Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 459

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое рифма? Приведите примеры.

— Как передает А.А. Фет настроение лирического героя?

Домашнеезадание

Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета. Нарисовать к нему иллюстрацию.

Урок 25. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно.....

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Никитина, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

— Прочитайте жужжащим способом.

— Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? (Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются.)

Назовите знакомые части речи.

(Дети называют глаголы: вез, ехал; имена существительные: горку, Саня, сани; предлоги: на, за, с; союз: а; местоимение: собою.)

Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают.)

— Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.

— Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

— А теперь скороговоркой.

III. Введение в тему

1. Знакомство с творчеством поэта И. Никитина


(Учитель читает стихотворение И. Никитина «Утро».)

Утро

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поет;

По плечу молодцу все тяжелое...

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

2. Рассказ учителя об авторе

— Догадайтесь, что здесь написано. Запиши эти слова в рабочей тетради (каждое из них надо писать с большой буквы).

НАВИ ЧИВВАС НИТИКИН

— Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт XIX века.

— Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина? Давайте отдохнем, а потом продолжим работу.

IV. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

V. Продолжение работы по теме урока

1. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

— Откройте учебник на с. 66. Прочитайте, как зовут поэта. (Иван Саввич Никитин.)

— Я буду читать стихотворение, а вы следите по учебникам. (Учитель выразительно читает стихотворение.)

— Понравилось вам стихотворение? А о чем оно? (О том, как наступает весна.)



2. Беседа по прочитанному

— Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их. (Примерный ответ. Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т. е. первая картина о том, как степь расцветет. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина описывает небо, покоторому плывут тучки.)

— Как называет автор траву? (Муравой.)

— К кому обращается поэт? (Поэт обращается к степи.)

— Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите. (Примерный ответ. Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно... Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся...)

— Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предположения детей.)

— Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте?

— Объясните значение слов.

Полно (спать беспробудно) - значит, хватит.

Ковыль — степная трава.

В угоду косцам — удовлетворить желания косцов, сделав им приятное (хорошей травой).

Копна — небольшой округлый стог сена, снопов.

— Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении И. Никитина? Запишите описания в рабочей тетради.

3. Подготовка к выразительному чтению

— Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно, напевно.)

4. Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

— О чем стихи Ивана Никитина?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить отрывки к этим иллюстрациям.

Урок 26. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: И. Никитин «Встреча зимы»


Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Никитина «Встреча зимы»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение, мысли поэта; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Никитина, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорки с ускорением, затем вполголоса (хором, индивидуально).

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была.

— Какую картину вы представили? (Ответы детей.)

III. Проверка домашнего задания

— Покажите иллюстрации, которые вы приготовили, и прочитайте наизусть соответствующие отрывки из стихотворения Ивана Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

(Дети показывают иллюстрации и читают отрывки к ним.)

IV. Работа по теме урока

Работа над стихотворением «Встреча зимы»

— Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)

Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как ее встречают.)

Ребята, а кто из вас любит это время года?

— Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей.) (Чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (Примерный ответ. Вначале мне было грустно — шел осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес стал веселосмотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...)

V. Физкультминутка

Мы сидели, мы сидели,


Наши спинки занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Самостоятельное чтение детьми стихотворения жужжащим способом

2. Выборочное чтение

— Можно ли сказать, что И. Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создает как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)

Проследите, как меняется все вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

(Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

— Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима еще не наступила, но идет первый снег?)

Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Первый снег закрывает грязь кругом, становится чисто, светло и красиво?)

Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостьей, приглашает к себе.)

— Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он ее любил.)

— А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)

(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)

Как понимаете значение слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времен?)

3. Выразительное чтение

— Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким стихотворением ознакомились на уроке?

— Чему учились сегодня на уроке?

Домашнеезадание

Выучить понравившийся отрывок. По желанию нарисовать иллюстрации. Выполнить задание 7 на с. 71.

Урок 27. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________

Тема: И. Суриков «Детство»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.