Файл: Практическое занятие 2 Национальный вопрос в современном мире. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности представителей тех или иных социальных общностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мироощущение сельского жителя всегда было и остаётся неразрывно связанным с природой. Это проявляется в характерной для него естественной среде жизнедеятельности, где объектом служит живая природа. Однако он стремится понять, научиться применять и информационные новшества, которыми постоянно насыщается современная жизнь, ведь для того чтобы выжить, необходимо идти «в ногу со временем». Таким образом, у него происходит конфликт «внутри себя», что с точки зрения экзистенциализма означает, с одной стороны, стремление к познанию нового для получения возможности использования этого «нового» в своей обыденной жизни, с другой – нежелание отказываться от природного начала, традиционного, которое, собственно говоря, является основой его экзистенции.

Способ существования сельского жителя зависит от его бытийных потребностей. Объем научных знаний сельчанина в реалиях информационного общества минимален по сравнению с городским жителем, в связи с чем, для сельского образа жизни характерно наличие универсальных специалистов (когда, например, один сельский учитель преподает многие школьные предметы – и физику, и физкультуру, да к тому же ведет хозяйство), оптимально адаптирующихся к сельским условиям жизни, для городского – наличие развитых форм общественной и технологической специализации труда. Поэтому быт сельского жителя, его бытийное сознание, овладевает потребностями существовать, так скажем, для себя – не для общества. Экзистенция в таком случае ориентирована непосредственно на его эго.


  1. Проанализируйте взаимосвязь типа поселения (территориальный признак) и социального статуса индивида.


Город и деревня выступают в совокупности поселений скорее как собирательные понятия, которые в основном охватывают многообразие имеющихся форм расселения и выражают отличия населенных пунктов. Исторический рост города (деревни) не может быть непрерывным процессом эволюции. Между античным полисом, средневековым и современным городом есть много сходства, но наслоение эпох в процессе развития расселения рассматривается лишь в наследуемых материально - пространственных вещных формах, а не в их социально - экономическом содержании.

При исследовании города и деревни социологи чаще всего утверждают, что функционирование и развитие обусловлено территориально-вещественной средой. Специальные социологические теории города и деревни рассматривают города и села как единицы, ячейки социального организма, часть конкретного исторического общества. В них рождаются целостные общественные структуры, также представлены элементы и отношения всей системы конкретного социального организма (государства, группы стран). В деревни и в городе существуют:


· производительные силы,

· производственные отношения,

· технологические и организационно-управленческие структуры,

· классы и социальные слои,

· социальные и идеологически-духовные отношения,

· своя культурно-нравственная среда и атмосфера.

Отделение города от деревни возникает на изменениях в производстве и носит собственное содержание. Промышленные виды труда связаны с природой в отличие от сельского хозяйства. Природа не является непосредственным предметом труда, а ремесленный труд может быть там, где имеется рынок. Когда труд разделяется на духовный (физический и умственный) и материальный - это тоже процесс отделения города от деревни.


  1. Дайте определение агломерации, приведите примеры крупнейших агломераций мира, в том числе России.


Агломерацию можно определить как скопление определенного числа населенных пунктов как городского, так и сельского типа, объединенных в одно целостное территориально-экономическое образование внутри агломерационными хозяйственными, трудовыми и социально-культурными связями.

Крупнейшие агломерации мира:

Токио - 31 036 000 чел (Япония) :

Нью-Йорк—Филадельфия - 29 936 000 (США)

Мехико 20 965 000 (Мексика)

Сеул - 19 845 000 (Южная Корея)

Сан-Паулу - 18 505 000 (Бразилия)

Крупнейшие агломерации России:

Москва - 12,52 млн.чел

Санкт-Петербург 5,1 млн.чел

Самара 2,30 млн. чел

Екатеринбург 2,06млн.чел

Нижний Новгород 2,02 млн.чел


  1. Охарактеризуйте шкалу людности поселений, применяемую в российской градостроительной практике, приведите соответствующие примеры (города РФ, РТ).


Шкала людности поселений – система классификации поселений согласно их людности. В практике градостроительства РФ наибольшее распространение имеет следующая шкала людности городских поселений: поселки городского типа и малые города - до 50 тыс.жителей; средние города – 50-100, большие – 100-250, крупные - 250-500, крупнейшие – от 500 тыс. до одного млн.жителей;  города – миллионеры – свыше 1 млн. В мировой практике обычно к большим относят все города с населением свыше 100 тыс.жителей.

