Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 460
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
— Приведите примеры, доказывающие это. (Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лучами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и просят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.)
— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
— Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?
(Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)
В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
— Кого они просят о помощи? (Ветры.)
— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)
— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
3. Самостоятельное чтение стихотворения
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
4. Выразительное чтение стихотворения
— Чье чтение вам больше всего понравилось? (Высказывания детей.)
IV. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
V. Продолжение работы по теме урока
— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
— Вам захотелось узнать об этом поэте? (Конечно.) (Учитель или хорошо подготовленные ученики рассказываюто Ф.И. Тютчеве. Фоном звучит классическая музыка.)
VI. Проверка домашнего задания
— А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и научились его читать. (Дети читают наизусть.)
— Послушайте стихотворение.
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина
— Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Кто автор этого стихотворения?
— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
Домашнеезадание
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения. Выполнить задание 4 на с. 63.
Урок № 24. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: А. Фет«Мама! Глянь-ка из окошка...»,«Зреет рожь над жаркой нивой...»
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов А. Фета, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева. Показ иллюстраций, которые дети подготовили.
III. Речеваяразминка
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
Я. Аким
— Прочитайте жужжащим способом.
— О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали? (Это стихотворение о первом снеге. Можно так и назвать — «Первый снег».)
— С чем сравнивает поэт снежное покрывало? (Он сравнивает его с пуховым платком.)
— Каким представляет автор снег? (Он называет его новым, легким, потому что он первый.)
— Прочитаем, начиная шепотом, затем усиливая голос. (Чтение детьми.)
— А сейчас наоборот: начнем громко, затем уменьшим силу голоса до шепота.
— Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение.
— Отгадайте загадки О. Дружковой.
Белый пух на землю ляжет,
Скроет землю пух лебяжий,
Засверкает, заискрится,
В яркий жемчуг превратится. (Снег.)
Под гору — коняшка, в гору — деревяшка. (Санки.)
Раскинулась скатерть,
Для всех еды хватит:
Что на нее положишь,
То своим трудом умножишь. (Поле.)
IV. Работа по теме урока
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
Сегодня мы ознакомимся с новым стихотворением, которое написал замечательный русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич Фет.
(Учитель показывает его портрет. Чтение стихотворения учителем.)
— От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка.)
— Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ребенок увидел, что весь двор белый, чистый. Хотя вчера там была грязь.)
— Чему он рад? (Его радует, что на ветвях иней — он не колючий, светло-синий.)
— Что еще восхищает его? (Ему еще кажется, что кто-то свежей, белой, пухлой ватой украсил кусты. И малыша это радует.)
— Все ли слова вам понятны? (Нет, непонятно слово «тороватый».)
— Найдите значение этого слова. Тороватый — щедрый (не скупой).
— Прочитайте восклицательные предложения. (Дети находят и читают.)
— Какие чувства ребенка они помогают передать? (Чувства восхищения, радости, восторга.)
— Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией вы его прочтете? (Выражающей чувство неуверенности. Ребенок не знает, отпустит ли его мама гулять.)
— С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (Ребенок говорит с мамой быстро, он хочет поскорее рассказать, что он видит. Интонация радостная, восторженная.)
— Ребята, как вы понимаете выражение «Все убрал кусты»? (Слово «убрал» приведено здесь в значении «украсил, придал нарядный вид».)
V. Физкультминутка
Дружно за руки взялись!
Руки вверх, руки вниз!
Руки быстро в кулачок,
Положили на бочок.
Вправо-влево покачались,
Назад-вперед, назад-вперед.
Ну-ка, кто там отстает?
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Самостоятельное чтение стихотворения
— Подумайте, всегда ли паузы совпадают с концом строки. (Нет пауз между 2—3, 7—8, 11—12, 14—15-й строками.)
— А где паузы надо сделать в середине строки? (В 1, 16-й длинные — это конец предложения. В 4, 5, 7, 11-й — короткие паузы, так как идет интонация перечисления.)
2. Обсуждение понятия «рифма»
— Что такое рифма? (Рифма — созвучие концов стихотворных строк.)
— Найдите рифму в стихотворении. (Окошка - кошка; нос — мороз; одеяло — побелело; синий — иней; тороватый — ватой; ты — кусты; спору — в гору; бежать — гулять; не откажешь — скажешь.)
3. Выразительное чтение стихотворения
— Молодцы! А сейчас приготовьтесь читать стихотворение выразительно, представив, что это вы обращаетесь к своей маме, рассказываете ей об увиденном. (Чтение учащимися.)
4. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»
(Дети самостоятельно читают стихотворение.)
— Что изобразил Фет в своем стихотворении? (Поэт изобразил хлебное поле.)
— Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова:
жаркая; прихотливый — капризный, с прихотями, с причудами; золотые; безбрежная — такая широкая, простирающаяся на необозримое пространство, безграничная; огнедышащее — огнем дышит? (Показан жаркий летний день. Нива тоже жаркая. Рожь желтого цвета, поэтому поэт называет ее золотой. Эти слова помогают нам ощутить жар этого дня.)
— Найдите значение слова смежает. (Смежает — закрывает.)
— Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?
(Выразительное чтение детей.)
5. Рассказ учителя об авторе
Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892). «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», — писал о нем П.И. Чайковский. Действительно,стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов, например романс «На заре ты ее не буди». Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета, который до самозабвения любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А.А. Фет, бесспорно, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Его поэзия волнует душу, будит воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова.