Файл: Цель физкультурного образования формирование физической культуры личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Характер трудовой деятельности

Величина энергетических трат непосредственно влияет и на физиологическую потребность в питательных веществах и энергии, то есть чем выше суточные энергозатраты, тем выше потребность. Все взрослое население в зависимости от величины энерготрат делится на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин, учитывающих производственную физическую активность и иные энерготраты:
I группа – работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность (КФА 1,4).

К 1 группе относятся государственные служащие административных органов и учреждений, научные работники, преподаватели вузов, колледжей, учителя средних школ, студенты, специалисты-медики, психологи, диспетчеры, операторы, в т.ч. техники по обслуживанию ЭВМ и компьютерного обеспечения, программисты, работники финансово-экономической, юридической и административно-хозяйственной служб, работники конструкторских бюро и отделов, рекламно-информационных служб, архитекторы и инженеры по промышленному и гражданскому строительству, налоговые служащие, работники музеев, архивов, библиотекари, специалисты службы страхования, дилеры, брокеры, агенты по продаже и закупкам, служащие по социальному и пенсионному обеспечению, патентоведы, дизайнеры, работники бюро путешествий, справочных служб и других родственных видов деятельности.

II группа – работники, занятые легким физическим трудом, легкая физическая активность (КФА 1,6).

Ко II группе относятся водители городского транспорта, рабочие пищевой, текстильной, швейной, радиоэлектронной промышленности, операторы конвейеров, весовщицы, упаковщицы, машинисты железнодорожного транспорта, участковые врачи, хирурги, медсестры, продавцы, работники предприятий общественного питания, парикмахеры, работники жилищно-эксплуатационной службы, реставраторы художественных изделий, гиды, фотографы, техники и операторы радио и телевещания, таможенные инспектора, работники милиции и патрульной службы и других родственных видов деятельности.
III группа – работники, занятые средним физическим трудом, средняя физическая активность (КФА 1,9).

К III группе относятся слесари, наладчики, станочники, буровики, водители электрокаров, экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, работники тепличных хозяйств, растениеводы, садовники, работники рыбного хозяйства и других родственных видов деятельности.

IV группа – работники, занятые тяжелым физическим трудомвысокая физическая активность (КФА 2,2).

К IV группе относятся строительные рабочие, грузчики, рабочие по обслуживанию железнодорожных путей и ремонту автомобильных дорог, работники лесного, охотничьего и сельского хозяйства, деревообработчики, физкультурники, металлурги доменщики-литейщики и другие родственные виды деятельности.

V группа – работники, занятые особо тяжелым физическим трудом, очень высокая физическая активность (КФА 2,5).

К V группе относятся спортсмены высокой квалификации в тренировочный период, механизаторы и работники сельского хозяйства в посевной и уборочный периоды, шахтеры и проходчики, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и другие родственные виды деятельности (КФА более 2,5, определяется индивидуально).
3. Возраст

Нормы разработаны для различных возрастных групп:

  • дети и подростки (от 0 до 18 лет);

  • взрослое население (19 – 59 лет);

  • лица престарелого и старческого возраста (60 лет и более).



Чем моложе организм, тем выше энергия основного обмена и тем интенсивнее протекают обменные процессы, связанные с ускоренными процессами роста и развития, соответственно выше потребность в энергии и пищевых веществах. Так, например, для детей до 1 года потребность в белке составляет 2,2 – 2,9 г/кг массы тела. С возрастом энергозатраты на основной обмен уменьшаются и при расчете индивидуальной потребности для взрослого человека необходимо исходить из значения 1 – 1,5 г белка на 1 кг массы тела или 40 г на 1000 ккал энергозатрат.
4. Климатические условия

По климатическим условиям выделены следующие зоны: 

  • центральная;

  • северная;

  • южная.



Потребность в энергии у жителей северной зоны выше на 10-15%, чем у жителей центральной зоны (потребность в белках и углеводах примерно одинакова, а в жире увеличивается на 5-7%) в связи с тем, что необходима энергия для поддержания процесса терморегуляции. Для жителей южной зоны по сравнению с центральной зоной потребность в энергии снижена на 5% за счет уменьшения содержания жиров в рационе.
5. Физиологическое состояние организма

Так, например, при беременности и грудном вскармливании потребности в энергии увеличиваются в среднем на 15 и 25% соответственно.


Величина основного обмена (BOO) – минимальное количество энергии, необходимое для осуществления жизненно важных процессов, то есть затраты энергии на выполнение всех физиологических, биохимических процессов, на функционирование органов и систем организма в состоянии температурного комфорта (20°С), полного физического и психического покоя натощак.
BOO зависит от возраста, массы тела и пола. У женщин: BOO на 15% ниже, чем у мужчин (таблица 7).
Таблица 7 – Средние величины основного обмена взрослого населения России (ккал/сут)




У детей в период новорожденности 15% потребляемой с пищей энергии тратится на рост. С возрастом отношение BOO к массе тела постепенно снижается. Максимальной потребности в энергии соответствует быстрый рост в подростковом возрасте (таблица 8).
Таблица 8 – Средние величины основного обмена детского населения



Суточные энерготраты на конкретный вид деятельности – это произведение ВОТ на соответствующий КФА.