Труды классиков мировой социологии целесообразно рассматривать с позиции применимости их положений к современным реалиям российской жизни. Например, теория концентрических зон Э.Берджесса может быть использована для характеристики городов РТ, в частности г. Казани. Концепция урбанизма Л.Вирта и взгляды ее критиков (Г.Ганса и К.Фишера) могут быть применены при сравнительном анализе сельского и городского образов жизни в современном российском обществе. Метод картографирования, разработанный в свое время Ч.Бутом, может быть применен для визуального отображения специфики расселения горожан и селян на той или иной территории.



  1. Проанализируйте специфику расселения россиян по сравнению с жителями США, укажите причины различий.


Природные условия, история заселения территории России, а также целый ряд экономических причин определили большую неравномерность размещения населения страны. Территория наиболее плотного заселения образует клин, широкое основание которого западная граница России – от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону. Северная граница этой полосы проходит примерно по линии Санкт-Петербург – Череповец – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург – Красноярск, а южная – от Ростова-на-Дону на Саратов – Самару – Уфу – Челябинск – Красноярск. Восточнее клин превращается в узкую полоску, которая идет вдоль Транссибирской магистрали и заканчивается во Владивостоке. Территория плотного заселения называется Главной полосой расселения. Она занимает только 1/3 территории, но концентрирует 93% населения России. За пределами Главной полосы выделяют район Северного Кавказа. Почти вся остальная территория относится к экстремальной по условиям проживания – районы Севера и Северо-Востока – и имеет очаговый характер заселения. Таким образом, природные условия, определяющие степень комфортности проживания людей, – это первый фактор размещения. Очаговое заселение 65% территории России объясняется как суровостью природных условий, так и экономическими причинами. Люди живут около разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, в транспортных узлах, в районах переработки природных ресурсов (Норильск, Магадан, Мурманск, среднее и нижнее течение Оби и т.д.). На концентрацию населения в Главной полосе оказали влияние и исторические причины. Нашествия кочевых племен вынудили население перемещаться из степи и лесостепи к северу и северо-востоку, под защиту лесов.

В связи с особенностями естественных условий Северной Америки население размещено крайне неравномерно. Средняя его густота в США — 29,9 чел/км2, в Канаде — 3 чел/км2, на Аляске — 0,6 чел/км2, а некоторые северные районы Канады вообще не имеют постоянного населения. Высочайшая густота - в районах концентрации больших городов, где городские агломерации, слившись, образовывают гигантские мегалополисы.

Северная Америка - один из наиболее урбанизованных регионов мира: уровень урбанизации представляет в США 76 %, Канаде - 77 % .Здесь находятся три наибольших мегалополиса:

Босваш (Бостон — Вашингтон), или Северо-восточный, Приатлантический — расположенный в узкой полосе северо-восточного побережья Атлантики, состоит из метрополитенов Бостона, Нью-Йорка, Балтимор, Филадельфии и Вашингтона! Протяженность почти 960 км, имеет площадь 130 тыс. км2, объединяя свыше 40 городских агломераций с общим количеством жителей свыше 45 млн. человек. Средняя густота населения превышает 450 чел/км2, расстояние между городами не больше 20 км;


Чипиттс (Чикаго — Питтсбург), или Приозерный — охватывает южное побережье озера Мичиган от Чикаго и Милуоки, протягивается широкой полосой через штат Мичиган к Детройту и дальше возвращается на юг к Питтсбургу. В него входят 35 городских агломераций, в которых живут до 30 млн человек;

Сан-Сан (Сан-Франциско — Сан-Диего), или Калифорнийский, Тихоокеанский — протягивается вдольТихоокеанского побережья от Сан-Франциско через Лос-Анджелес к Сан-Диего и состоит из 15 агломераций. По площади почти равняется Приатлантическому, но по количеству жителей уступает ему почти вдвое (25 млн. человек).

На территории США формируется четвертый мегалополис — Техасский (от Далласа — Форт-Уэрта к Хьюстону).
11. Попробуйте сформулировать вопросы, которые позволят определить значимые признаки в установлении этничности, а также критерии границ «своей» и «другой» группы.
Одной из форм идентичности выступает этническая идентичность, которую сближают с понятием этничности.

Под этничностью понимают осознаваемое индивидом чувство принадлежности к той или иной этнической группе в отличие от других людей, которое выражается в наборе определенных культурных признаков.

В. А. Тишков вслед за Ф. Бартом определяет этничность как «форму социальной организации культурных различий». Ж. Девосе и Л.Романуччи-Росс дают следующее определение: «В конечном счете этничность есть социальная форма лояльности и экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность. Последнее есть дополнение к использованию этничности в ситуациях, когда определяется отличительность от других». Этничность является «коллективным чувством социальной принадлежности и высшей формой лояльности, связанной с родством и верой в общее происхождение».

