Файл: 22. Упрощенное(письменное) производство по административным делам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- до окончания производства по уголовному делу в случае, если производство по нему превышает четыре года и заинтересованное лицо ранее обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения уголовного дела. Кроме этого, иск о компенсации может быть подан в суд до окончания производства по уголовному делу потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому причинен вред преступлением, в течение шести месяцев со дня принятия дознавателем, начальником подразделения дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа постановления о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, если продолжительность досудебного производства по уголовному делу со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию превысила четыре года и имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ и необходимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, осуществления предварительного расследования по уголовному делу и установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

31. Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису

Отнесение вопросов о порядке рассмотрения административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации к исковому производству, безусловно, является новеллой процессуального законодательства. Раньше рассмотрение подобных вопросов регулировалось гл. 25 ГПК.


Главной целью выделения в отдельную главу производства по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации является четкое регламентирование механизма воздействия со стороны государства на субъектов, которые имеют возможность влиять на общественную жизнь и общественное мнение. При нарушении ими действующего законодательства у государства и общества должны быть механизмы реагирования на данные нарушения.

Основанием участия в административном процессе для гсударственных органов являются административная правоспособность и административная дееспособность, которыми данные субъекты наделяются в силу ст. 5 КАС.

32. Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении

Миграция граждан в последнее время во многих развитых странах стала представлять собой достаточно частое явление. В ряде случаев граждане приезжают в Российскую Федерацию без необходимых разрешительных документов, в результате чего их пребывание на территории Российской Федерации становится незаконным и, соответственно, невозможным. Вследствие этого они подлежат реадмиссии или депортации.

Реадмиссия — возвращение (передача) иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации без соответствующего разрешения, в страну, из которой он въехал в Россию, на основании международного договора о реадмиссии.

В случае, если подобный договор отсутствует, иностранный гражданина или лицо без гражданства, не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, подлежат депортации.

Депортация — изгнание, высылка из государства как мера административного наказания[1].

Для того, чтобы подвергнуть иностранного гражданина или лицо без гражданства процедуре реадмиссии, необходимы следующие условия: наличие международного договора и отсутствие законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.


Судебное заседание назначается судом с учетом требований о сроке, установленных ст. 268 КАС, что должно быть учтено судом при извещении участников процесса. Одновременно суд вправе истребовать необходимые материалы и доказательства и обязать административного истца обеспечить участие гражданина в судебном заседании. Административное исковое заявление должно быть рассмотрено и разрешено судом в сокращенный пятидневный срок со дня возбуждения дела. КАС не предусматривает проведения выездного судебного заседания, устанавливая требование о рассмотрении заявления в помещении суда.

В судебном заседании должны принимать участие административный истец, гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

В случае если участники дела окажутся не извещены о времени и месте судебного заседания, суд должен отложить слушание дела. Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории. Однако неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения административного искового заявления.

По результатам рассмотрения административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении суд может принять решение либо об удовлетворении заявления, либо об отказе в этом. Решение принимается и оформляется по общим правилам гл. 15 КАС, а при удовлетворении заявления в мотивировочной части решения должны быть приведены мотивы установленного судом срока пребывания гражданина в специальном учреждении, который во всяком случае должен отвечать критерию разумности. Этот же вывод воспроизводится и в резолютивной части решения, однако уже без дополнительного обоснования, путем четкого указания на конкретный срок, установленный в мотивировочной части решения.

КАС предусматривает специальные сроки для изготовления решения и его направления (вручения) лицам, участвующим в деле. По административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении мотивированное решение должно быть изготовлено в день его принятия. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.


33. Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Административный надзор, являясь по своей сути мерой по профилактике повторного совершения преступлений, устанавливает определенные ограничения прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы. Поэтому Закон об административном надзоре регулирует не только круг лиц, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, перечень ограничений, но и в качестве основной гарантии прав и свобод поднадзорных лиц предусматривает судебную процедуру рассмотрения дел об установлении административного надзора.Согласно ст. 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

  1. тяжкого или особо тяжкого преступления;

  2. преступления при рецидиве преступлений;

  3. умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Надзор устанавливается, если указанное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от его поведения во время отбывания наказания и привлечения или непривлечения к административной ответственности после отбытия наказания.

34. Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке


В соответствии с положениями российского законодательства психиатрическая помощь оказывается на добровольных началах при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство.

В то же время Законом предусматриваются отдельные исключения из общего правила о добровольности, такие как психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к военной службе, принудительные меры медицинского характера, психиатрическое освидетельствование лица без его согласия, госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производство психиатрических экспертиз.

Глава 30 КАС регламентирует процессуальную форму реализации указанных материально-правовых норм.

До вступления в силу КАС дела о принудительном психиатрическом освидетельствовании и дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар рассматривались в порядке гражданского судопроизводства и относились законодателем к делам особого производства (гл. 35, п. 8 ч. 1 ст. 262 ГПК), что не вполне соответствовало сущности таких дел, поскольку особое производство традиционно понимается как производство бесспорное, в рамках которого не может и не должен решаться спор о праве (ч. 2 ст. 263 ГПК). В то же время разрешение дел рассматриваемой категории неразрывно связано с публично-правовым спором о наличии или об отсутствии оснований к принудительным госпитализации или освидетельствованию. Поэтому отнесение дел данной категории к делам из административных правоотношений, делам спорного характера, видится правильным.

35. Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке

В ст. 281 КАС РФ установлено право руководителя медицинской противотуберкулезной организации на подачу административного искового заявления о госпитализации гражданина, больного заразной формой туберкулеза, неоднократно нарушавшего санитарно-противоэпидемический режим либо умышленно уклоняющегося от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 281 КАС РФ заявление может быть подано только в отношении гражданина, который находится под диспансерным наблюдением.

Таким образом, законодатель определил достаточно узкий круг субъектов, которые могут предстать в качестве ответчиков. Однако с точки зрения логики порядка выявления потенциальных истцов содержание нормы представляется оправданным.