Файл: Практическое занятие 2 Национальный вопрос в современном мире. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности представителей тех или иных социальных общностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


13. Американский социолог М. Рокич пришел к выводу, что установка бывает как на объект, так и на ситуацию. Приведите примеры. Какой из видов станет базовым стереотипом относительно какого-либо явления, процесса, социальной или этнической группы?

Установка – психологическое состояние предрасположенности субъекта к опр. активности в опр. ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге. Установка предшествует соц. действию и находится на границе между внутренним и внешним как инстанция, где формируется стратегия соц. поведения и даже соц. восприятия еще прежде того, как наступит момент прямого контакта с соц. средой.

Американский социолог Милтон Рокич показал, что установка бывает двух видов: на объект и на ситуацию. Установка на объект представляет собой заведомое отношение (базовый стереотип) к какому-то явлению, социальной или этнической группе. В такой установке нет обратной связи – она проецируется на внешний мир без учета его особенностей. Установка на ситуацию включает в себя обратную связь, так как помещает субъекта в конкретный индивидуальный момент, с которым ему приходится считаться.

Яркий пример — содержание этнических стереотипов у трех поколений студентов Принстонского университета США (1933, 1950 и 1969 гг.), которое в целом не слишком изменилось. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться
14. Заполните таблицу, приведите примеры динамики взаимодействия этносов.

Динамика взаимодействия этносов

Тип взаимодействия

Пример регионов в РФ

Сходная динамика: этнические группы развиваются вместе

Мурманская область, Башкортостан, Рязанская область, Волгоградская область

Опережающее развитие: группа, дающая название республике, опережает другие этнические группы

Московская область, Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Татарстан

Догоняющее развитие: группа, дающая название республике, отстает от других этнических групп

Тыва, Алтай, Ингушетия, Бурятия, Еврейская автономная область, Забайкальский край



15. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «этнос» и выделите признаки, которые приписываются этому понятию. Какие признаки упоминаются в каждом определении?

Составьте собственное определение этноса:

а) этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание) («Краткий словарь по социологии»);

б) этнос – социокультурное явление, общность, обладающая этническим самосознанием, то есть общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, сложившиеся на определенной территории (Ю.В. Бромлей);

в) этнос – исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, характеризующаяся определенными культурными и языковыми особенностями, а также наличием этнического самосознания (В.И. Добреньков, К.Г. Власюк, А.С. Зайналабидов. Основы социологии и политологии).

Проанализировав предложенные определения, можно выделить следующие признаки этноса:


  • общность территории

  • единый язык общения;

  • культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии и искусстве;

  • этническое (национальное) самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам;

Исходя из этого можно дать следующее определение: этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группа людей, объединенных общностью языка, своеобразием культуры, быта, традиций, обычаев, сознанием нерасторжимости исторической судьбы и исторической памяти.

Самоназвание – собственное имя, этноним, внешний признак этноса. Например, этнос, называющий себя «дойч», по-русски – «немцы», по-французски – «алеман», по-английски – «джемен», по-итальянски – «тедеско», по-фински – «саксаляйнен», по-сербски –«шваб» и т.д.

  Этническое самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной социальной общности, идентификация с ней – один из наиболее надёжных показателей этноса. Оно заключается в национальной идентификации, т.е. в осознании своей принадлежности к определённой этнической группе, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах её как целого. С возрастом появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (при этом, в одних этносах крайне обострённое, в других – почти размытое). И, наконец, появляется представление о родной земле.



Этническое самосознание имеет сложную структуру. В него входят когнитивные компоненты – представления, составляющие «образ Я», а также эмоциональные и поведенческие.

16. Определите, каким явлениям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из правой колонки.

1. Нация.

1. Из этого состоит любой этнос.

2. Миграция.

2. Численность этой формы этноса обычно больше, чем численность племени.

3. Национальное самосознание.

3. Так называют нейтральное представление представителей нации о том, что их народность занимает центральное положение в мире.

4. Семья.

4. Это наука, изучающая этносы и межнациональные отношения.

5. Этноцентризм

5. Это высшая форма развития этноса.

6. Народность.

6. Так называют осознание общности и родства между представителями одного этноса.

7. Дискриминация.

7. Это притеснения национальных меньшинств в многонациональных государствах.

8. Расизм.

8. Это одна из причин смешения культур и возможных межнациональных конфликтов.

9. Этносоциология.

9. Это понятие отражает негативные стороны этноцентризма.



17. Определите, какие из приведенных суждений правильны.

а) Расизм – это то же самое, что этноцентризм.

б) Расизм проявляется в виде дискриминации национальных меньшинств.

в) Патриотизм – это форма расизма.

г) «Кирпичиком» нации является семья.

д) Этнос – это то же самое, что и нация, между ними нет никакого различия.

е) Государство не играет никакой роли в межнациональных отношениях.

ж) Каждый этнос обязательно имеет свое государство.

з) Лишение представителей какой-либо национальности прав и свобод – форма дискриминации.

и) Нация – это высшая форма развития этноса.