При этом мы пока не уточняем, как понимать этническую группу — как этнос, нацию и т. д. В данном случае это не столь важно, принципиальным при рассмотрении понятия этничности является сама постановка вопроса об определении идентичности через некие групповые этнические признаки, этногруппы.

Понятие этничности — переходное и носит скорее инструментальный, чем эвристический характер. Вокруг терминов, которыми ученые обозначают этнические общности, — племя, народ, нация, этнос и т.д., очень много споров. Сегодня в науке не существует консенсуса, что же под ними понимать, когда появляется та или иная общность, какими характеристиками она обладает. Чтобы не вести «вечный спор о терминах», и возникла категория этничности, как некое компромиссное понятие, обозначающее бесспорные вещи: 1) обладание индивидом чувством идентичности, связанным с принадлежностью к той или иной этнической общности (а это есть у всех); 2) существование таких общностей, созданных на основе характеристик, которые люди считают этническими.

12.Заполните таблицу. Укажите народы, проживающие на территории РФ, которые соответствуют этническим группам; обозначьте территорию расселения этнических групп (локация РФ), родной язык; уточните особенности традиции, обычаев, уклада жизни и мифа, который лежит в основе этнической идентичности.


Этническая группа

Народы РФ

Территория расселения

Язык

Традиции, обычаи, уклад жизни

Миф

Славянская

Русские

Белорусы

украинцы


В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России.

русский язык,

украинский язык,

 белорусский язык 

Традиционная культура славян является типичной для Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы

Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во 2-м — 1-м тысячелетии до н. э. и взаимодействия с мифологией и религией соседних народов. Поэтому в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и ЯрилихаИван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). 

Тюрская

чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, татары, тувинцы, хакасы, якуты, алтайцы


татары и чуваши в Поволжье, кумыки, ногайцы, карачаевцы и балкарцы на Северном Кавказе, башкиры в Приуралье, татары в Западной Сибири, хакасы, тувинцы, алтайцы, кумандинцы, шорцы и тофалары в Южной Сибири, якуты и долганы в Восточной Сибири.


Тюрский

Гостеприимство и отзывчивость ― главная черта тюркских народов


Довольно много мифологических сюжетов у алтайцевхакасовтувинцев и шорцев. Здесь и почитание земли и рек, неба и жертвоприношения ему, почитание Йер-суг и Умай. У алтайцев, хотя и несколько изменёно, существует миф о происхождении древних тюрок

Финно-угорская

мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы

Живут преимущественно в Западной СибириЦентральнойСеверной и Восточной Европе

Финно-угорский

У финно-угров было немало традиционных обычаев и обрядов, сопровождавшихся приуроченными только к ним кушаньями.
Каждый праздник у народов в прошлом был не столько праздником в современном понимании этого слова, сколько целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Они посвящались определенным «языческим» божествам, от которых якобы зависело благополучие людей.

в качестве основного космогонического мифа финно-угров выделяют легенду о нырянии водоплавающей птицы (обычно утки) за землёй на дно первородного океана. Реже (обычно у западных финно-угров) встречаются легенды о сотворении Земли из яйца, снесённого подобной птицей. Водоплавающие птицы явно имели большое значение (в том числе промысловое) для предков финно-угров, и вполне возможно, что эти мифы восходят ещё к мальтинско-буретинским традициям верхнего палеолита

Нахско-дагестанская

аварцы, чеченцы, цахуры, ахвахци, каратинцы, лезгины, лакцы, рутульцы, агулы, табасаранцы

Этнический ареал этих народов Восточный Кавказ, территория современных Дагестана, Чечни и Ингушетии.

Аварский

Андийский

Даргинский

Лезгинский

Табасаранский

Агульский

Кубачинский

кайтагский

Этнокультурные традиции дагестанцев складывались ещё с периода древности, однако окончательно закрепились с принятием Ислама во времена средневековья. Ислам и адаты сформировали современный дагестанский характер присущий всем дагестанским народам.

Среди дагестанцев сильно развито чувство собственного достоинства и чести. Все культурные ценности, традиции и обычаи дагестанцев в той или иной мере нацелены на сохранение чести дагестанской женщины.


Величайшими образцами мифологии наха являются легенды о Пхармате, озере Галанчоге, эпической войне гномов пхагалбери (наездников на зайцах) против нартов, озере Кезанои и мифы о том, как появились солнце, луна и звезды

Осетинская

Иронцы,

Дигорцы,

Кударцы

Туальцы

Осетины составляют большинство населения Южной Осетии (89 % или около 48 тыс. человек)

Иранский

Осетинский

Одна из свято соблюдающихся традиций осетин – безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения, когда в дом заходит отец или дед, сыновья и внуки должны встречать их стоя.К национальным особенностям осетинского народа относится также соблюдение множества магических обрядов и ритуалов, посвященных святым покровителям. Считается, что духи-покровители есть и у каждого человека, и у каждого поселения.


