Файл: Практическое занятие 2 Национальный вопрос в современном мире. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности представителей тех или иных социальных общностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2 - Национальный вопрос в современном мире. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности представителей тех или иных социальных общностей

Основные категории социологии этнических отношений (этнос, народность, нация, этническое самосознание, этническая идентичность).

Тенденции развития национально-этнических отношений в современном мире.

Сущность процесса национальной ассимиляции и проблема сохранения этнического многообразия. Причины и виды межэтнических конфликтов.

Идеология национализма. Последствия межэтнических конфликтов.

Проблема самоопределения наций: теория и практика.

Особенности развития национальных отношений в СССР и современной России.

Пути гармонизации межэтнических отношений.

Особенности межнациональных браков.

Духовная жизнь этнических групп в многонациональном государстве.
Задания
Задание 1. Перечислите механизмы профилактики этнических конфликтов. Спроектируйте ситуацию этнического конфликта, выделите конфликтогенные причины; предположите трудность профилактики и перспективные направления урегулирования конфликта.

Причины этнических конфликтов. В основе любого этнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которых можно выделить главные и второстепенные. Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.

Возможности и способы урегулирования конфликтов зависят от множества факторов: насколько широко они разрастаются, какую (качественно) территорию занимают, население какого типа вовлечено в конфликт, интенсивность и время развития конфликта, какого типа субъекты вовлечены в конфликт.

- Деконсолидация сил , участвующих в конфликте. Отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам. Важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например).

- Применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.


- Перерыв конфликта . В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.

- Прагматизация переговорного процесса . Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным.

Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на не допускание событий, приводящих к конфликтам.

При регулировании многих межнациональных конфликтов этносоциологи выступали экспертами, а нередко и участниками переговорного процесса. В Центре, в субъектах Российской Федерации этносоциологи участвовали в подготовке законов, регулирующих межнациональные отношения, предупреждающих межэтнические конфликты, выполняли гуманистическую миссию, помогая проводить акции народной дипломатии.

Для предупреждения конфликтов необходимо прежде всего иметь как можно больший объем информации о влиянии этнического фактора на социально-политическую жизнь общества, групп. Такие исследования проводились во ВЦИОМе, ФОМе, Институте этнологии антропологии РАН, Институте географии РАН.

Наличие данных об изменении в статусе этносов, о представительстве национальностей в престижных слоях, о темпах социальной мобильности титульных национальностей. А также материалы о ценностных ориентациях, жизненных ценностях этнических групп- всё это позволяет судить о возможном конфликте.

Пример. Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины. После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома. На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.



Конфликт имеет довольно сложную природу и происхождение. Эта особенность обусловлена переплетением целого комплекса совершенно разнородных противоречий: исторических, политических, этнокультурных, экономических, уходящих, как правило, корнями вглубь истории. Воздействие этих факторов привело к тому, что конфликт изначально формировался и продолжает существовать как конфликт преимущественно ценностной природы, демонстрируя столкновение не столько интересов, сколько ценностных систем этнических общностей - непосредственных носителей конфликта.

Стороны, вовлеченные в конфликт, с большим трудом идут на контакты друг с другом, отказываются от любых политических компромиссов, предпочитая использовать стратегию дистанцирования. Пробуксовывают и усилия многочисленных посредников, вовлеченных тем или иным образом в процессы урегулирования, которые также не справляются со своими задачами. И в этом отношении не просматривается никаких перспектив на будущее.ичине грузино-осетинский конфликт тяжело поддается разрешению. 

Очевидно, что поиски эффективных моделей, способных кардинально переломить ситуацию, могут серьезно затянуться и поэтому не следует возлагать больших надежд на быстрый успех в этом плане. Основную ставку по нашему мнению следует делать не столько на окончательное разрешение и урегулирование, сколько на поиски наиболее эффективных путей снижения межэтнической напряженности, обеспечения мира и стабильности в регионе.

В силу указанных причин наиболее оптимальным вариантом выхода из грузино-осетинского межэтнического противостояния представляется ставка на ненасильственные мирные сценарии разрешения грузино-осетинских проблем. Основная стратегия в этом плане на наш взгляд должна заключаться в том, чтобы вернуть грузино-осетинский конфликт в прежнее «замороженное состояние» и попытаться осуществить урегулирование согласно принципу «Отложенный статус + Время». В течение этого времени сторонам следует развивать двусторонние отношения по формуле «Безопасность – Доверие - Экономическое сотрудничество - Политическое примирение» (БДЭП).

