Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.



Этот период характеризуется организационными построениями и взаимоотношениями органов госбезопасности и органов внутренних дел, а также подготовкой к военным действиям против Германии, Италии, Японии и их союзников.

В 1930 г. НКВД во всех союзных республиках были упразднены. В результате милиция, уголовный розыск оказались бесхозными. Сначала их подчинили напрямую СНК СССР, потом милицию переподчинили ОГПУ, а конвойную стражу – армии. Окончательно единство органов государственной безопасности и внутренних дел оформилось в 1934 г. созданием ведомства – Народного комиссариата внутренних дел СССР.

По постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. была создана прокуратура СССР. Для контроля за деятельностью всех судов СССР в июле 1936 г. был создан общесоюзный орган судебного управления – Народный комиссариат юстиции СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. были ликвидированы народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. 25 мая 1931 г. был принят первый общесоюзный нормативный акт о милиции – «Положение о рабоче-крестьянской милиции», утвержденное постановлением СНК СССР, согласно которому милиция являлась административно-исполнительным органом Советской власти. Милиция делилась на общую и ведомственную.

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел. В его состав включено ОГПУ. В составе НКВД СССР было создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Основные функции ОГПУ перешли к этому управлению. Иностранный отдел стал 5-м отделом ГУГБ НКВД СССР. При НКВД СССР создавалось Особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности СССР.

После реорганизации НКВД в 1934 г. в его составе был сохранен аппарат особоуполномоченного, которому ставились отдельные задачи по обеспечению собственной безопасности наркомата внутренних дел. Он выполнял специальные поручения наркома внутренних дел и его заместителей, связанных с проверкой и расследованием уголовных дел в отношении сотрудников НКВД. Осуществлял проверку и рассмотрение заявлений, жалоб, рапортов, материалов, нему поступающих и касающихся возможных должностных, бытовых и государственных преступлений, совершенных сотрудниками наркомата внутренних дел. Особоуполномоченный изучал отдельные участки оперативно-служебной деятельности местных органов НКВД с целью установления фактов совершения преступления.


Через месяц после того, как в феврале 1941 г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных наркомата: НКВД и НКГБ, – функции особоуполномоченного передаются вновь образованной особой инспекции, структурно входившей в отдел кадров НКГБ СССР и осуществлявшей свою деятельность до конца 1950-х гг.

С сентября 1939 г. Главное экономическое управление НКВД СССР основное внимание сосредоточило на отраслях промышленности, обеспечивавших оборонный потенциал страны. Причины такой перестройки заключались прежде всего в том, что в СССР был создан мощный экономический потенциал. Органы госбезопасности были не в состоянии в равной мере осуществлять контрразведывательное обеспечение работы промышленных объектов и информирование высшего руководства о состоянии развития практически всех отраслей народного хозяйства. Так, в середине 1930-х гг. были выделены почти 200 промышленных предприятий, составлявших оборонный комплекс страны, которые стали объектами постоянного внимания экономических подразделений НКВД, а с февраля 1941 г. НКГБ СССР.

В феврале 1941 г. НКВД разделился на два наркомата – НКГБ (народный комиссариат государственной безопасности) и НКВД. Внешняя разведка относилась к органам НКГБ.

Одним из коренных условий укрепления обороноспособности СССР являлось налаживание учета населения, поскольку без этого невозможно было на надлежащем уровне решать задачи развития экономики, военного строительства, борьбы с преступностью, обеспечения государственной безопасности. Сложившаяся в 1920-е гг. так называемая легитимационная система, при которой документами, удостоверяющими личность, признавались любые справки (сельских советов, жилищных контор), студенческие билеты и т.п., а получение удостоверений личности согласно действовавшим нормативно-правовым актам было не обязательным, не только не способствовала решению названных задач, но, наоборот, весьма затрудняла их достижение. Введение в конце 1932 г. единой паспортной системы и других мероприятий позволили обеспечить учет населения на достаточно высоком уровне.

