Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 474
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
Домашнеезадание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».
Урок № 35. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: А. Пушкин«Зимний вечер»
Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
III. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
А. Фет
— Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной).
— Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний. Введение в тему
— О каком времени суток говорит нам автор? (Высказывания детей.)
— Докажите, что это ночь.
— Откройте учебник на с. 90—91. Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к нему.
— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (Предположения учащихся.)
— Кто автор стихотворения? (А.С. Пушкин.)
V. Физкультминутка
(Стоя прямо, поставить руки на пояс. Раскачивать туловище вправо, влево, имитируя движения маятника.) Маятник качается
То вперед, то назад,
То налево, то направо.
Очень он старается,
Чтобы быть исправным.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение стихотворения «Зимний вечер» учителем
— Понравилось вам стихотворение?
— Значение каких слов надо уточнить для понимания содержания стихотворения?
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет — покрывает.
Лачужка - небольшая старенькая избушка. Обветшалая кровля — старая, разрушающаяся крыша.
2. Работа над содержанием стихотворения
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури. (Звуки [з], [ж], [ш].)
— С кем и с чем сравнивает поэт бурю? (Он сравнивает ее со зверем и с ребенком.)
— К кому обращается поэт? (Он обращается к своей няне.)
— Как он относится к своей няне? (А" своей няне поэт относится с нежностью и любовью.)
— Каким настроением проникнуто все стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать свое настроение в этот зимний вечер?
3. Выразительное чтение стихотворения
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Сравните два стихотворения Пушкина: «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? (Нет, по настроению они неодинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно грустное.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер» А. Пушкина.
Урок № 36. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...
Цели:
работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение просебя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дети читают выразительно стихи.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
(В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина. Висит портрет.)
1. Беседа
— Что вы помните из биографии поэта?
— Какие сказки Пушкина вы помните?
— Какие чудеса в них встречаются?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых», — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
«Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
2. Переход к изучению нового материала
— Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки Пушкина!
— Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)
— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
IV. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
V. Работа по теме урока
(Сказку читает целиком учитель. Можно прослушать аудиозапись. Ученики следят по учебникам.)
— Какие чувства остались у вас после чтения? (Ответы учеников.)
— Хороший ли конец у сказки? Почему? (У сказки хороший конец. Ведь в сказке добро всегда побеждает зло.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Докажите, что это сказка.
— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
- С какой сказкой ознакомились на уроке?
- Назовите героев сказки, которых вы запомнили.
- Какой эпизод из сказки понравился?
- Было ли вам жалко кого-нибудь или, наоборот, вы злились?
- Почему?
- Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?
Домашнее задание
Чтение сказки.
Урок № 37. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение просебя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.
Ход урока 2.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
— Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом,громко).
— Прочитайте выразительно.