Файл: Практическое занятие 2 Национальный вопрос в современном мире. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности представителей тех или иных социальных общностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13. Американский социолог М. Рокич пришел к выводу, что установка бывает как на объект, так и на ситуацию. Приведите примеры. Какой из видов станет базовым стереотипом относительно какого-либо явления, процесса, социальной или этнической группы?
Установка – психологическое состояние предрасположенности субъекта к опр. активности в опр. ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге. Установка предшествует соц. действию и находится на границе между внутренним и внешним как инстанция, где формируется стратегия соц. поведения и даже соц. восприятия еще прежде того, как наступит момент прямого контакта с соц. средой.
Американский социолог Милтон Рокич показал, что установка бывает двух видов: на объект и на ситуацию. Установка на объект представляет собой заведомое отношение (базовый стереотип) к какому-то явлению, социальной или этнической группе. В такой установке нет обратной связи – она проецируется на внешний мир без учета его особенностей. Установка на ситуацию включает в себя обратную связь, так как помещает субъекта в конкретный индивидуальный момент, с которым ему приходится считаться.
Яркий пример — содержание этнических стереотипов у трех поколений студентов Принстонского университета США (1933, 1950 и 1969 гг.), которое в целом не слишком изменилось. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться
14. Заполните таблицу, приведите примеры динамики взаимодействия этносов.
Динамика взаимодействия этносов
Тип взаимодействия | Пример регионов в РФ |
Сходная динамика: этнические группы развиваются вместе | Мурманская область, Башкортостан, Рязанская область, Волгоградская область |
Опережающее развитие: группа, дающая название республике, опережает другие этнические группы | Московская область, Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Татарстан |
Догоняющее развитие: группа, дающая название республике, отстает от других этнических групп | Тыва, Алтай, Ингушетия, Бурятия, Еврейская автономная область, Забайкальский край |
15. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «этнос» и выделите признаки, которые приписываются этому понятию. Какие признаки упоминаются в каждом определении?
Составьте собственное определение этноса:
а) этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание) («Краткий словарь по социологии»);
б) этнос – социокультурное явление, общность, обладающая этническим самосознанием, то есть общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, сложившиеся на определенной территории (Ю.В. Бромлей);
в) этнос – исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, характеризующаяся определенными культурными и языковыми особенностями, а также наличием этнического самосознания (В.И. Добреньков, К.Г. Власюк, А.С. Зайналабидов. Основы социологии и политологии).
Проанализировав предложенные определения, можно выделить следующие признаки этноса:
-
общность территории -
единый язык общения; -
культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии и искусстве; -
этническое (национальное) самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам;
Исходя из этого можно дать следующее определение: этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группа людей, объединенных общностью языка, своеобразием культуры, быта, традиций, обычаев, сознанием нерасторжимости исторической судьбы и исторической памяти.
Самоназвание – собственное имя, этноним, внешний признак этноса. Например, этнос, называющий себя «дойч», по-русски – «немцы», по-французски – «алеман», по-английски – «джемен», по-итальянски – «тедеско», по-фински – «саксаляйнен», по-сербски –«шваб» и т.д.
Этническое самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной социальной общности, идентификация с ней – один из наиболее надёжных показателей этноса. Оно заключается в национальной идентификации, т.е. в осознании своей принадлежности к определённой этнической группе, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах её как целого. С возрастом появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (при этом, в одних этносах крайне обострённое, в других – почти размытое). И, наконец, появляется представление о родной земле.
Этническое самосознание имеет сложную структуру. В него входят когнитивные компоненты – представления, составляющие «образ Я», а также эмоциональные и поведенческие.
16. Определите, каким явлениям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из правой колонки.
1. Нация. | 1. Из этого состоит любой этнос. |
2. Миграция. | 2. Численность этой формы этноса обычно больше, чем численность племени. |
3. Национальное самосознание. | 3. Так называют нейтральное представление представителей нации о том, что их народность занимает центральное положение в мире. |
4. Семья. | 4. Это наука, изучающая этносы и межнациональные отношения. |
5. Этноцентризм | 5. Это высшая форма развития этноса. |
6. Народность. | 6. Так называют осознание общности и родства между представителями одного этноса. |
7. Дискриминация. | 7. Это притеснения национальных меньшинств в многонациональных государствах. |
8. Расизм. | 8. Это одна из причин смешения культур и возможных межнациональных конфликтов. |
9. Этносоциология. | 9. Это понятие отражает негативные стороны этноцентризма. |
17. Определите, какие из приведенных суждений правильны.
а) Расизм – это то же самое, что этноцентризм.
б) Расизм проявляется в виде дискриминации национальных меньшинств.
в) Патриотизм – это форма расизма.
г) «Кирпичиком» нации является семья.
д) Этнос – это то же самое, что и нация, между ними нет никакого различия.
е) Государство не играет никакой роли в межнациональных отношениях.
ж) Каждый этнос обязательно имеет свое государство.
з) Лишение представителей какой-либо национальности прав и свобод – форма дискриминации.
и) Нация – это высшая форма развития этноса.