Считается, что сама религия имеет скифское происхождение, но содержит много более поздних элементов христианства, например, осетинских богов часто отождествляют с христианскими святыми. Боги играют определенную роль в известных историях о расе полубожественных героев, называемых нартами.

Иранская

Осетины

Езиды

Таты

Северная Осетия

Иранский,

Осетинский

Православное христианство — среди осетин

Главным источником для реконструкции Иранской мифологии служат сведения "Авесты", священного писания зороастризма на сакральном авестийском языке, и в меньшей степени древнеперсидские клинописные надписи. "Авеста" состоит из отдельных книг - насков. 

Вайнахская

Чеченцы

Ингуши

Исторические земли вайнахов - Чеченская республика и Ингушетия, и земли в нескольких районах северного Дагестана и Северной Осетии

Ингушский

чеченский

Отношение к женщине

Честь семьи

Родственные обязанности

Гостеприимство

Взаимопомощь, взаимовыручка.

Мужской этикет

Основой служили языческие верования ингушей и чеченцев (до принятия ислама). Предания, легенды, обряды и фольклор записаны этнографами со слов старцев

Монгольская

Буряты,

калмыки

 республики Бурятия и Калмыкия, а также Усть-Ордынский Бурятский округ (Иркутская область) и Агинский Бурятский округ (Забайкальский край)

Монгольский
Среди монголов был очень развит культ гор. Каждая гора или долина имела своего покровителя. Путник всегда старался умилостивить их. Среди праздников особо выделяется надом - народные игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного народного творчества.







Высший пласт мифологии был представлен Вечным Синим Небом (Хухе Мунхэ Тэнгэр). Небо воспринималось как источник власти и первопричина необходимости. При этом единое Небо часто выступало в виде множества отдельных небесных духов - Тенгри: Багатур-тэнгэри (бог храбрости), Дайчин-тэнгэри (бог войны), Дзаягачи-тэнгэри (покровитель скота), Лу-тэнгэри (бог грома). Антиподом Вечного Неба в мифологии древних монголов была Мать Земля (Этуген).

Палеазиатская

Чукчи

Коряки

Айны

населяют Северную и Северо-восточную Сибирь, а также Курильские и Японские острова.

Чукотский

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

Исконные верования — анимизм;


Пантеон северо-восточных палеоазиатов имеет аморфный, незавершённый характер. Основными его элементами выступают: пассивное верховное небесное существо; активный культурный герой, имеющий черты плута-трикстера (Ворон); ряд небесных существ; различные духи-хозяева (данная категория менее развита, чем в других сибирских традициях); различные виды злых духов и противостоящих им шаманских духов, а также сделанных человеком амулетов-заместителей. Эти духи неразрывно связаны с амулетами и ритуальной функцией. Большинство персонажей имеют двойную (зооантропоморфную) природу, и антропоморфные черты более стабильны.

Тунгусо-маньчжурская

Орочи,

Ульчи

Удэгейцы

Негидальцы

Нанайцы

Ороки

Эвенки

Территория расселения тунгусо-маньчжурских народов в XIX - XX вв. охватывает обширный ареал в пределах Восточной Азии и Сибири. Этот регион Дальнего Востока Китая и России, объединяет Маньчжурию, Приамурье, Приморье, о.Сахалин, Охотское побережье, Якутию, Забайкалье, бассейн Енисея до притоков Оби

Тунгусо-маньчжурский

Традиционным занятием тунгусо-маньчжурских народов была таежная охота с помощью особого «тунгусского лука». Также в качестве оружия использовалась алебарда (пальма). Во время войн защитным вооружением тунгусов были куяки и шишаки. Традиционным жилищем был чум. Развита была верховая езда — на севере на оленях, на юге — на лошадях. У жителей Амура важную роль играло рыболовство (промысел кеты и горбуши)

Выделяются два слоя: дошаманский и шаманский. Дошаманский пласт охватывает представления о происхождении вселенной и сотворении земли и всего живого на ней. Древний вариант эвенкийского мифа о сотворении мира рассказывает, что вначале были только вода и два брата (или птицы в более древнем варианте). Значительно позже появились шаманские космогонические мифы. Верхний мир находится выше истоков и вершины горы (или выше семи туч), нижний мир — ниже устья реки энгдекит, начинающейся в верхнем мире и кончающейся в нижнем. Всякий попавший в нижний мир, даже шаман, обратно не возвращается.