Также осуществлена «чекизация» органов ЗАГС, что выразилось в назначении на должности начальников местных отделов ЗАГС сотрудников ГУГБ НКВД СССР. Последовательно совершенствовалась паспортная система. В 1937 г. установлена обязательная наклейка в паспорта фотографий владельцев, в 1940 г. фотографии стали скреплять специальным рельефным штампом. Эти и другие аналогичное меры направлены прежде всего на то, чтобы затруднить подделку документов, удостоверяющих личность, а в условиях реальной угрозы войны обеспечить государственную безопасность, укрепить обороноспособность страны. Утвержденное постановлением Совета народных комиссаров СССР от 10 сентября 1940 г. новое положение о паспортах еще более укрепило систему учета населения, поскольку паспортизация распространялась на большую, нежели это предусматривалось положением о паспортах 1932 г., территорию страны. Кроме того, несколько усложнялась процедура получения паспорта (устанавливался перечень документов, на основании которых могли выдаваться паспорта), вводилась система отметок в паспортах (в том числе, о времени приема на работу и увольнении, специальные отметки для жителей запретных зон пограничной полосы и др.).



В предвоенные годы проводились реформы органов и подразделений НКВД СССР, носившие военно-стратегический характер и направленные прежде всего на укрепление обороноспособности страны. На основании постановления СНК СССР от 2 февраля 1939 г. была проведена реорганизация Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД СССР, в результате которой оно разделено на шесть главных управлений НКВД СССР: пограничных войск, войск по охране железнодорожных сооружений, войск по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск, военного снабжения войск, военно-строительное управление войск. В рамках ГУЛАГ НКВД СССР были созданы лагеря специального, оборонного, промышленного, железнодорожного и шоссейного строительства, по строительству аэродромов, строительству и эксплуатации предприятий горно-металлургической, топливной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности.

Большое значение для укрепления обороноспособности страны имело наведение порядка на транспорте: снижение аварийности, борьба с расхищением перевозимых ценностей, недопущение диверсий, пресечение попыток вражеских разведок наладить подрывную работу. Создание в 1937 г. железнодорожной милиции было направлено на достижение этих целей. На нее возлагалась охрана общественного порядка, борьба с преступностью, осуществление паспортного режима и тому подобные обязанности. ГУГБ, Транспортное управление НКВД СССР сосредоточили усилия на оперативно-чекистском обслуживании путей сообщения. В 1938 г. с целью своевременного выявления шпионов, террористов, диверсантов на должности начальников поездов стали назначаться штатные оперативные работники ГУГБ НКВД.

В предвоенные годы значительно активизировалась мобилизационная работа внутри системы органов НКВД. 20 апреля 1939 г. был образован мобилизационный отдел НКВД СССР, одной из задач которого была подготовка органов НКВД к осуществлению ими функций в условиях мобилизации и военного времени, а также организация командирской учебы и военной подготовки личного состава органов НКВД.

В предвоенные годы значительные силы и средства органов госбезопасности отвлекались на борьбу с антисоветскими организациями и вредительством в СССР, что объективно ослабляло другие направления деятельности.

В 1931 г. была созвана и начала функционировать система правительственной междугородной высокочастотной связи СССР (ВЧ-связи). По мере расширения и материально-технического совершенствования ее сети ВЧ-связь превратилась в общегосударственную систему специальной электросвязи страны, обслуживающую высшее партийно-государственное руководство, а также ряд органов исполнительной власти в центре и на местах. Принадлежность центральных подразделений правительственной связи к органам государственной безопасности и внутренних дел (оперативные отделы ОГПУ и ГУГБ НКВД, а затем 2-й спецотдел и особое техническое бюро НКВД) обусловлена прежде всего важностью решаемых ими задач, а также режимом строжайшей секретности, в котором проводились все организационные и технические мероприятия по развитию сети ВЧ-связи.


В организационно-техническом отношении система правительственной междугородной связи опиралась на сеть периферийных станций (ВЧ-станций), включенных в штат соответствующих подразделений и органов НКВД (станционный компонент), и постоянные воздушные линии Наркомата связи (линейный компонент). Целенаправленная деятельность СНК и НКВД СССР позволила к концу 1930-х гг. вывести систему правительственной междугородной связи на достаточно высокий технический уровень, достижению которого во многом способствовало насыщение станционных сооружений (ВЧ-станций и трансляционных пунктов) вновь разработанной и поставленной на серийное производство отечественной аппаратурой связи (засекречивающей, каналообразующей, коммутационной). В частности, внедрение на сети ВЧ-связи аппаратуры засекречивания различных типов стало одним из важнейших факторов, обусловивших присвоение этой связи статуса правительственной.

Первая отечественная серийная секретная аппаратура «секретка» была создана в середине 1935 г. и работала по принципу простой инверсии (или переворачивания) разговорного спектра. Эта аппаратура просуществовала в органах безопасности и армии до 1942 г., когда на их смену пришло более современное оборудование.