Задание 2. Л. М. Дробижева отмечает, что современные реалии с их политическими конфликтами на национальной почве, расовыми и этническими движениями потребовали новых исследовательских подходов. Перечислите подходы к изучению сущности этнических конфликтов.

Можно выделить два подхода к изучению этнических конфликтов:


Сущностный - связь между конфликтом и феноменом этничности является сущностной, то есть причиной конфликтов являются этнические различия;

- Функциональный - связь между конфликтом и этничностью сугубо функциональна, то есть этничность не создает конфликты, а выступает формой их проявления.
Задание 3.Согласно экспертам ООН для анализа миграционных движений выделяют пять категорий мигрантов: – иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения; – мигранты, въезжающие на работу; – мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей; – мигранты, въезжающие на постоянное поселение; – иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманитарных соображений (беженцы, ищущие убежище). Сформулируйте положительный и отрицательный векторы влияния миграции на социально-экономическое состояние страны — положительные и отрицательные — в зависимости от категории мигрантов, обозначенных экспертами ООН.

Влияние миграции на социально-экономическое развитие страны может быть различным - положительным и отрицательным. К ее положительному влиянию следует отнести то, что мобильность трудовых ресурсов в процессе миграции способствует экономическому росту, свободному передвижению людей не только внутри страны, но и за ее пределами, поиску наиболее выгодного применения профессии, знаний, опыта. Если среди иммигрантов преобладают люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, и они находят работу, то меняется соотношение между работающим и неработающим населением. Вместе с тем миграция вызывает отрицательные последствия.

Серьезным фактором социально-экономического развития территории является внешняя миграция. Она не только изменяет территориальное распределение, но и количественные и качественные характеристики населения, а, следовательно, и трудовых ресурсов, определенным образом влияет на экономику рассматриваемой территории.

При этом внешняя миграция может способствовать изменению возрастной структуры населения, поскольку среди мигрантов, как правило, преобладает население трудоспособного возраста, она воздействует на рынок труда региона, изменяя не только количественные характеристики трудовых ресурсов, но и качественные.

Несомненно, внешняя миграция вносит изменения и в профессиональную структуру населения. Поскольку в миграцию вовлечены люди разнообразной квалификации, то изменяется и образовательный уровень трудовых ресурсов территории. Внешняя миграция воздействует и на подвижность местных трудовых ресурсов, поскольку может способствовать усилению конкуренции на рынке труда. Таким образом, внешняя миграция способна, так или иначе, изменить все основные характеристики трудовых ресурсов региона.


Воздействие миграции на социально-экономическое состояние территории может быть следующим:

  • - Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых.

  • - Отток высококвалифицированной рабочей силы, напротив, может иметь негативные экономические последствия, которые связаны с потерей человеческого капитала, утраченными возможностями научно-технических достижений, упущенной экономической выгодой и др.

  • - Трудовые мигранты, способствующие устранению дефицита рабочей силы, помогают осваивать новые территории и их природные ресурсы, осуществлять прогрессивные структурные изменения в экономике.

  • - Приток рабочей силы в страну может повысить уровень концентрации трудовых ресурсов, способствовать кластеризации экономики, развитию территориально-производственных комплексов. В то же время, эмиграция способна уменьшить напряженность на рынке труда.

  • - Рост занятости иммигрантов стимулирует увеличение числа квалифицированных рабочих мест еще и потому, что все они являются и потребителями. Переселенцам нужны дома и квартиры для проживания - значит, понадобится дополнительное строительство. Им необходимо питаться - возникнут новые рабочие места в сфере производства и реализации продуктов. Они добираются до места работы на общественном транспорте - нужны дополнительные водители и так далее. Так внешняя миграция воздействует и на размещение производительных сил общества.

  • - В условиях трудодефицитной экономики иммиграция способствует конкуренции на рынках труда, повышению уровня требований к работнику и росту его образовательной и профессиональной подготовки, снижению уровня издержек производства и повышению конкурентоспособности национальной экономики благодаря привлечению более дешевой рабочей силы.

Одна из актуальных проблем миграционного движения населения, заметно влияющая на общественную обстановку - это национальная безопасность, составляющая основу существования любого государства. С позиций национальной безопасности ситуация в России складывается таким образом, что большие запасы территории и имеющихся на ней ресурсов в условиях крайне низкой степени заселения объективно предполагают потенциальные посягательства из-за границы. В современных условиях одним из наиболее эффективных инструментов решения стратегических задач государств становится демографическая экспансия. Как правило, на современном этапе развития общества она реализуется посредством миграционного движения населения. В этом отношении миграционные потоки, особенно неконтролируемые, действительно представляют реальную опасность для государства.