поэта? Напишите небольшое сочинение-эссе «Пушкин на портрете кисти русского художника» (по одной из картин - на выбор).

  3. Какие русские художники иллюстрировали произведения Пуш­кина? Найдите несколько иллюстраций и сопоставьте их с литератур­ным источником. Какие пушкинские идеи воплощаются в иллюстраци­ях? Напишите сочинение-эссе «Произведения Пушкина в иллюстраци­ях художника» (по выбору).

1. Лирика Пушкина и поэтические традиции классицизма, сентиментализма, романтизма.

Цель реферата — доказать, что творчество Пушкина не бы­ло изолированным и развивалось в соответствии с литературной ситуа­цией начала XIX века. На разных этапах в поэтическом творчестве Пуш­кина наблюдаются черты трех художественных направлений. Их выяв­лению необходимо посвятить реферат.

Рекомендуемый план:

  1. Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в лицейской лирике Пушкина.

  2. Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в поэзии Пушкина 1817—1820 годов.

  3. Романтическая доминанта в поэтическом творчестве периода южной ссылки.

  4. Формирование индивидуального поэтического стиля в творчест­ве второй половины 1820—1830-х годов.

Литература:

  1. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1970.

  2. Грехнев В. Мир пушкинской лирики. — Н. Новгород, 1994.

  3. А.С. Пушкин. Стихотворения лицейских лет. 1813—1817. — СПб., 1994.

  4. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литертура XVIII века. — СПб., 1995.

  5. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. — Л., 1986.