Положение об эксплуатации ВЧ-связи утверждено СНК только в мае 1941 г. До этого включение в состав абонентов элитарной сети осуществлялось в рамках служебной переписки руководства СССР.

Внутриполитический курс на форсированные темпы создания крупного индустриального государства требовал жесткой централизации управления, укрепления единоначалия. Трудности и просчеты в экономическом строительстве привели к абсолютизации насильственных методов в управлении государством. В этой связи для осуществления централизованного управления осужденными 25 апреля 1930 г. было создано Управление лагерей ОГПУ (УЛАГ), а с 1 сентября того же года Главное управление лагерей (ГУЛАГ). С 1930 по 1956 гг. через ГУЛАГ прошли 35,4 млн человек из них погибли 1,738 млн человек.

Руководством пополнения трудовыми ресурсами ГУЛАГА осуществляли секретно-политический отдел, а также экономический, транспортный отделы НКВД. Они также осуществляли политический розыск, часто исходя из принципа бывшей социальной или партийной принадлежности граждан.

Вооруженные силы. В 1939 г. территориально-милиционная система перестала существовать и вооруженные силы перешли на систему кадровой армии. В 1935 г. состоялся пересмотр рангов, его главной целью являлось устранение из армии непригодных элементов, количество которых увеличилось во время Гражданской войны. Правительство, еще недавно желавшее, чтобы будущий офицер был сыном крестьянина либо рабочего, предпочитает в настоящее время этому классовому критерию критерий культурный. В 1935 г. вводятся персональные воинские звания, утверждаются новая форма и знаки различия командного состава Красной Армии и Флота. Для сухопутных и военно-воздушных сил устанавливаются следующие воинские звания: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, полковник, комбриг, комдив, комкор, командарм II ранга, командарм I ранга, маршал Советского Союза; для военно-морских сил: лейтенант, старший лейтенант, капитан III ранга, капитан II ранга, капитан I ранга, флагман II ранга, флагман I ранга, флагман флота II ранга, флагман флота I ранга.


В 1937 г. был образован Нарком Военно-Морского Флота. 13 марта 1938 г. был учрежден Главный военный совет Красной Армии и Главный совет Военно-Морского Флота. Увеличилось число военных округов, которые возглавляли военные советы. Эти органы состояли из командующего войсками округа и двух членов военного совета. Военный совет являлся высшим органом военной власти в округе, ему подчинялись все войсковые части и военные учреждения, расположенные на территории округа. Военный совет подчинялся Наркому обороны СССР.

Закон «О всеобщей воинской обязанности» принят 1 сентября 1939 г., по которому увеличивались сроки службы: до 3 лет в сухопутных частях и до 5 лет во флоте. 13 мая 1940 г. установлены генеральские и адмиральские звания для высшего командно-начальствующего состава. Для сухопутных вооруженных сил были установлены следующие генеральские звания: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии; в военно-морских силах: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и адмирал флота. Адмирал флота приравнивался к званию маршала Советского Союза. С установлением генеральских и адмиральских званий прежние звания упразднялись. В 1937 г. введено звание младшего лейтенанта, а в 1939 г. – подполковника.

В течение 1939–1941 гг. происходила определенная перестройка деятельности особых отделов, которые все больше подчинялись Народному комиссариату обороны СССР (НКО), что привело к трениям между НКО и НКВД СССР. В январе 1939 г., после периода массовых репрессий, принято решение о большем участии военного ведомства в формировании и осуществлении кадровой политики в органах военной контрразведки, и начальник особого отдела назначался совместным приказом НКО и НКВД. Ликвидируется практика, существовавшая в период массовых репрессий, согласовывать с особым отделом назначения на большинство руководящих должностей в частях Красной Армии, что вызывало возмущение наркома обороны и Главного политического управления СССР.

В феврале 1941 г. особые отделы были выведены из подчинения НКГБ СССР. В наркоматах обороны и военно-морского флота были созданы 3-и управления, являющиеся органами военной контрразведки. Переподчинение особых отделов военному ведомству привело правительство к потере возможности получения объективной информации о состоянии боеготовности Красной Армии и канала контроля за выполнением правительственных решений, касающихся армии. С середины апреля 1941 г. была введена должность заместителя начальника 3-го управления, назначаемого приказом НКГБ СССР к подотчетного наркому госбезопасности. Сотрудникам Наркомата госбезопасности предоставлялись полномочия брать для расследования любые дела из 3-го управления НКО, связанные с контрреволюционными преступлениями, и разрабатывать их самостоятельно.