Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы



После кончины царя Алексея Михайловича в 1676 г. Приказ тайных дел был упразднен.

Стрелецкие отряды и стража осуществляли слежку за всеми сотрудниками иностранных посольств. Сотрудникам иностранных посольств запрещалось разговаривать с жителями Москвы, особенно с другими иностранцами. Стража подвергала строгому допросу всех желающих видеть иностранного посла, после этих бесед желание у посетителей видеть посла само собой отпадало. Если иностранец, служивший в русском войске, просил у своего начальника разрешения повидаться с посольскими людьми, ему не отказывали, но внушали при этом оставить свое намерение, чтобы не возбудить подозрение при дворе царя. Женщинам России контакты с иностранцами вовсе запрещались. Из отряда стрельцов, ежедневно стороживших Посольское подворье, несколько человек размещались по тайным углам (в секретах) с целью предупреждения и пресечения нежелательных посещений.

Стрелецкий приказ осуществлял функции по сыскным делам и пыточным допросам, а также охране преступников.

В 1654 г. с воссоединением Украины и России в Москве был учрежден Малороссийский приказ, осуществляющий помощь в управлении Украиной Богдану Хмельницкому, а после его смерти в 1669 году и всей Украиной (Малороссией).

Разведывательная деятельность на Украине осуществляли дьяки и подьячие Малороссийского приказа.

Местное управление. Губные избы создавались как полицейские органы по борьбе с разбойниками, убийцами, ворами поджигателями и сыском беглых крепостных. Позднее на них возлагались и управленческие функции. Губные старосты объявляли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. В XVII в. компетенция губных органов стала еще шире по сравнению с периодом их создания и включала все дела местного управления. Разбойная изба (позднее – приказ) в Москве имела контрольные функции относительно губных органов, привлекала к ответственности самих губных старост и целовальников за взяточничество и другие злоупотребления. Во второй половине XVII в. самостоятельность губных органов была ограничена, контроль за ними, а в определенной мере и их обязанности возложены на представителей центральных правительственных органов, губные грамоты использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа. Постепенно Уставная книга этого приказа заменила губные грамоты. Губные грамоты и Уставная книга Разбойного приказа явились важными источниками Соборного уложения 1649 г. Губные и земские органы не были достаточно определенно и четко соединены с приказами, центральным управлением, строились на выборных началах. Губные избы подчинялись Разбойному приказу, который осуществлял лишь общее руководство их полицейской деятельностью. Деятельность губных изб по другим направлениям контролировалась соответствующими приказами.


Земские избы состояли из старост и выборных "лутчих" людей. При земской избе состоял земской дьяк. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Грамоты угрожали наказанием тем представителям земского управления, которые будут пользоваться своими правами и обязанностями в своих личных корыстных целях или нарушать установленные грамотами порядки. Для осуществления своих функций земские власти пользовались существовавшими ранее выборными сотскими, пятидесятскими. Образование земских органов происходило одновременно с ликвидацией органов кормления. Земские органы осуществляли суд по всем делам, в том числе по тем, которые были подсудны губным избам. Земские органы исполняли и полицейские функции.

В начале XVII в. во многие уезды и города правительственной властью назначаются воеводы. Воеводы являлись властью административной и военной (командовали вооруженными отрядами, расположенными над подведомственной им территории), управляли судом и полицией. Им подчинялись местное самоуправление и городовые приказчики. В помощь воеводе был создан специальный аппарат – приказная (или съезжая) изба с дьяками и подьячими, приставами, рассыльщиками и другими должностными лицами.

Вооруженные силы в этот период были существенно реорганизованы: во-первых, упорядочена организация дворянского ополчения в связи с принятым Уложением о службе 1557 г., во-вторых, создано постоянное стрелецкое войско из людей «по прибору» (т.е. по найму). Стрельцы поселялись в специальных слободах. В начале XVII в. были созданы постоянные, регулярно пополняемые полки – рейтарские, пушкарские, драгунские и т.д. Появилась пограничная служба. На воевод, посылаемых в окраинные местности, возложены функции по организации охраны границ, создание крепостей, «засек», острожек. Созданы драгунские полки из крестьян некоторых пограничных уездов.

Уголовное право. Значительное большое внимание стало уделяться систематизации правового материала. Кроме кодификации, был выработан и закреплен в Судебнике 1550 г. (ст. 98) принцип последующей систематизации нормативных актов, не вошедших в судебники. Новые указы, касавшиеся ведомства того или иного приказа, должны были «приписываться» им к тексту действовавшего судебника. В результате появились указные или уставные книги приказов. Среди них одна из первых – Уставная книга Разбойного приказа 1555–1556 гг. Она содержала нормы уголовного права и процесса. Эти нормы свидетельствуют об усилении полицейской политики, о широком применении "розыска". С 1616 г. началась выработка новой Уставной книги Разбойного приказа. В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г. В 1622–1648 гг. создана Уставная книга Земского приказа судебно-полицейского учреждения Москвы. В 1649 г. создан кодекс России –

Соборное уложение. Для составления проекта нового кодекса была учреждена специальная комиссия. Проект подробно обсуждался представителями Земского собора, после чего в 1649 г. его утвердили Собор и царь. Соборное уложение было первым печатным кодексом России, разосланным во все приказы и на места.