Средние физиологические потребности в энергии для взрослых – от 2100 до 4200 ккал/сут для мужчин и от 1800 до 3050 ккал/сут для женщин.

Средние физиологические потребности в энергии для детей – 110-115 ккал/кг массы тела для детей до 1 года и от 1200 до 2900 ккал/сут для детей старше 1 года.
Приведём пример расчета:

Вопрос: Сколько калорий рекомендовано потреблять в течение дня женщине 50 лет, среднего телосложения, весом около 80 кг, занимающейся умственным трудом и легкой физической активностью?

Ответ: В таблице 7 находим величину основного обмена (ВОТ), для женщины 50 лет весом 80 кг, ВОТ составляет 1580 ккал/сут. Далее определяем коэффициент физической активности (КФА), для работников умственного труда он составляет 1,4. Находим суточные энерготраты. Для этого умножаем ВОТ на КФА.

1580×1,4=2212 ккал/сут.
Расчет суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека


Хронометражно-табличный метод является простым и быстрым методом определения суточных энергозатрат человека. Метод включает хронометраж отдельных видов деятельности человека за сутки и расчет энергозатрат с помощью специальных таблиц, как по отдельным видам деятельности, так и за сутки в целом. Указанный метод включает данные основного обмена.

Каждое состояние организма, каждый вид деятельности (сон, работа, отдых и т.д.) сопровождается определенными по величине затратами энергии, которые образуют суммарную величину затрат энергии за сутки. Поэтому первым этапом определения этой величины является учет продолжительности отдельных состояний организма и видов деятельности на протяжении суток, т.е. определение бюджета времени.
Бюджет времени определяется: путем опроса, личных записей и хронометража.
В практической деятельности обычно используется сочетание метода хронометража и личных записей. Необходимо, чтобы день, выбранный для хронометража, был типичным и выполняемые виды работ характеризовали среднюю физическую нагрузку. Если общая сумма времени, затраченного на все виды деятельности, будет равной 24 часам (1440 мин.), следовательно, хронометраж проведен правильно.
Обработка данных хронометража заключается в суммировании времени, затраченного на однотипные виды работ, выполняемые в различные промежутки дня (например, ходьбу, прием пищи, отдых, сидя и т.д.). Данные хронометража заносят в рабочую таблицу (таблица 9).
Таблица 9 – Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом



Вид
деятельности

Продолжите льность в мин.

Расход энергии

ккал/кг/мин

вычисление расхода энергии (ккал/кг/мин) х масса тела х время)

1.

2.

3. и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

Итого + 5%

 
Для определения расхода энергии пользуются данными энергозатрат в ккал на 1 кг массы тела в минуту (ккал/кг/мин) для отдельных видов состояния организма, деятельности и работы (таблица 10). Приведенные данные включают энергозатраты на основной обмен. Если тот или иной вид выполненной работы в таблице 10 не указан, берут вид деятельности близкий к ней по характеру.
Затем время, затраченное на каждый вид деятельности, указанный в хронограмме, умножают на соответствующие табличные величины энергозатрат, расходуемых в 1 минуту на 1 кг массы тела и умножают на свой вес. После чего суммируют энергозатраты по разным видам деятельности и находят свой суточный расход энергии в килокалориях. Полученную величину округляют до целого числа.

В целях покрытия расхода энергии на непроизвольные и неучтенные движения и компенсации других неточностей метода, найденный суточный расход энергии следует увеличить на 5%.

Тема 3.4 Физическая активность людей разных возрастных групп


Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека, способствуют профилактике заболеваний, расширяют функциональные и приспособительные возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма человека. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается защитная функция крови.
Во все времена была известна польза физической культуры. Проблема движения и здоровья была актуальна уже в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Древнеримский врач Гален (ок. 130 – ок. 200) писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
К физическим качествам относятся врожденные морфофункциональные качества человека, а к двигательным (физическим) способностям относится умение человека быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия. В процессе тренировок физические способности человека развиваются.
Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. К таким упражнениям относятся плавание, передвижение на лыжах, оздоровительный бег, езда на велосипеде. Кроме того, оздоровительный и тренирующий эффект оказывают спортивные игры, шейпинг, атлетическая гимнастика, аквааэробика, степ-аэробика.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего их содержанием.
Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала «Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья» с общей целью предоставления лицам, формирующим политику на национальном и региональном уровнях, руководства в отношении взаимосвязей, основанных на зависимости «доза – ответная реакция», между частотой, продолжительностью, интенсивностью, типом и общим объемом физической активности, необходимой для профилактики неинфекционных заболеваний.