Соборное Уложение 1649 г. создало правовую основу для преследования государственных преступников. Так, глава II называлась «О государской чести и как его государское здоровье оберечь». Проступки против «государской чести» делились на три группы: государственная измена; покушение на жизнь и здравие государя; покушение на власть с намерением «Московским государством завладеть и государем быть».

В это время следствие поручалось воеводам с последующей передачей дел в приказы: Разрядный. Сыскных дел, Большого Дворца, Посольский и в Приказ Новгородской чети. Смертная казнь по Уложению 1649 г. полагалась за 60 видов преступлений, по современному ему французскому законодательству за 115 преступлений.

Соборное уложение царя Алексеи Михайловича 1649 г. включало традиционную норму о доносе, а также наказание за недоносительство смертью: «А будет кто, сведав или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор или иной какой злой умысел, а государю, и его государевым боярам и ближним людем, и в городех воеводам и приказным людем про то не известит... и его зато казнити смертию безо всякия пощады».

Соборное уложение предусматривало две формы процесса: розыск и суд. Розыскной процесс применялся по всем уголовным делам, исключая мелкие и незначительные. Как и по Судебнику 1497 г., розыск мог начинаться без заявления потерпевшей стороны, по инициативе государственного учреждения. Последнее вело активное следствие по делу (опрос свидетелей, повальный обыск, применение пыток), после чего выносило приговор. Наиболее жестко велось следствие по делам о преступлениях против государя и государства. В качестве доказательства применялся «общий обыск» и «повальный обыск». «Общий обыск» заключался в опросе всего населения относительно фактов совершения преступлений. «Повальный обыск» состоял в опросе местных жителей относительно конкретного, определенного лица, подозреваемого в совершении преступления.


Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.



В 1682 г. было отменено местничество. Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю: одни приказы были упразднены, другие объединены. Царь Петр I сохранил Посольский приказ, в функции которого входила внешняя разведывательная деятельность, позднее он был преобразован в Коллегию иностранных дел в связи с общей реорганизацией правительственного аппарата. Было создано постоянное царское войско: дворянское войско насчитывало 6 тыс. человек, постоянное войско 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат. Роль боярской думы снизилась. Она была уже не постоянным органом управления. Ее место стала занимать «Тайная», или «Ближняя» дума, из небольшого числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы.

При царе, позднее императоре Петре I, предприняты первые попытки иметь своих представителей при иностранных армиях. В роли военных агентов выступали дипломаты, которые одновременно выполняли и разведывательные задания.

24 января 1722 г. был издан Табель о рангах, согласно которому все командные должности в государственном аппарате должны занимать представители дворянства. В Табеле приводился перечень военных чинов: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных. Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Служба для дворян при Петре I являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. был установлен 25-летний срок их службы, которая начиналась с 20 лет. По манифесту Петра III (1762 г.) дворяне освобождались от обязанностей военной и государственной службы.

Хотя церковь и до Петра I была теснейшим образом связана с государственной властью, Петр превратил эту связь в прямую, формальную зависимость, подчинив церковь государству, бесцеремонно вмешивался в отправление религиозных обрядов и таинств.

Именно при нем в России было введено принудительное и контролируемое причащение всех православных. Священники обязывались регулярно вести так называемые клировые ведомости и отмечать в них лиц, бывших или отсутствовавших на исповеди и причастии. Все уклоняющиеся от исповеди рисковали своим благополучием и даже свободой.

С этих пор и церковь выступала в качестве института, обязанного нести надзор за населением империи. Петр отменил через Святейший Синод и тайну исповеди. Приходские священники были обязаны неукоснительно сообщать в Преображенский приказ, а впоследствии, с 1718 г., в Тайную канцелярию о признаниях на исповеди, затрагивавших интересы государства. Огосударствление Русской православной церкви при Петре I привело к широкому распространению раскола и сектантства.


Этот период характеризуется развитием тайного сыска. Его чертами как явления представляются следующие. Во-первых, направленность (и объективная – с точки зрения нормативно-правовой базы, и субъективная – с точки зрения реалий практической деятельности) спецслужб прежде всего на борьбу с оскорблением личности государя в разных формах. Во-вторых, применение в процессе следствия пытки, причиной чего было гипертрофирование признания (или напротив – непризнания) подследственным своей вины как главного доказательства. В-третьих, отсутствие у тогдашних спецслужб местного аппарата.

Центральные органы власти и управления. Во главе государства стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны.

В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет получил название Конзилии министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). С учреждением в феврале 1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату, вначале – единогласно, а с 1714 г. – большинством голосов. При Сенате имелся разрядный стол (позже его сменила герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером), ведавший учетом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности; расправная палата – для расследования служебных преступлений и злоупотреблений; генерал-рекетмейстер – для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения. При Сенате существовало несколько особых должностей: фискалы – они должны были «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления должностных лиц, как высших, так и низших, надзирать за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения, совершенные должностными лицами. Во главе фискалов находился генерал-фискал, назначавшийся царем, со своим обер-фискалом, назначавшимся Сенатом. Им подчинялись фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах. До образования коллегий (1718–1720 гг.) средством административной связи Сената с местными учреждениями служили губернские комиссары, состоявшие при Сенате (по два от каждой губернии).